Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория государства и права"
Введение
Раздел 1. Вводный
Лекция 1: Общая характеристика курса «Теория государства и права»
Лекция 2. Социально-исторические предпосылки государства и права. Возникновение государства и права
Раздел 2. Общая теория государства
Лекция 3. Понятие и признаки государства
Лекция 4. Типология государства
Лекция 5. Функции государства
Лекция 6. Механизм государства
Лекция 7. Форма государства
Лекция 8. Государство и политическая система общества
Лекция 9. Правовое государство
Раздел 3. Общая теория права
Лекция 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права
Лекция 11: Типология правопонимания
Лекция 12. Источники права
Лекция 13. Норма права
Лекция 14. Система права
Лекция 15. Система законодательства
Лекция 16. Теория правоотношений
Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности
Лекция 18. Реализация норм права
Лекция 19. Толкование норм права
Лекция 20. Правомерное и противоправное поведение
Лекция 21. Юридическая ответственность
Лекция 22. Законность и правопорядок
Лекция 23. Механизм правового регулирования
Лекция 24. Правовые системы и правовые семьи
Лекция 25. Правосознание и правовая культура
2.Социальная сущность государства
Как уже отмечалось, возникновение государства становится возможным только при наличии ряда условий – предпосылок. При этом формирование данного типа социальной организации предполагает достижение ряда целей и решение комплекса задач. Целевые установки, определяемые для данного типа государства, наряду с наиболее общими закономерностями формирования и функционирования государственного механизма, принципами взаимоотношения государства, общества, индивидов в совокупности характеризуют социальную сущность (природу) государства. Таким образом, в наиболее общем виде, сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.
Любое государство в своей деятельности стремиться к установлению определенного государственного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.
Рассмотрение государства как машины «для поддержания господства одного класса над другим» в рамках классовой теории происхождения государства и права, ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности, обеднял и, в известной мере, искажал представление о государстве, так как ориентировал исследователя на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, обострение классовых противоречий и, как следствие, невозможность достижения классового компромисса. Справедливости ради, следует отметить, что подобный «ортодоксально классовый» подход к определению социальной сущности государства характерен, в большей степени, для «практиков коммунистического строительства», которые в своих работах отстаивали необходимостью силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения. Что же касается классиков теоретического марксизма и, прежде всего его идейных «отцов-основателей», то здесь допускался определенный плюрализм воззрений. В частности, в «Капитале» К. Маркса высказывается мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции. Подобная точка зрения представляется оптимальной в плане соотношения публичных и частных интересов, имеющих место в любой политико-правовой системе.
Действительно, любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремиться не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).
Вместе с
тем, наряду с решением сугубо классовых
задач, государство выполняет
Практически любое государство реализует свою общесоциальную сущность в условиях чрезвычайных ситуаций (война, стихийное бедствие и т.д.). В ситуациях подобного рода объединение всех членов общества продиктовано необходимостью сплочения перед лицом общей опасности. Однако, после того как непосредственная угроза миновала, возможен возврат к ранее сложившейся системе отношений, в том числе и к обострению классовой борьбы.
Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.
Естественно,
что соотношение
Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.
Лекция 4. Типология государства
1. Проблемы
типологии государства. 2. Формационный
подход к типологии
1. Проблемы типологии государства
Стремление к выявлению сути
и природы государства обусловл
Категория «тип государства» занимает самостоятельное место в теории права и государства, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся функциональную сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества.
Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей эпохой и характеризующихся общими признаками.
2. Формационный подход к типологии государства
Отмечая множественность точек зрения, связанных с рассмотрением проблемы типологии государства, следует выделить два основных научных подхода: формационный и цивилизационный.
Суть первого (формационного) заключается в понимании государства как системы взаимосвязанных экономических (базисных) отношений, предопределяющих формирование надстройки, объединяющей социальные, политические, идеологические отношения. Сторонники данного подхода рассматривают государство как специфический социальный орган, возникающий и отмирающий на определенном этапе развития общества – социально-экономической формации. Деятельность государства при этом носит преимущественно принудительный характер и предполагает силовые методы разрешения классовых противоречий, возникающих вследствие конфликта между передовыми производительными силами и отсталыми производственными отношениями.
Основными историческими типами государств, в соответствие с формационным подходом, являются государства эксплуататорского типа (рабовладельческие, феодальные, буржуазные), характеризуемые наличием частной собственности (рабы, земля, средства производства, прибавочный капитал) и непримиримыми (антагонистическими) противоречиями между классом угнетателей и классом угнетенных.
Нетипичным для формационного подхода является социалистическое государство, возникающее в результате победы пролетариата над буржуазией и знаменующее собой начало перехода от буржуазной к коммунистической (безгосударственной) общественно-экономической формации. В социалистическом государстве на смену частной собственности на средства производства приходит собственность государственная (общенародная); противоречия между классами перестают носить антагонистический характер; имеет место тенденция к слиянию основных классов (рабочих, крестьян, прослойки трудовой интеллигенции) и образованию единой социально-однородной общности – советских людей; государство продолжает оставаться «силовым механизмом принуждения», однако меняется направленность мер принудительного характера – из аппарата порабощения одним классом другого, государство превращается в инструмент обеспечения и защиты интересов сообщества на международной арене, гарантии законности и правопорядка в самом государстве.
Отмечая положительные черты данного подхода, следует, прежде всего, отметить его конкретность, позволяющую достаточно четко обозначить основные исторические типы государственно-правовых систем. В качестве негативной стороны указать на догматичность (учение Маркса всесильно, потому что верно) и односторонность формационной типологии, принимающей за основу типологизации только экономический критерий.
3. Цивилизационный подход к типологии государства
Цивилизационный подход ориентирован на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную - во всем многообразии общественных связей. Причем, в рамках этого подхода, тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. В частности, А. Дж. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономические и, тем более, политические критерии кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации.
Понятие цивилизации
Тойнби формулирует как относительно
замкнутое и локальное
Цивилизационный подход позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих интересов. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые, при всем их различии, имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого. Вместе с тем множественность оценочных критериев, используемых различными авторами для анализа той или иной цивилизационной формы, предопределяет неопределенность данного подхода, усложняет его практическое применение в научно-исследовательском процессе.
Лекция 5. Функции государства
1.Понятие и признаки функции государства 2.Критерии классификации функций государства 3.Организационно-правовые основы реализации функций государства.
1.Понятие и признаки функции государства
Сущность государства
проявляется через
Наиболее существенными
Исходя из перечисленных признаков, представляется возможным следующее определение: функции государства – это направления государственной деятельности, в которых наиболее отчетливо проявляется социальная сущность государства.
2. Критерии классификации функций государства
В связи с тем, что государство выполняет множество различных функций, возникает необходимость их научной классификации. В юридической теории обосновываются различные подходы к проблеме классификации функций государства.
Критерии классификации
По сфере государственной
По продолжительности – постоянные, временные;
По социальной значимости – основные, производные;
По содержанию государственной деятельности – политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п.
Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства по первому критерию. Согласно такого подхода, функции подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства характеризуют его деятельность в пределах собственной территории. Как правило, говоря о внутренних функциях государства, используют содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"