Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:19, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория государства и права"

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Вводный
Лекция 1: Общая характеристика курса «Теория государства и права»
Лекция 2. Социально-исторические предпосылки государства и права. Возникновение государства и права

Раздел 2. Общая теория государства
Лекция 3. Понятие и признаки государства
Лекция 4. Типология государства
Лекция 5. Функции государства
Лекция 6. Механизм государства
Лекция 7. Форма государства
Лекция 8. Государство и политическая система общества
Лекция 9. Правовое государство

Раздел 3. Общая теория права
Лекция 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права
Лекция 11: Типология правопонимания
Лекция 12. Источники права
Лекция 13. Норма права
Лекция 14. Система права
Лекция 15. Система законодательства
Лекция 16. Теория правоотношений
Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности
Лекция 18. Реализация норм права
Лекция 19. Толкование норм права
Лекция 20. Правомерное и противоправное поведение
Лекция 21. Юридическая ответственность
Лекция 22. Законность и правопорядок
Лекция 23. Механизм правового регулирования
Лекция 24. Правовые системы и правовые семьи
Лекция 25. Правосознание и правовая культура

Файлы: 1 файл

TGP_kurs_lektsy.doc

— 998.50 Кб (Скачать файл)

Функциональный  подход  в процессе познавательной деятельности используется для выяснения предназначения изучаемых явлений. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет сформулировать основные направления государственной деятельности в политической, экономической, экологической и других сферах общественной жизни.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных либо социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический, кибернетический и др.

Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование, опрос населения, проведение социально-правовых экспериментов и т.д.

Статистический  метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т.д.).

Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики, расширить либо уточнить имеющиеся сведения о государстве и праве.

Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно теорией государства и права. К ним относят методы сравнительного правоведения, толкования (интерпретации) права, формально-юридический метод и др.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ.

Метод толкования (интерпретации) права – это способ уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Формально-юридический  метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.).

В качестве принципов (основополагающих начал, идей), на основании которых осуществляется познание предмета теории государства и права, следует выделить: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.

Универсальность теории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе (исторической эпохе). Понятия и принципы, сформулированные в курсе теории государства и права, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации) государственно-правовая система.

Принцип плюрализма закрепляет «право на жизнь» различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ порою отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких бы то ни было идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

 

5. Функции  теории государства и права

Функции теории государства и права – это  основные направления воздействия  данной системы знания на научный  и учебный процесс.

К числу функций теории государства и права как науки  и учебной дисциплины следует отнести: аналитическую, эвристическую, аксиологическую, прогностическую и др.

Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).

Эвристическая функция предполагает обобщение информации полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.

Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие.

 

6. Структура учебной дисциплины теория государства и права

Структура теории государства  и права как  учебной дисциплины предполагает выделение  трех взаимосвязанных  разделов: вводного, общей теории государства  и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая  характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве объекта теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов. Во втором разделе, рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т.д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

 

7. Значение теории  государства и  права для профессиональной  подготовки сотрудника  ОВД

Основной задачей и  функциональной обязанностью сотрудника ОВД является охрана и защита прав и законных интересов граждан. При этом, сотрудник в процессе служебной деятельности должен: во-первых, знать, какие права граждан он защищать обязан, а какие нет; во-вторых, четко представлять себе, какими средствами и способами надлежит ему пользоваться в процессе правоохранительной деятельности; в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей. Перечисленные факторы позволяют говорить о том, что любой сотрудник ОВД должен обладать определенным комплексом юридических знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Значение теории государства и права в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД заключается, прежде всего, в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой сотрудник, независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности, должен понимать смысловое значение слов право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т.д. Кроме того, изучение теории государства и права помогает сотрудникам ОВД уяснить содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная правоохранительная деятельность. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности, является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед личным составом ОВД. Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у сотрудников ОВД высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважения прав и свобод граждан, выработке непримиримого отношения к нарушителям законности и правопорядка.

