Лекции по "Государству и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:07, курс лекций

Описание работы

Государственная служба: история, тенденции развития. Правовое регулирование государственной гражданской службы.

Государственная служба была и есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов её построения и функционирования, лежащих в её основе теоретических представлений, истории её возникновения и развития в нашей стране, динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен, наконец, особенностей государственной службы в различных странах – необходимы широкому кругу образованных людей – не только специалистов в области государственного управления.

Файлы: 5 файлов

Лекция 4 тезисы 2010 год.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 3 тезисы 2010 год.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 1 тезисы 2010 год.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 5 тезисы 2010 год.doc

— 83.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 2 тезисы 2010 год.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 Организация государственной службы

 

Государственная служба как сложный социально – правовой институт, выполняющий в обществе и государстве многообразный «набор» функций, способна раскрыть свой потенциал лишь при условии надлежащей организации собственных элементов и их взаимосвязи.

Для решения стоящей перед нами задачи – раскрытия принципов и механизма организации государственной службы – необходимо в ходе анализа коснуться нескольких общенаучных подходов.

Первым из них можно назвать генетический (или исторический) подход, позволяющий рассмотреть, как данное конкретное явление возникло, через какие основные этапы прошло и каким он представляется сегодня. Без знания истории невозможно формулировать теоретические положения.

Второй подход – структурно – функциональный, требующий от исследователя рассмотрения как самой структуры анализируемого объекта, так и механизма её функционирования.

Кроме того, в этих подходах целесообразно выделить системный аспект организации, указав не только ведущие факторы её формирования и функционирования, но и на источники и каналы влияний, меняющих характеристики соответствующе организованного объекта.

Сказанное позволяет кратко изложить, в чем состоит теоретический подход к организации государственной службы.

Во-первых, следует дать представление об отечественной истории государственного строительства, российской и советской традиции государственной службы в той их части, которая оказывает влияние на ныне функционирующую государственную службу.

Во – вторых, научность теоретического подхода требует рассмотрения всей суммы проблем организации государственной службы по крайней мере в следующих четырех плоскостях:

-в плоскости вековых российских традиций, в частности политических, а в них, более конкретно, административной культуре, как населения, так и государственных служащих. Не обязательно, чтобы эти традиции непосредственно были материализованы в структурах современной государственной службы. Важно другое. Не учитывать их как фактор влияния, фактор «окружающей среды» можно лишь на исторически коротком отрезке времени, в плане же долгосрочном, когда ставится задача обоснования принципов жизнеспособного государственного организма страны, они требуют пристального внимания;

-в плоскости сегодняшнего  положения, современной «проблемной  ситуации». Учет современной ситуации  позволяет, с одной стороны, решать  вопросы организации государственной  службы на реальном фундаменте фактов, с другой – абстрагируясь от преходящего, сосредоточиться на оптимизации структур государственной службы и обеспечении её эффективности, устойчивости, жизнеспособности и других качеств, которые целесообразно заложить в основы реформируемого Российского государства;

-в плоскости общемирового  значения решаемых в России  задач государственной службы. Решая  задачи российской государственной  службы, необходимо не только  брать в расчет опыт других  стран, иных систем государственной  службы, но и учитывать общемировые тенденции с тем, чтобы, сохраняя российскую специфику, найти оптимальные варианты решения проблем государственной службы, в том числе с учетом факторов национальной безопасности, потребностей не только нынешнего, но и будущих поколений россиян;

-в плоскости взаимообусловленности  теоретических поисков, интерпретаций, концепций и реальной практики  государственного строительства, объективных  результатов решения конкретных  общественных проблем.  Самая  блестящая интеллектуальная конструкция может оказаться не принятой, не востребованной практиками государственного строительства лишь в силу неумения или нежелания ученого вести с ними диалог, своевременно реагировать на их запросы и позицию, воплощать их замыслы относительно проведения реформы системы государственной службы в жизнь.

В чем же заключаются особенности организации государственной службы?

Сразу же надо  подчеркнуть, что государственная служба – это один из видов служебной деятельности в обществе. Поэтому государственная служба сохраняет, как вид службы, все те признаки, которые присущи службе как таковой и любому её видов.

Но в то же время государственная служба имеет свои особенности, которые и составляю и основу её обособления в самостоятельный вид службы.

Все особенности государственной службы происходят из того, что именно государственная, т.е. создается и организуется государством, им регулируется посредством законодательства, а лица, находящиеся на государственной службе, обеспечивают выполнение государственных полномочий. Особенности государственной службы относятся ко всем её структурным частям, в том числе, конечно, и к организации госслужбы.

Законодательство о госслужбе относит к организации государственной службы, в соответствии со сложившимися представлениями, такие вопросы:

-понятие государственной  службы;

-её виды;

-принципы государственной  службы;

-статус государственной  должности.

Рассмотрим эти элементы государственной службы с очки зрения их особенностей.

Понятие государственной службы дано в статьях 2 Законов РФ и РТ о госслужбе: это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

В этом понятии государственной службы выделено её существо, другие неотъемлемые признаки государственной службы показаны в других статьях Законов.

Включение в понятие государственной службы указания на то, что это деятельность профессиональная, носит принципиальный характер: известно, что такого рода требования к государственной службе ранее не было, более того, Программа КПСС, принятая в 1962 году, требовала , чтобы «навыками управления овладевали всё более широкие массы, и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией».

