Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:12, дипломная работа
Понимание контроля как одной из стадий управленческого цикла обогащает наше представление о временных характеристиках данной функции, хотя при этом допуска¬ется некоторое преувеличение роли контроля как одной из главных функций управления. Придание контролю свойств центрального звена системы государственного управления также ведет к ограничительному пониманию характера всего процесса управления, поскольку содержательность управленческого воздействия определяется, прежде всего, теми стадиями, которые связаны с целеполаганием, про¬гнозированием, планированием, принятием решений.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды контроля в государственном управлении 6
Глава 2. Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь и Комитета Государственного контроля 13
2.1. Контроль Президента Республики Беларусь в сфере государственного управления 13
2.2. Контрольные функции Комитета Государственного контроля 17
Глава 3. Контроль представительных органов за деятельностью аппарата управления, направления и формы контроля 22
Глава 4. Контроль органов исполнительной власти 26
4.1. Внутриведомственный контроль 26
4.2. Надведомственный контроль 31
Глава 5. Административный надзор и его виды 34
5.1. Понятие административного надзора 34
5.2. Контрольные и надзорные функции государственных инспекций в области государственного управления 39
Глава 6. Контрольные и надзорные функции судебных органов и органов прокуратуры 44
6.1. Судебный контроль за деятельностью аппарата государственного управления 44
6.2. Прокурорский надзор в сфере государственного управления 52
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Необходимыми звеньями всей управленческой деятельности является внешний и внутренний государственный контроль.
Оба вида контроля переплетаются, их сочетание дает возможность наиболее верно оценить деятельность подконтрольных объектов, обеспечить всестороннее руководство отраслью государственного управления.
Если внешний контроль не связан административной соподчиненностью контролирующего и контролируемого органов, то внутренний - вытекает из такой подчиненности. И тот, и другой ведется применительно либо к конкретной функции, выполняемой всеми органами управления, либо к отрасли хозяйства и культуры в целом [51, С.11].
Особенности подчиненности контролируемых объектов предопределяют в значительной степени специфику правовых форм реализации контрольных полномочий и правовых методов воздействия. Если внутренний (внутриведомственный) контроль может быть всесторонним и охватывать всю деятельность того или иного органа, то внешний управленческий контроль, как правило, касается определенной функции, отдельной стороны деятельности соответствующего государственного органа [27, С.7].
В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные вопросы деятельности органа управления, включая и оценку целесообразности расстановки кадров, методов руководства и т.п.
Внешний же контроль носит более ограниченный характер и при его проведении, как правило, не затрагиваются общие вопросы работы того или иного органа.
Внутриведомственный контроль
сопровождается непосредственно административн
Внешний контроль с точки зрения полномочий контролирующих органов ограничен, с одной стороны, применением прямо предусмотренных законом мер административного принуждения, с другой стороны, правом обращения в вышестоящий ведомственной линии орган, которому подчинен контролируемый объект.
Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций [27, С.8].
Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства Республики Беларусь.
В пределах своей компетенции Правительство Республики Беларусь осуществляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов органами исполнительной власти Республики Беларусь.
Ведомственный контроль осуществляется руководителями отраслевых органов государственного управления, а также учреждений и предприятий внутри данной системы (ведомства, учреждения, предприятия) собственными силами.
Основанием ведомственного контроля является то, что проверка исполнения и контроль есть, прежде всего, функция руководителей органов управления, учреждений и предприятий, есть элемент осуществляемого ими руководства.
Ведомственный контроль, как правило, принимает формы проверок или ревизий.
Проверки осуществляются в ходе исполнения заданий и указаний руководящих органов.
Ревизии устанавливают законность и целесообразность расходования денежных средств и материальных ценностей.
По итогам проверок и ревизий составляются акты или докладные записки. Результаты проверок и ревизий обсуждаются на активах работников учреждений и предприятий, а затем органы, проводящие ревизию, принимают конкретные меры по ликвидации обнаруженных недостатков.
Особое значение приобретает ведомственный контроль в системе министерств и ведомств. В основе организационной работы министерства лежит проверка исполнения, контроль заточным выполнением заданий, за правильным решением возложенных на данный орган задач.
