Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:07, курс лекций
Государственная служба: история, тенденции развития. Правовое регулирование государственной гражданской службы.
Государственная служба была и есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов её построения и функционирования, лежащих в её основе теоретических представлений, истории её возникновения и развития в нашей стране, динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен, наконец, особенностей государственной службы в различных странах – необходимы широкому кругу образованных людей – не только специалистов в области государственного управления.
Организация государственной службы
Государственная служба как сложный социально – правовой институт, выполняющий в обществе и государстве многообразный «набор» функций, способна раскрыть свой потенциал лишь при условии надлежащей организации собственных элементов и их взаимосвязи.
Для решения стоящей перед нами задачи – раскрытия принципов и механизма организации государственной службы – необходимо в ходе анализа коснуться нескольких общенаучных подходов.
Первым из них можно назвать генетический (или исторический) подход, позволяющий рассмотреть, как данное конкретное явление возникло, через какие основные этапы прошло и каким он представляется сегодня. Без знания истории невозможно формулировать теоретические положения.
Второй подход – структурно – функциональный, требующий от исследователя рассмотрения как самой структуры анализируемого объекта, так и механизма её функционирования.
Кроме того, в этих подходах целесообразно выделить системный аспект организации, указав не только ведущие факторы её формирования и функционирования, но и на источники и каналы влияний, меняющих характеристики соответствующе организованного объекта.
Сказанное позволяет кратко изложить, в чем состоит теоретический подход к организации государственной службы.
Во-первых, следует дать представление об отечественной истории государственного строительства, российской и советской традиции государственной службы в той их части, которая оказывает влияние на ныне функционирующую государственную службу.
Во – вторых, научность теоретического подхода требует рассмотрения всей суммы проблем организации государственной службы по крайней мере в следующих четырех плоскостях:
-в плоскости вековых российских традиций, в частности политических, а в них, более конкретно, административной культуре, как населения, так и государственных служащих. Не обязательно, чтобы эти традиции непосредственно были материализованы в структурах современной государственной службы. Важно другое. Не учитывать их как фактор влияния, фактор «окружающей среды» можно лишь на исторически коротком отрезке времени, в плане же долгосрочном, когда ставится задача обоснования принципов жизнеспособного государственного организма страны, они требуют пристального внимания;
-в плоскости сегодняшнего
положения, современной «проблемной
ситуации». Учет современной ситуации
позволяет, с одной стороны, решать
вопросы организации
-в плоскости общемирового
значения решаемых в России
задач государственной службы. Решая
задачи российской
-в плоскости
В чем же заключаются особенности организации государственной службы?
Сразу же надо подчеркнуть, что государственная служба – это один из видов служебной деятельности в обществе. Поэтому государственная служба сохраняет, как вид службы, все те признаки, которые присущи службе как таковой и любому её видов.
Но в то же время государственная служба имеет свои особенности, которые и составляю и основу её обособления в самостоятельный вид службы.
Все особенности государственной службы происходят из того, что именно государственная, т.е. создается и организуется государством, им регулируется посредством законодательства, а лица, находящиеся на государственной службе, обеспечивают выполнение государственных полномочий. Особенности государственной службы относятся ко всем её структурным частям, в том числе, конечно, и к организации госслужбы.
Законодательство о госслужбе относит к организации государственной службы, в соответствии со сложившимися представлениями, такие вопросы:
-понятие государственной службы;
-её виды;
-принципы государственной службы;
-статус государственной должности.
Рассмотрим эти элементы государственной службы с очки зрения их особенностей.
Понятие государственной службы дано в статьях 2 Законов РФ и РТ о госслужбе: это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
В этом понятии государственной службы выделено её существо, другие неотъемлемые признаки государственной службы показаны в других статьях Законов.
Включение в понятие государственной службы указания на то, что это деятельность профессиональная, носит принципиальный характер: известно, что такого рода требования к государственной службе ранее не было, более того, Программа КПСС, принятая в 1962 году, требовала , чтобы «навыками управления овладевали всё более широкие массы, и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией».
Требует пояснения в определении государственной службы и положение «по обеспечению полномочий государственных органов».
