Контрольные функции ветвей власти РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:12, дипломная работа

Описание работы

Понимание контроля как одной из стадий управленческого цикла обогащает наше представление о временных характеристиках данной функции, хотя при этом допуска¬ется некоторое преувеличение роли контроля как одной из главных функций управления. Придание контролю свойств центрального звена системы государственного управления также ведет к ограничительному пониманию характера всего процесса управления, поскольку содержательность управленческого воздействия определяется, прежде всего, теми стадиями, которые связаны с целеполаганием, про¬гнозированием, планированием, принятием решений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды контроля в государственном управлении 6
Глава 2. Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь и Комитета Государственного контроля 13
2.1. Контроль Президента Республики Беларусь в сфере государственного управления 13
2.2. Контрольные функции Комитета Государственного контроля 17
Глава 3. Контроль представительных органов за деятельностью аппарата управления, направления и формы контроля 22
Глава 4. Контроль органов исполнительной власти 26
4.1. Внутриведомственный контроль 26
4.2. Надведомственный контроль 31
Глава 5. Административный надзор и его виды 34
5.1. Понятие административного надзора 34
5.2. Контрольные и надзорные функции государственных инспекций в области государственного управления 39
Глава 6. Контрольные и надзорные функции судебных органов и органов прокуратуры 44
6.1. Судебный контроль за деятельностью аппарата государственного управления 44
6.2. Прокурорский надзор в сфере государственного управления 52
Заключение 57
Список использованной литературы 60

Файлы: 1 файл

дипл. Контрольные вункции ветвей власти+РБ 2.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

В целях профилактики правонарушений органы административного надзора осуществляют методическое руководство деятельностью поднадзорных объектов по вопросам своей компетенции, координируют ее, разрабатывают мероприятия по ее совершенствованию.

Вторую группу составляют полномочия по пресечению правонарушений. Они применяются для того, чтобы принудительным путем прекратить правонарушение, предотвратить либо уменьшить вредные последствия от их совершения. Основанием применения данных полномочий является начавшееся либо длящееся правонарушение. Они выражаются в применении мер административного пресечения к правонарушителям, в принудительном прекращении противоправных действий.

Обладая данными полномочиями, органы административного надзора вправе давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае крайней необходимости, связанной с угрозой жизни людей, они сами останавливают такие работы. На основании вынесенного постановления они приостанавливают полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений; запрещают эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, изготовление промышленных товаров и продуктов питания, опасных (вредных) для жизни и здоровья граждан; приостанавливают действие ранее выданного разрешения на право ведения определенного вида деятельности; отстраняют либо ставят вопрос об отстранении от работы лиц, систематически нарушающих соответствующие нормы, правила и др. Такими полномочиями наделены Государственная автомобильная инспекция, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, Государственная противопожарная служба и др. [24, С.56].

Реализуя полномочия по предупреждению и пресечению правонарушений, органы административного надзора выносят в адрес поднадзорных объектов обязательные для исполнения в установленные сроки предписания об устранении обнаруженных нарушений, причин и условий их совершения.

Подавляющее большинство  органов административного надзора  наделены правом привлекать виновных лиц к административной ответственности. В пределах своей компетенции  они самостоятельно возбуждают и  рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания.

Действующим законодательством  определенным органам административного  надзора предоставлено право  налагать штрафы на юридические лица. В соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь за нарушение таможенных правил таможенные органы вправе налагать штрафы на юридические лица.

Те органы административного надзора, которые не наделены правом налагать административные взыскания, направляют материалы о правонарушении народным судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.

Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству. Они реализуются  органами административного надзора  различными путями. Ряд этих органов  самостоятельно разрабатывают и  утверждают правовые, технико-юридические нормы, соответствующие правила. Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники разрабатывает и издает нормативно-техническую документацию по вопросам государственного надзора за техническим состоянием и соблюдением правил технической эксплуатации машин и оборудования. Подобными полномочиями обладают органы государственного ветеринарного надзора, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Республики Беларусь и др. [24, С. 128].

Некоторые органы административного  надзора утверждают нормы и правила  совместно с другими органами. Так, Государственная противопожарная  служба утверждает совместно с заинтересованными  организациями обязательные для  исполнения требования, нормы и правила в области пожарной безопасности, производства пожарной техники и огнетушащих средств.

Одной из форм участия органов административного  надзора в нормотворческой деятельности является подготовка ими проектов нормативных актов, которые утверждаются (принимаются) другими органами. Так, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора участвует в разработке проектов законодательных актов по вопросам своей компетенции, участвует при рассмотрении проектов нормативных актов по стандартизации на товары народного потребления, в разработке предложений по совершенствованию правил торговли.