Важная организационная форма исполнительной и распорядительной деятельности министерства - инструктирование, выезд работников министерства непосредственно на места и решение там вопросов с участием коллективов, широкий обмен опытом.
Формы и методы контроля зависят от масштабов деятельности каждого министерства. В зависимости от этого складывается система внутриведомственного контроля в системе министерства, ведомства и распределяются контрольные полномочия между звеньями их аппарата.
Ведомственный контроль неразрывно связан с теми задачами, которые поставлены перед каждым министерством или ведомством, а также их звеньями.
Ведомственный контроль с точки зрения его содержания подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа, учреждения) и специальный (проверка отдельной области работы того или иного органа, учреждения).
Итак: а) ведомственный контроль есть неотъемлемая часть руководства. Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, в актах, определяющих компетенцию органа;
б) ведомственный контроль связан с государственными полномочиями лиц, организовавших проверку или непосредственно проводящих ее, поэтому вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления либо иного юридического действия решается в ходе контроля;
в) организация ведомственного контроля позволяет органу, проводящему проверку, вмешиваться в деятельность подконтрольного объекта и оперативно устранять причины недостатков.
Например, Министерство путей сообщения Республики Беларусь осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций.
Оно осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, использованием грузовых вагонов и контейнеров и др.
Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера
В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.
Государственный комитет Республики Беларусь по статистике осуществляет контроль за выполнением всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами законов Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь по вопросам статистики.
Сложилась и продолжает развиваться довольно сложная и разветвленная система органов внешнего контроля.
Надведомственный (функциональный) контроль за выполнением неподчиненными органами определенных функций ведут государственные комитеты, например, Государственный налоговый комитет, Государственный комитет финансовых расследований.
Для государственных комитетов и их органов на местах наиболее характерно осуществление функционального контроля в отношении им не подчиненных государственных органов и организаций.
В пределах установленной
для них компетенции
Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда.
Один из видов надведомственного контроля контроль, осуществляемый специально созданными для этого государственными органами. Их можно разделить на следующие основные группы:
1) комитеты в отраслях
экономики и социально-
2) специальные, структурно
обособленные подразделения
Деятельность некоторых
Особенности правового положения органов внешнего государственного контроля накладывают определенный отпечаток и на их правомочия по применению мер принудительного воздействия. Главными мерами воздействия органов внешнего государственного контроля служат меры административного принуждения, которые можно разделить на группы, исходя из их характера и вызываемых ими юридических последствий [50, С.78].
К первой группе относятся административно-
Порядок применения мер административного принуждения органами внешнего контроля установлен законодательными и иными нормативными актами.
В целом надведомственный контроль - значительный институт государственного контроля, являющий собой совокупность специализированных органов, осуществляющих независимо от ведомственной подчиненности существенный объем контрольно-надзорных функций и полномочий.
Административный надзор представляет
собой специфическую
Субъектами административного
надзора являются органы надзора, отдельные
государственные комитеты (Государственный
комитет санитарно-
Особенности административного надзора
состоят в том, что, во-первых, между
субъектами и объектами надзора
отсутствует организационная
Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры административного принуждения.
Основной задачей органов
Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющих надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов [25, С.43].
Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:
1. Полномочия по предупреждению правонарушений.
2. Полномочия по пресечению
3. Полномочия по привлечению
к ответственности виновных
4. Полномочия по нормотворчеству.
Полномочия по предупреждению правонарушений
позволяют органам
Осуществляя деятельность по предупреждению правонарушений органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки по вопросам, входящим в их компетенцию, получать при этом необходимые материалы, сведения, справки, объяснения; заслушивать руководителей поднадзорных объектов; давать разрешение на производство отдельных работ, а также заключения по проектам строительства производственных и непроизводственных объектов (зданий, сооружений), на производство машин, агрегатов, изготовление и выпуск медикаментов, продуктов питания; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, объявлять карантин и закрывать при необходимости границы; досматривать транспортные средства и запрещать их движение и др. [24, С.52].