Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:12, дипломная работа
Понимание контроля как одной из стадий управленческого цикла обогащает наше представление о временных характеристиках данной функции, хотя при этом допуска¬ется некоторое преувеличение роли контроля как одной из главных функций управления. Придание контролю свойств центрального звена системы государственного управления также ведет к ограничительному пониманию характера всего процесса управления, поскольку содержательность управленческого воздействия определяется, прежде всего, теми стадиями, которые связаны с целеполаганием, про¬гнозированием, планированием, принятием решений.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды контроля в государственном управлении 6
Глава 2. Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь и Комитета Государственного контроля 13
2.1. Контроль Президента Республики Беларусь в сфере государственного управления 13
2.2. Контрольные функции Комитета Государственного контроля 17
Глава 3. Контроль представительных органов за деятельностью аппарата управления, направления и формы контроля 22
Глава 4. Контроль органов исполнительной власти 26
4.1. Внутриведомственный контроль 26
4.2. Надведомственный контроль 31
Глава 5. Административный надзор и его виды 34
5.1. Понятие административного надзора 34
5.2. Контрольные и надзорные функции государственных инспекций в области государственного управления 39
Глава 6. Контрольные и надзорные функции судебных органов и органов прокуратуры 44
6.1. Судебный контроль за деятельностью аппарата государственного управления 44
6.2. Прокурорский надзор в сфере государственного управления 52
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Важно отметить, что правовым актом, регулирующим деятельность органов Комитета государственного контроля, является Положение о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 1997 г. № 388. Однако следует заметить, что в официальных источниках опубликования нормативных актов данное Положение не печаталось.
Оглядываясь на историю
возникновения контрольных
Если ранее конституционный контроль традиционно существовал только в США, Швейцарии, Австрии (с 1920 г.), то после ликвидации колониальной системы он был воспринят во многих других странах: Италии, Франции, ФРГ, Японии и др. Появлялись новые, самые разнообразные органы контроля: генеральные контролеры, народные правозащитники, публичные министерства, счетные палаты или суды счетов и др. Даже конституционные суды и конституционные советы в конституционном праве XIX в. не рассматривались как органы судебной власти [44, С.78].
Все эти примеры наглядно свидетельствуют о появлении, выделении особой ветви власти - контрольной.
Предметом контроля органов Комитета государственного контроля в Республике Беларусь является оперативная деятельность подконтрольных субъектов по фактическому исполнению законов, подзаконных нормативных актов, инструкций, правил, нормативов, стандартов, в том числе и количественные, и качественные результаты деятельности подконтрольных субъектов, целесообразность выбора средств и способов выполнения ими своих обязанностей. Таким образом, в отличие от прокуратуры, органы Комитета государственного контроля осуществляют контроль и ведут расследование с точки зрения не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости, устраняя нарушения своей властью, вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов. Причем, Комитету государственного контроля с этой целью административным законодательством предоставлено право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по вопросам, относящимся к его компетенции.
Анализируя нормы
С целью реализации возложенных на Комитет государственного контроля полномочий ему предоставлено право внесения Президенту, в Совет Министров и иные государственные органы предложений по совершенствованию действующего законодательства. Проекты актов Президента, Совмина, а также проекты нормативных актов министерств, других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые, налоговые отношения, подлежат согласованию соответственно с Комитетом государственного контроля или его территориальными органами. В необходимых случаях Комитет государственного контроля проводит правовую экспертизу законов и иных нормативных актов, а также проектов правовых актов, регулирующих перечисленные выше отношения [34, С.79].
Кроме того, органами Комитета государственного контроля осуществляется контроль в сфере оказания услуг и торговли, строительства, внешнеэкономических и валютных отношений, в области кадровой политики, за соблюдением законодательства в области финансовых, налоговых отношений в системе местных бюджетов и внебюджетных фондов, за расходованием бюджетных средств на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества, в том числе в банковской системе, оборонной промышленности, Управлении делами Президента, Вооруженных Силах, системе Министерства внутренних дел, Государственного комитета погранвойск, Комитета госбезопасности, органах суда, прокуратуры и таможни.
Таким образом, полномочия органов Комитета государственного контроля свидетельствуют об их универсальности, позволяющей выполнять функцию «сдержек и противовесов» в механизме разделения властей.
Все вышесказанное свидетельствует
о новой тенденции разделения
властей в современных
Контроль органов
В самой Конституции
Республики Беларусь имеются определенные,
хотя явно недостаточные и неразвернутые
положения и нормы о контрольны
Правительство ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.