Требует пояснения в определении государственной службы и положение «по обеспечению полномочий государственных органов».

Дело в том, что статьях 1 Законов РФ имеются формулировки, несколько отличающиеся от предыдущей – непосредственное исполнение полномочий государственных органов (для государственных должностей категории «А».

Эти две формулировки, хотя и говорят об исполнении полномочий государственных органов, существенно разнятся между собой. Первая формула – об обеспечении исполнения полномочий государственных органов – составляют практическое содержание государственной службы: организацию исполнения, само исполнение, контроль и т.п.

Вторая же формула – непосредственное исполнение полномочий государственных органов – имеет в виду и прямо называют лишь лиц, стоящих во главе государственных органов, т.е. их руководителей. Эту государственную деятельность Законы РФ к государственной службе не относят. Стало быть, не вся государственная деятельность охватывается государственной службой, а лишь часть государственной деятельности.

То есть нужно ещё раз подчеркнуть, что государственная деятельность по непосредственному исполнению полномочий государственных органов – деятельность за пределами государственной службы. Государственная же деятельность по исполнению полномочий государственных органов – это государственная служба.

Итак, особенности понятия государственной службы, вытекающие из федерального и республиканского законодательства о ней, следующие:

*это деятельность государственная;

*но государственная  деятельность не в полном объеме, а лишь часть её, одна из  двух частей;

*деятельность по обеспечению  исполнения полномочий государственных органов;

*деятельность по обеспечению  полномочий руководителей государственных  органов;

*деятельность профессионального  уровня и требований – государственные  служащие.

 

Эти особенности государственной службы в рамках её понятия продолжаются далее в её организации:

-видах государственной  службы;

-принципах госслужбы;

-в организационном и  правовом статусе государственных  должностей.

 

О видах государственной службы.

 

Мы уже поднимали эту проблему в предыдущей лекции. Сегодня говорим о ней опять в связи с тем, что законодательство относит вопрос о видах госслужбы к организационным аспектам её - теме сегодняшней лекции. Так утверждается, по крайней мере, в учебном пособии «Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование». Автор В.М.Манохин. И рассматриваются в этом учебнике два вида государственной службы:

-федеральная государственная  служба;

-государственная служба  субъектов  Российской Федерации.

Автор, видимо, исходил в своих выводах из того, что в статье 2 (п.3) Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» указывается, что: государственная служба включает в себя:

1)федеральную государственную  службу, находящуюся в ведении  Российской Федерации;

2)государственную службу  субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Но с таким делением государственной службы на два вида согласиться, видимо, нельзя. Ведь, под видом государственной службы понимается её специализация по содержанию, которое, в свою очередь, проистекает из целей и функций соответствующих государственных органов. Имеются в виду государственные органы, обеспечивающие функционирование экономики, образования, здравоохранения и др.отраслей хозяйства, обеспечивающие общественный порядок, права и свободы человека, соблюдение определенных правил поведения и деятельности и т.д.

Исходя из этого, федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ нельзя относить к разным видам. Это один вид службы, только осуществляется она на разных уровнях.

Более четкое понятие о видах государственной службы дает новый  Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации».

Сначала в статье 2 (п.1) Закона отмечается, что государственная служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

А далее в п.2 этой же статьи уже четко указывается, что федеральная государственная служба включает в себя следующие виды:

-федеральная государственная гражданская  служба;

-военная служба;

-правоохранительная служба.

 

Рассмотрим следующий вопрос организационного аспекта государственной службы – принципы госслужбы.

Принцип – категория ходовая, используемая при анализе многих естественных и социальных явлений, фактов и событий.

С принципами связывают определенные основы – постоянные, твердые, на которых зиждется и функционирует интересующий объект, система отношений и т.д. Многие отрасли науки оперируют данным понятием. Со временем категория «принцип» вошла и в законодательство. Здесь принцип означает и закрепляет обязательность содержащихся в нем положений, требований их всеобщность в отношении регулируемых вопросов.

Статьи «Принципы государственной службы» имеются во всех рассматриваемых нами законов о государственной службе.

В Законе «О государственной гражданской службе» указывается, что государственная служба основывается на принципах:

1)приоритет прав и свобод  человека;

2)единство правовых и организационных  основ федеральной государственной  гражданской службы и государственной гражданской службы;

3)равный доступ к государственной  службе в соответствии с федеральным законом т равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного служащего;

4)профессионализм и компетентность  государственных служащих;

5)стабильность государственной службы;

6)доступность информации о государственной  службе;

7)взаимодействие с общественными  объединениями и гражданами;

8)защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

 

Перейдем к следующему аспекту организации государственной службы – статусу государственной должности.

Первая особенность государственной должности заключается  в том, что она состоит в государственном органе.

Вторая особенность государственной должности та, что состоя в государственном органе, должность учреждается для осуществления государственных полномочий – представительной власти, исполнительной власти, судебных полномочий и т.п.; в широком смысле – по управлению делами общества.

Третья особенность государственной должности – в источнике её финансирования. Денежное вознаграждение лиц, состоящих на государственных должностях, естественно, осуществляется государством. Но государство обладает различными финансовыми источниками: бюджетом, доходами от различных видов деятельности государственных органов и организаций и другими.

Государственная должность, как Вам известно, финансируется только из бюджета.

 

Классификация государственных должностей

Информация о работе Лекции по "Государству и праву"