 

Лекция 2. Социально-исторические предпосылки государства и права. Возникновение государства и  права

 

1. Социальное регулирование  и управление в архаическом  (первобытном) обществе 2. Предпосылки происхождения государства 3. Пути происхождения государства 4. Теории происхождения государства 5. Предпосылки происхождения права 6. Теории происхождения права

 

1. Социальное регулирование  и управление в архаическом  (первобытном) обществе

Развитие человечества в рамках первобытного (архаического) общества является наиболее продолжительным по времени периодом человеческой истории. Человек разумный - homo sapiens - появился как минимум 200 тыс. лет назад. Окончание первобытного строя традиционно связывается учеными с возникновением первых государств (протогосударств), которые появились в Азии и Африке около 5 тыс. лет до Н.Э.

Информация о социальной структуре  и принципах общежития в условиях первобытного общества крайне ограничена. Как правило, выводы делаются либо на основании археологических раскопок, либо по аналогии с социальными группами, вплоть до настоящего времени находящимися на стадии первобытного строя. При этом основной целью изучения особенностей социального регулирования и управления в условиях архаического общества для теоретико-правовой науки является выявление и анализ исходных, наиболее глубинных мотивов, предопределяющих поведение человека в различных сферах социальной жизни и сыгравших в последствие роль предпосылок формирования государства и права.

Общая характеристика организации  первобытного общества предполагает выделение  нескольких наиболее значимых для юридической  науки социальных сфер: социального  устройства; производства и распределения  материальных благ; социальной власти и управления.

С точки зрения социального устройства первобытное общество характеризуется следующими признаками:

- первобытные общины представляли  собой локальные (замкнутые) группы, численность которых, как правило,  составляла 30-50 взрослых особей;

- основным связующим элементом, объединяющим людей, было кровное родство (отсюда и название первобытной организации родовая община);

- человек в первобытном состоянии  не представляет своего существования  вне рода, в этот период отсутствует  само понимание индивидуальной значимости (ценности) человека как самостоятельного субъекта общественных отношений. Единство человеческой организации в этот период предопределялось единой целью – выживанием в борьбе с природой. Этой глобальной цели были посвящены практически все усилия членов сообщества. Естественно, что в подобной обстановке у людей не могла возникнуть даже мысль об индивидуальном правовом статусе.

- половые отношения носят полигамный (множественный) характер. Родство  определяется по материнской  линии, отсюда и название строя – матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду.

С точки зрения производства и распределения материальных благ первобытное общество характеризуется следующими признаками:

- «первобытная экономика» носит присваивающий характер (жизнеобеспечение  общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства);

- распределение материальных  благ носит уравнительный характер (отсюда и название данного  периода – «первобытный коммунизм»);

- частной собственности  в современном понимании не  существует. Предметы труда, быта, оружие принадлежат общинникам  на правах владения и пользования,  однако они не могут распоряжаться  ими в эгоистических целях.

С точки зрения социальной власти и управления первобытное общество характеризуется следующими признаками:

- полнота социальной  власти принадлежит обществу  в целом. Жизненно важные для  рода решения принимаются на  общем собрании путем голосования;

- оперативное руководство  общественной деятельностью осуществляет выборный глава рода, власть которого опирается исключительно на личный авторитет («лучшего среди равных») и не несет каких либо привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» при разделе добычи и т.п.). Следовательно, в первобытном обществе отсутствует «борьба за власть», в современном понимании этого явления;

- социальное управление  осуществляется при помощи неписанных  правил поведения (протонорм), передаваемых  из поколения в поколение при  помощи устных мифов. Основной  формой выражения мононорм являются запреты-табу, особенностью которых является отсутствие какого бы то ни было логического обоснования («нельзя, потому что нельзя»);

- в основу правил  поведения (протонорм) были положены  неразличаемые моральные, религиозные,  традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами;

- основным принципом  социального регулирования является  принцип талиона – «равным  за равное (око за око, зуб  за зуб)»;

- нарушение табу влекло  за собой изгнание виновного  из рода (остракизм) что, по сути, означало смертный приговор.

Постепенно человеческая организация усложнялась, что, с  одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и  управления, а с другой стороны, обусловливало  возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий. Иными словами в обществе постепенно складываются объективные предпосылки возникновения государства и права.

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"