Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Теория государства и права"
Введение
Раздел 1. Вводный
Лекция 1: Общая характеристика курса «Теория государства и права»
Лекция 2. Социально-исторические предпосылки государства и права. Возникновение государства и права
Раздел 2. Общая теория государства
Лекция 3. Понятие и признаки государства
Лекция 4. Типология государства
Лекция 5. Функции государства
Лекция 6. Механизм государства
Лекция 7. Форма государства
Лекция 8. Государство и политическая система общества
Лекция 9. Правовое государство
Раздел 3. Общая теория права
Лекция 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права
Лекция 11: Типология правопонимания
Лекция 12. Источники права
Лекция 13. Норма права
Лекция 14. Система права
Лекция 15. Система законодательства
Лекция 16. Теория правоотношений
Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности
Лекция 18. Реализация норм права
Лекция 19. Толкование норм права
Лекция 20. Правомерное и противоправное поведение
Лекция 21. Юридическая ответственность
Лекция 22. Законность и правопорядок
Лекция 23. Механизм правового регулирования
Лекция 24. Правовые системы и правовые семьи
Лекция 25. Правосознание и правовая культура
Третий подход - антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же. В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность.
В юриспруденции близкая точка зрения была высказана ещё в ХIХ веке Г. Мэном. Он считал, что право возникло до общеобязательных норм регулирования в форме древних судебных решений. В современной юридической литературе эта идея изложена шведским историком права Э. Аннерсом. Древнее право он именует примирительным правом родового строя, связывая его в основном с процедурами разрешения межобщинных конфликтов. Таким образом, сам факт формирования человеческого сообщества, в котором отношения между людьми приобретают упорядоченный характер, рассматривается в качестве основной исторической предпосылки возникновения права.
6. Теории происхождения права
В теории государства и права существует множество теорий происхождения права. С определенной долей условности эти теории могут быть подразделены на теории естественного происхождения права и теории позитивного (искусственно созданного) права.
Теории естественного
происхождения права
Теории позитивного права процесс происхождения права рассматривают с точки зрения осознанной волевой деятельности. При этом в зависимости от субъекта, осуществляющего непосредственное правотворчество, различаются: юридический, социологический, психологический типы позитивизма.
Рассмотрим перечисленные теории происхождения права более подробно.
1. Теории естественного происхождения права
- теория естественного права (Г. Гроций, Дж. Локк, Ш.Монтескье). Право как совокупность определенных возможностей возникает у человека с момента рождения и реализуется им независимо от того, является он гражданином государства или нет. В основу естественного права, таким образом, положены неотчуждаемые права человека, выступающие в качестве ценностных установок, приоритетных по отношению к государственным интересам.
- историческая школа права (Ф. Савиньи, Г. Пухта, Р. Иеринг) – право является выражением «народного духа», правового убеждения, формирующегося, подобно языку и культуре, постепенно и в силу этого независимого от государства. Государство не создает, а лишь «открывает» право. В отличие от теории естественного права, интернационального по своей природе, в рамках исторической школы право формируется под воздействием специфических качеств, присущих только данному обществу и, в силу этого, не может быть заимствовано другим народом.
2. Теории позитивного права
- юридический позитивизм (Г. Кельзен, Р. Штамлер) – право является продуктом целенаправленной государственной деятельности, «возведенной в закон волей государства». Правила поведения не получившие формально-юридического выражения, правовыми не являются. Правотворческая деятельность государства может осуществляться как в форме непосредственного, так и санкционированного правотворчества. В рамках непосредственного правотворчества создаются так называемые гражданские права и обязанности (правила регламентирующие порядок формирования и функционирования государственной власти, приобретения и утраты гражданства и т.п.). В рамках санкционированного правотворчества государство признает юридически значимыми (правомерными, противоправными) правила поведения сложившиеся в ходе естественного развития общества (обычай наследования имущества умершего членами его семьи признается государством правомерным, а обычай кровной мести - противоправным).
- социологический позитивизм (Э. Эрлих, Г. Канторович) – право, как система правил поведения общезначимого характера, формируется в результате социального развития. Государство юридизирует (наделяет юридической силой, гарантирует и санкционирует) уже сложившиеся правила. В отличие от исторической школы права, представители которой утверждали неизменность и «национальную специфику» основных ценностей права в рамках обособленных социумов, в рамках социологического позитивизма обосновывается точка зрения, в соответствие с которой право формируется под воздействием общественных отношений и видоизменяется вместе с этими отношениями. При этом расширение межгосударственных отношений приводит к «взаимопроникновению» национальных правовых систем – имплементации международных правовых актов в национальное законодательство.
- психологический позитивизм (Г. Тард, Л. Петражицкий) - право формируется под воздействием чувств, эмоций, переживаний по поводу окружающей человека правовой реальности. Подобное психологическое восприятие права в достаточной степени часто не совпадает с официальной концепцией правопонимания (например, понятие права как совокупности обязательных для исполнения правил поведения по-разному воспринимается законопослушным гражданином и «вором в законе»).
Раздел 2. Общая теория государства
Лекция 3. Понятие и признаки государства
1. Понятие и признаки государства. 2. Социальная сущность государства
1.Понятие и признаки государства
В качестве основных общетеоретических признаков, в той или иной степени характеризующих любое государство, независимо от исторического типа, формы правления, государственного устройства, политического режима, следует выделить: наличие государственной территории, институт гражданства, публичную политическую власть, суверенитет. Рассмотрим перечисленные признаки более подробно.
Наличие государственной территории.
Государственной территорией принято считать такую территорию, которая «находится под суверенитетом определенного государства», то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. С позиций международного права государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству, как принадлежащая данному государству и находящаяся под его исключительной властью часть земного пространства.
Территория как признак
Фактическая территория - это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.
Юрисдикционная территория - это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории, в географическом смысле к государственной не относящейся (зарубежные дипломатические представительства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом).
В научной литературе нередко
встречаются попытки
Институт гражданства
Сущность данного признака заключается
в возникновении качественно-
Аппарат публичной политической власти
Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления обладает публичным характером - властные предписания принятые от имени государства одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду, меры юридической ответственности).
Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.
Государственный суверенитет
Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по сравнению со всеми другими видами власти в самом государстве, а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.
Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:
- публичный характер государственной власти - решения органов государственной власти распространяются на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;
- высшая юридическая
сила властных предписаний,
- гарантированность и
санкционированность
Наряду с суверенитетом
государства в юридической
Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение. Особое значение данный институт приобретает в полиэтнических государствах. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). При этом крайней формой национального суверенитета, является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация, предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом.
Перечисленные признаки, позволяют сформулировать следующее определение: государство - это специфическая социально-политическая организация, осуществляющая управление обществом в пределах определенной территории посредством выработки, принятия, наделения юридической силой общезначимых и общеобязательных правил поведения (юридических норм), использования этих правил в процессе правового регулирования, установления действенной системы гарантий реализации государственно-властных предписаний (прежде всего, путем закрепления возможности государственного принуждения), придания правовым нормам санкционированного характера (посредством установления мер юридической ответственности, адекватных вреду нанесенному правонарушением).
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"