Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:12, дипломная работа
Понимание контроля как одной из стадий управленческого цикла обогащает наше представление о временных характеристиках данной функции, хотя при этом допуска¬ется некоторое преувеличение роли контроля как одной из главных функций управления. Придание контролю свойств центрального звена системы государственного управления также ведет к ограничительному пониманию характера всего процесса управления, поскольку содержательность управленческого воздействия определяется, прежде всего, теми стадиями, которые связаны с целеполаганием, про¬гнозированием, планированием, принятием решений.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды контроля в государственном управлении 6
Глава 2. Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь и Комитета Государственного контроля 13
2.1. Контроль Президента Республики Беларусь в сфере государственного управления 13
2.2. Контрольные функции Комитета Государственного контроля 17
Глава 3. Контроль представительных органов за деятельностью аппарата управления, направления и формы контроля 22
Глава 4. Контроль органов исполнительной власти 26
4.1. Внутриведомственный контроль 26
4.2. Надведомственный контроль 31
Глава 5. Административный надзор и его виды 34
5.1. Понятие административного надзора 34
5.2. Контрольные и надзорные функции государственных инспекций в области государственного управления 39
Глава 6. Контрольные и надзорные функции судебных органов и органов прокуратуры 44
6.1. Судебный контроль за деятельностью аппарата государственного управления 44
6.2. Прокурорский надзор в сфере государственного управления 52
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Содержание
Одним из существенных элементов государственного управления является контроль. Он позволяет своевременно корректировать ход управленческой деятельности на основе информации о фактических ситуациях, явлениях изменениях принимать меры по устранению недостатков в работе звеньев управления и должностных лиц, «отклонений» от заданных целей. Эффективность контроля обеспечивается многими факторами, и, прежде всего его направленностью, систематичностью, всеобъемлющим характером, действенностью осуществляемых мер, прочной правовой базой.
Контроль является одной из традиционных функций управления. Может быть, по этой причине сложилось немало представлений о его назначении, элементах, механизме. При этом обращает на себя внимание тенденция расширенной трактовки контроля, осуществляемого не только государственными органами, но и иными звеньями социального управления. В последние годы появилось немало ценных работ, посвященных функционированию контроля в обществе.
В юридической литературе контроль чаще всего рассматривается в качестве функции государственных органов.
Например, в работах по теории государства и права, государственному праву объектом изучения был контроль представительных органов власти за аппаратом управления, контроль вышестоящих органов за деятельностью нижестоящих и т.п. В исследованиях административистов контроль чаще всего анализировался под углом зрения обеспечения законности в государственном управлении. Несомненным шагом вперед было исследование системы государственного и общественного контроля в СССР, где он характеризовался как составной элемент научного руководства всеми государственными и общественными делами, как неотъемлемая часть управления, как социальная функция.
Привлекают внимание разработки, касающиеся вопроса о роли права как инструмента социального контроля. Рассматривая социально-правовой контроль в качестве элемента социального механизма действия права, специалисты характеризуют социальный контроль как своего рода конечный пункт в процессе действия правового механизма, когда процесс перевода нормативного поведения в социальное, а социального в индивидуальное заканчивается. В этом плане различается контроль на уровне общества, коллектива и личности.
Плодотворна попытка выделить контроль (и учет) в общем, управленском цикле. Контроль - это функция управления, для которой характерна наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования принятым управленческим решениям, выявление результатов воздействия на объект, допущенных отклонений
Понимание контроля как одной из
стадий управленческого цикла
Дипломная работа состоит из 6 глав.
В первой главе рассматривается понятие и виды контроля в государственном управлении, т.к. деятельности по обеспечению законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются государственно-властными полномочиями.
Вторая глава посвящена
В третьей главе рассматриваются направления и формы контроля представительных органов власти за деятельностью аппарата государственного управления.
Органы государственного управления, осуществляя непосредственное управление хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством широко пользуются предоставленными им контрольными полномочиями. Эти полномочия исследуются в четвертой главе.