Палата представителей дает согласие Президенту Республики Беларусь на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает недоверие Правительству.
Палата представителей осуществляет контроль за деятельностью Правительства по разработке республиканского бюджета, рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчет о его исполнении, об основах социальной защиты, о принципах регулирования труда и занятости, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о принципах осуществления отношений собственности и др.
Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя и членов Правления Национального банка.
Одно заседание в
месяц резервируется для
Депутат Палаты Представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом.
Запрос должен быть включен в повестку дня палаты. Ответ на запрос надлежит дать в течение двадцати сессионных дней в порядке, установленном палатой Парламента.
Совет Министров в порядке, определенном законодательством, представляет в палаты Национального собрания Республики Беларусь и их органы по их требованию, а также по собственной инициативе документы и материалы, связанные с деятельностью Правительства Республики Беларусь.
Местные Советы депутатов осуществляют значительный объем контрольных полномочий в области государственного управления. Исполнительные комитеты подотчетны соответствующим Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Исполнительный комитет
разрабатывает и вносит в соответствующий
Совет депутатов схему
Исполнительный комитет организует выполнение решений Совета и вышестоящих государственных органов, собственных решений. Совет депутатов не реже одного раза в год заслушивает отчет исполкома.
Контрольные полномочия органов законодательной (представительной) власти закреплены в Конституции Республики Беларусь. Соответственно контроль органов представительной власти осуществляется на уровне республики.
Контроль органов
Конституция Республики Беларусь свидетельствует о различном объеме контрольных полномочий Национального собрания Республики Беларусь и органов представительной власти.
Объем контрольных полномочий
палат Национального собрания по
отношению к органам
Контрольные полномочия Палаты представителей проявляются в том, что она дает согласие Президенту Республики Беларусь на назначение Председателя Правительства Республики Беларусь; решает вопрос о доверии Правительству Республики Беларусь; назначает и освобождает от должности Председателя Национального банка Республики Беларусь.
Палата представителей осуществляет контроль за деятельностью Правительства Республики Беларусь по разработке государственного бюджета, который оно представляет на рассмотрение Палаты представителей.
Контроль за исполнением бюджета относится к совместному ведению обеих палат Национального собрания.
Контрольные полномочия Национально собрания проявляются также в том, что назначение и освобождение от должности дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах осуществляется Президентом Республики Беларусь после согласования с соответствующими комитетами или комиссиями обеих палат Национального собрания.
Для контроля за деятельностью органов исполнительной власти представительные органы образуют постоянные комиссии, осуществляющие контроль в пределах своей компетенции.
Представительный орган власти вправе заслушивать главу администрации по вопросам исполнения законодательства Республики Беларусь, принимаемых им. В случае нарушения главой администрации законодательства представительный орган власти ставит вопрос о его досрочном освобождении от должности.
Некоторые представительные органы власти утверждают на должность отдельных руководителей администрации, контролируя тем самым работу главы администрации (правительства) по подбору и расстановке кадров.
Для осуществления контрольной деятельности представительные органы власти образуют постоянные комиссии.
Органы государственного управления, осуществляя непосредственное управление хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством широко пользуются предоставленными им контрольными полномочиями.
В зависимости от характера компетенции органа, осуществляющего контроль, объема контрольных полномочий его можно разделить на: а) общий; б) ведомственный (внутриведомственный); в) надведомственный.
Широкие контрольные функции общего характера осуществляют Совет Министров Республики Беларусь, а также местные исполнительно-распорядительные органы (исполкомы).
Так, Совет Министров Республики Беларусь при выполнении круга обязанностей по управлению, возложенных на него Конституцией Республики Беларусь и Законом о Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах, систематически контролирует деятельность министерств, государственных комитетов, других подведомственных органов. В соответствии со статьей 14 упомянутого Закона Совет Министров принимает меры к тому, чтобы республиканские органы управления, подчиненные ему, в полном объеме использовали предоставленные им права и полномочия в целях выполнения возложенных на них задач и осуществления своих функций, для самостоятельного решения отнесенных к их ведению вопросов. Совет Министров имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов и других республиканских органов, ему подчиненных. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, служебных обязанностей Совет Министров налагает в установленном порядке на министров, руководителей других республиканских органов государственного управления, а также на их заместителей дисциплинарные взыскания [6, С.466].
Совет Министров руководит
деятельностью местных
Исполнительные комитеты осуществляют в порядке, установленном законодательством, государственный контроль на территории местного Совета депутатов за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира, а также за объектами коммунальной собственности.