Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:12, дипломная работа
Понимание контроля как одной из стадий управленческого цикла обогащает наше представление о временных характеристиках данной функции, хотя при этом допуска¬ется некоторое преувеличение роли контроля как одной из главных функций управления. Придание контролю свойств центрального звена системы государственного управления также ведет к ограничительному пониманию характера всего процесса управления, поскольку содержательность управленческого воздействия определяется, прежде всего, теми стадиями, которые связаны с целеполаганием, про¬гнозированием, планированием, принятием решений.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды контроля в государственном управлении 6
Глава 2. Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь и Комитета Государственного контроля 13
2.1. Контроль Президента Республики Беларусь в сфере государственного управления 13
2.2. Контрольные функции Комитета Государственного контроля 17
Глава 3. Контроль представительных органов за деятельностью аппарата управления, направления и формы контроля 22
Глава 4. Контроль органов исполнительной власти 26
4.1. Внутриведомственный контроль 26
4.2. Надведомственный контроль 31
Глава 5. Административный надзор и его виды 34
5.1. Понятие административного надзора 34
5.2. Контрольные и надзорные функции государственных инспекций в области государственного управления 39
Глава 6. Контрольные и надзорные функции судебных органов и органов прокуратуры 44
6.1. Судебный контроль за деятельностью аппарата государственного управления 44
6.2. Прокурорский надзор в сфере государственного управления 52
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Обеспечение законности и дисциплины достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов.
Данная система включает в себя значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины.
Для одних органов обеспечение законности и дисциплины является лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, машиностроительный, топливно-энергетический и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины[44, С.78].
Наряду с этим государством образуются и такие органы, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, государственные инспекции, федеральные надзоры и др.).
Все органы, занимающиеся
вопросами обеспечения
Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принадлежит Президенту Республики Беларусь как гаранту Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
В процессе деятельности по обеспечению законности и дисциплины в сфере управления названные органы используют в пределах предоставленной компетенции контроль и его разновидности — проверку исполнения и надзор.
Проверка исполнения тесно связана с контролем и является составной частью контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения (например, вышестоящего органа управления) [44, С.78].
Проверка исполнения является также необходимым и неотъемлемым элементом повседневной, оперативной управленческой деятельности руководителей различного ранга (уровня), поскольку одной из их обязанностей является наблюдение за своевременным и правильным исполнением возглавляемыми ими или подведомственными им органами, предприятиями, организациями, работниками различных решений, указаний, распоряжений, мероприятий, служебных и трудовых обязанностей.
Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида.
Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления - общий надзор.
Другой вид надзора — административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).
Наиболее характерные черты надзора сводятся к следующему:
а) органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов;
б) в процессе контроля
могут применяться меры дисциплинарного
воздействия в отношении
в) по действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.
Контроль, таким образом, призван обеспечивать строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.
Президент Республики Беларусь обладает огромным объемом полномочий, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь. Именно ими и предопределены контрольные полномочия Президента. Практически нет таких сфер и областей в государственном управлении, в которых Президент не выполнял бы ответственнейшие функции и не обладал государственно-властными полномочиями.
Главными направлениями контрольной деятельности Президенту Республики Беларусь являются следующие:
1) контроль в процессе
формирования органов
2) контроль за содержанием
деятельности аппарата
3) контроль за системой,
численностью и структурой
4) контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;
5) контроль за обеспечением
и охраной прав граждан и
общественных организаций в
Президент Республики Беларусь определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение в жизнь которой возлагается на соответствующие органы государственного управления.
Президент Республики Беларусь формирует Правительство; назначает с согласия Палаты Представителей Национального Собрания на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, председателей государственных комитетов и других членов Правительства; принимает решения об отставке Правительства или его членов; назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус. Он формирует Совет безопасности и Администрацию Президента и назначает высшее командование Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов государственного управления, поскольку возглавляет Совет безопасности и вправе председательствовать на заседаниях Правительства. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений Советом Министров Республики Беларусь по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни [35, С.60].
Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов государственного управления. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, законам, декретам и указам.
Президент непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами государственного управления; имеет право отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству [25, С.44].
Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных полномочий Президента Республики Беларусь осуществляет Комитет государственного контроля. Он является государственным органом, образуемым Президентом и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, палат Национального собрания, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Комитет государственного контроля в пределах своей компетенции координирует контрольную деятельность республиканских органов государственного управления, осуществляющих финансово-экономический контроль в республике, которые в своей деятельности подотчетны органам Комитета государственного контроля по вопросам, относящимся к компетенции Комитета госконтроля.