Разновидностью
Шестая глава посвящена
исследованию контрольных функций
судебной власти. Судебная власть –
это разновидность
Целью данной дипломной работы является
исследование понятия контроля, а
также функции государственных
органов в осуществлении
Для достижения цели дипломной работы были использованы законы Республики Беларусь, а также статьи и монографии таких авторов как Азовкина И.А., Горшенева В.М.,Шорина Е.В. и других ученых правоведов.
Взятый курс на формирование правового государства, реализацию правовой реформы, все более полное осуществление самоуправления народа, демократизацию управления ставят новые задачи по укреплению законности и дисциплины в нашем государстве.
Первостепенное влияние должно уделяться вопросам правовой защиты личности, упорядочения гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод людей.
В связи с этим государство должно надежно обеспечивать законность и дисциплину в деятельности органов государственного управления.
Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое выражение в пресечении малейших беззаконий и нарушений дисциплины; принятии мер по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении прав и за конных интересов граждан, общественных организаций; наказании лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; в создании атмосферы неотвратимости ответственности за нарушение требований законности и дисциплины. Все разновидности правовых санкций призваны гарантировать исполнение закона, осуществлять общую и частную превенцию правонарушений [16, С.23].
В целях обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении создан и действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов: организационно-структурных формирований и организационно-правовых методов. В организационно-структурные формирования включаются значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины.
Деятельности по обеспечению законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются государственно-властными полномочиями.
Применяемые ими различные организационно-правовое методы, практические приемы, операции, формы работы обобщенно называются способами обеспечения законности. В зависимости от содержания, характера применения, юридических последствий в государственном управлении различают следующие способы обеспечения законности: контроль, надзор, право жалобы.
Контроль - необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства, его важнейшей части (исходя из принципа разделения властей) - аппарата государственного управления, в общественной жизни[16, С.24].
Контроль - понятие многогранное. В тех случаях, когда речь идет о контроле, не связанном с каждым отдельным решением, он рассматривается как вид деятельности, выступает в качестве функции управления. Когда же контроль рассматривают применительно к каждому конкретно принятому решению, его обычно называют стадией управленческого цикла.
Сущность и назначение контроля состоит:
а) в наблюдении за
функционированием
б) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на нем;
в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;
д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Иначе говоря, посредством контроля его субъекты выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц установлениям правовых норм. Вместе с тем, контролю подлежат те действия граждан и их общественных объединений, которые «замыкаются» на сфере управления [44, С. 76].
Поскольку контроль выступает не в изолированном виде, а осуществляется с учетом содержания конкретной деятельности, его объем, формы и методы проведения дифференцируются в зависимости от специфики сфер и отраслей управления, места субъекта, осуществляющего контроль, в системе государственной организации или механизма государственного управления.
В сфере государственного управления больше, чем в какой-либо иной области общественной деятельности, контроль отличают многосторонность и разнохарактерность, позволяющие компетентным органам судить о соответствии результатов деятельности аппарата управления в целом, отдельных органов управления разных уровней, их структурных подразделений и работников стоящим перед ними задачам, возложенным служебным обязанностям.
Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы в отраслях управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами государственного управления.
Органы контроля интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия.
Существуют различные виды контроля. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).
По стадиям проведения контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике нарушений. Цель текущего контроля — выяснение состояния законности и дисциплины, вынесения оценки правильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.
В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:
а) контроль Президента Республики Беларусь;
б) контроль органов законодательной (представительной) власти;
в) контроль органов исполнительной власти;
г) контроль органов судебной власти.
В контрольной деятельности используются различные методы. К ним нужно отнести тематические проверки, рейды, материалы средств массовой информации, заслушивание отчетов, наблюдение за действиями контролируемого субъекта и так далее.
Не менее полезны обсуждения, аналитический разбор ситуации, беседы с работниками, инструктирование их и оказание необходимой помощи.
В большинстве случаев контроль и проверка исполнения производятся одновременно непосредственно вышестоящими по отношению к подконтрольным и проверяемым объектам органами управления и специальными органами или их должностными лицами[44, С.77].
Надзор как способ обеспечения законности в сфере государственного управления заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.
Обеспечение законности
и дисциплины в управлении предполагает
деятельность соответствующих государственны
а) недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах, и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;
б) своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;
в) установление причин и условий, им способствующих;
г) привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;
д) разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;
е) создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.