В ряде случаев с органами административного  надзора согласовываются проекты правовых актов, принимаемых другими органами.

Таким образом, административный надзор как разновидность контроля представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц, осуществляемую независимо от ведомственных границ и форм собственности, направленную на обеспечение, с использованием мер административного принуждения, единообразного исполнения специальных правовых норм и общеобязательных правил органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

 

 

5.2. Контрольные и  надзорные функции государственных инспекций в области государственного управления

 

Органами специализированного  контроля являются инспекции. Они действуют, как отмечалось выше, в системе министерства, государственного комитета и других органов исполнительной власти. Назовем среди них Контрольно-ревизионное управление Минфина Республики Беларусь, Госавтоинспекцию в составе МВД, инспекции по качеству товаров, по промышленной энергетике и энергонадзору, инспекции по охране земель, водных ресурсов, по карантину растений и др. Статус инспекций устанавливается соответствующими министерствами и иными органами и включает в себя проверочные полномочия и полномочия по пресечению нарушений норм и правил (приостановление работы, наложение штрафов и т.д.).

Учитывая задачи совершенствования  контрольной деятельности, целесообразно  упорядочить в стране систему контрольных органов. Оправданно создание единой системы государственного контроля с сетью специализированных контрольных органов (инспекций), сохраняющих ведомственную подчиненность лишь в методическом отношении. Эту перестройку завершит принятие закона о государственном контроле в Республики Беларусь.

Контрольные полномочия государственных  органов весьма широки. Таковыми они  являются, прежде всего, у органов исполнительной власти, которые обладают ими в силу характера и объема своей компетенции. Критериями оценки действий проверяемых органов и должностных лиц служат нарушения законности и государственной дисциплины, а также целесообразность и обоснованность совершаемых ими действий. Значимость критериев требует последовательной реализации контрольных полномочий и использования адекватных им мер воздействия. [50, С.124].

Неисполнение законов, указов Президента и решений судов дискредитирует государственную власть и создает условия для коррупции и злоупотреблений, ведет к нарушению прав и свободы граждан, подрывает основы конституционного строя Белоруссии.

Установлено, что однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицом и работникам  органов исполнительной власти и органов исполнительной власти мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются: нарушения законов, указов Президента Республики Беларусь; неисполнение или ненадлежащее исполнение законов, указов Президента Республики Беларусь и вступивших в законную силу решений судов.

Нарушения должностными лицами законов  и указов Президента, неисполнение или их ненадлежащее исполнение, повлекшие последствия в виде нарушения нормального режима функционирования системы государственного управления, иные тяжкие последствия, а также перечисленные выше действия, совершенные преднамеренно, являются основанием для привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности в соответствии в законодательством Республики Беларусь.

Установлено, что должностные лица и работники органов исполнительной власти, на которых наложено дисциплинарное взыскание за указанные нарушения, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению государственными наградами и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

Должностные лица и работники  могут быть направлены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания) [50, С.97].

Контрольные органы обладают широкими полномочиями, позволяющими пресекать нарушения законов и иных актов и нормализовать деятельность проверяемых субъектов. Рассмотрим их на примере налогового законодательства.

Согласно законодательству, применяются такие виды санкций как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения, штрафы, пени. Виновные должностные лица привлекаются к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

Налоговые инспекции  вправе: производить на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

Организации и граждане обязаны представлять справки, документы  и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.

Налоговые инспекции  наделены правом требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение. Они могут приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет, изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения [32, С.34].

Разрешено применять  к организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания:

-  всей суммы сокрытой  или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за  иной  сокрытый (неучтенный)  объект  налогообложения и  штрафа  в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере;

-  10% причитающихся  сумм налогов или других обязательных  платежей за отсутствие учета  прибыли (дохода) или ведение этого  учета с нарушением установленного  порядка,  а  также  за  непосредственное либо   несвоевременное представление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В бюджет взыскиваются недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций.

Налоговая инспекция  вправе:

  • проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов;
  • осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков и составлять акты по результатам этих проверок;

- беспрепятственно входить  в любые производственные, складские,  торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

- выносить в качестве  предупредительной меры письменные  предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам;

- получать безвозмездно  от министерств, ведомств, а также  предприятий, учреждений и организаций  информацию, необходимую для исполнения  возложенных на них обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации;

- составлять протоколы  об административных правонарушениях,  осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

- налагать административный  арест на имущество юридических  и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет.

Информация о работе Контрольные функции ветвей власти РБ