В процессе проведения проверок Комитет государственного контроля имеет право требовать от министерств и других республиканских органов государственного управления, а также от предприятий, учреждений, организаций необходимую для проверок информацию, документы, объяснения; вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства; указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, делать им предупреждения, обязывать устранить допущенные нарушения, передавать материалы о нарушениях на обсуждение трудовых коллективов, на рассмотрение государственных органов.
При выявлении фактов нарушения действующего законодательства либо грубых нарушениях служебных обязанностей должностными лицами государственных органов, предприятий, объединений, организаций и учреждений государственной формы собственности Комитет вносит органу, назначившему то или иное лицо на должность, представление о несоответствии этого должностного лица занимаемой должности.
Органы Комитета государственного контроля могут ставить перед соответствующими органами и должностными лицами вопрос об освобождении от занимаемой должности виновных должностных лиц государственных органов; дают заключения о соответствии должностных лиц государственных органов занимаемым должностям.
За правонарушения, выявленные в ходе проверок, органы Комитета государственного контроля вправе применять санкции и налагать штрафы в пределах, предоставленных законодательством Республики Беларусь.
Наряду с существующей триадой власти (законодательной, исполнительной, судебной), идею разделения которой выдвинули Дж. Локк и Ш.-Л. Монтескье, в настоящее время возникли новые общественные реалии, новые институты конституционного права, явившиеся результатом коренного изменения общественной жизни, осуществления грандиозных социальных экспериментов [44, С.76].
Представление об особой контрольной власти возникает на базе не отвлеченных, умозрительных рассуждений, а на основе анализа поэтапно развивающейся мировой государственной практики.
В словаре русского языка С.И. Ожегова слово контроль означает «наблюдение или постоянное наблюдение с целью присмотра, проверки за кем (или чем)- нибудь, за соблюдением каких-нибудь правил» [44, С.76].
По мнению В.Е. Чиркина,
любому государству присуща контрольна
Нельзя не отметить и позицию М.С. Шалумова, в соответствии с которой государственный контроль как общегосударственная функция осуществляется на различный уровнях: взаимный контроль различных ветвей государственной власти, реализуемый ими в специфических, только им присущих формах; внутриведомственный контроль, осуществляемый внутри каждой ветви власти, государственной системы вышестоящими звеньями в отношении нижестоящих; вневедомственный контроль органов государственного управления за исполнением законов гражданами, субъектами хозяйствования, предприятиями, организациями, учреждениями [44, С.76].
Государственный контроль в национальном законодательстве образует специфический правовой институт, регулирующий отношения, возникающие между контрольно-надзорными органами и органами государственной власти и управления, хозяйственными, налоговыми, финансовыми органами, иными юридическими и физическими лицами. Это один из самых значимых, объемных и сложных институтов права (конституционного, административного, уголовного и др.), включающий комплекс норм как материального, так и процессуального характера.
Необходимо признать, что установление в Республике Беларусь принципа верховенства права, создание условий, обеспечивающих законность деятельности органов государственной власти и управления, субъектов хозяйствования, устранение допущенных нарушений закона, установление правовой безопасности общества, правовой стабильности общественных отношений, строгое соблюдение законности, охрана интересов, прав и свобод личности возможны при эффективной деятельности, тесном взаимодействии таких органов контроля, как Конституционный Суд, органы Комитета государственного контроля, прокуратура.
Специфика деятельности органов государственного контроля в Республике Беларусь состоит в том, что ни Конституционный Суд, ни Комитет государственного контроля, ни Прокуратура не устанавливают общих правил поведения, как это делает законодательная власть, не занимаются организаторской работой, присущей исполнительной власти, не рассматривают конкретных уголовных, гражданских, трудовых споров, являющихся сферой деятельности судебной власти. В отличие от других ветвей власти контрольные органы не устанавливают общих норм. Акты контрольных органов имеют конкретный, индивидуальный характер и адресованы определенным органам, учреждениям, должностным лицам, в некоторых случаях и частным лицам. Основной задачей, поставленной перед данными органами контроля, является обеспечение соответствия актов государственных органов Конституции, расследование, проверка исполнения законодательства государственными органами, изучение состояния дел, законности, надзор за точным и единообразным исполнением законов [34, С.67].