Дело в том, что статьях 1 Законов РФ имеются формулировки, несколько отличающиеся от предыдущей – непосредственное исполнение полномочий государственных органов (для государственных должностей категории «А».
Эти две формулировки, хотя и говорят об исполнении полномочий государственных органов, существенно разнятся между собой. Первая формула – об обеспечении исполнения полномочий государственных органов – составляют практическое содержание государственной службы: организацию исполнения, само исполнение, контроль и т.п.
Вторая же формула – непосредственное исполнение полномочий государственных органов – имеет в виду и прямо называют лишь лиц, стоящих во главе государственных органов, т.е. их руководителей. Эту государственную деятельность Законы РФ к государственной службе не относят. Стало быть, не вся государственная деятельность охватывается государственной службой, а лишь часть государственной деятельности.
То есть нужно ещё раз подчеркнуть, что государственная деятельность по непосредственному исполнению полномочий государственных органов – деятельность за пределами государственной службы. Государственная же деятельность по исполнению полномочий государственных органов – это государственная служба.
Итак, особенности понятия государственной службы, вытекающие из федерального и республиканского законодательства о ней, следующие:
*это деятельность
*но государственная
деятельность не в полном
*деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов;
*деятельность по обеспечению
полномочий руководителей
*деятельность
Эти особенности государственной службы в рамках её понятия продолжаются далее в её организации:
-видах государственной службы;
-принципах госслужбы;
-в организационном и
правовом статусе
О видах государственной службы.
Мы уже поднимали эту проблему в предыдущей лекции. Сегодня говорим о ней опять в связи с тем, что законодательство относит вопрос о видах госслужбы к организационным аспектам её - теме сегодняшней лекции. Так утверждается, по крайней мере, в учебном пособии «Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование». Автор В.М.Манохин. И рассматриваются в этом учебнике два вида государственной службы:
-федеральная государственная служба;
-государственная служба субъектов Российской Федерации.
Автор, видимо, исходил в своих выводах из того, что в статье 2 (п.3) Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» указывается, что: государственная служба включает в себя:
1)федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
2)государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
Но с таким делением государственной службы на два вида согласиться, видимо, нельзя. Ведь, под видом государственной службы понимается её специализация по содержанию, которое, в свою очередь, проистекает из целей и функций соответствующих государственных органов. Имеются в виду государственные органы, обеспечивающие функционирование экономики, образования, здравоохранения и др.отраслей хозяйства, обеспечивающие общественный порядок, права и свободы человека, соблюдение определенных правил поведения и деятельности и т.д.
Исходя из этого, федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ нельзя относить к разным видам. Это один вид службы, только осуществляется она на разных уровнях.
Более четкое понятие о видах государственной службы дает новый Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации».
Сначала в статье 2 (п.1) Закона отмечается, что государственная служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
А далее в п.2 этой же статьи уже четко указывается, что федеральная государственная служба включает в себя следующие виды:
-федеральная государственная
-военная служба;
-правоохранительная служба.
Рассмотрим следующий вопрос организационного аспекта государственной службы – принципы госслужбы.
Принцип – категория ходовая, используемая при анализе многих естественных и социальных явлений, фактов и событий.
С принципами связывают определенные основы – постоянные, твердые, на которых зиждется и функционирует интересующий объект, система отношений и т.д. Многие отрасли науки оперируют данным понятием. Со временем категория «принцип» вошла и в законодательство. Здесь принцип означает и закрепляет обязательность содержащихся в нем положений, требований их всеобщность в отношении регулируемых вопросов.
Статьи «Принципы государственной службы» имеются во всех рассматриваемых нами законов о государственной службе.
В Законе «О государственной гражданской службе» указывается, что государственная служба основывается на принципах:
1)приоритет прав и свобод человека;
2)единство правовых и
3)равный доступ к
4)профессионализм и
5)стабильность государственной службы;
6)доступность информации о
7)взаимодействие с
8)защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Перейдем к следующему аспекту организации государственной службы – статусу государственной должности.
Первая особенность государственной должности заключается в том, что она состоит в государственном органе.
Вторая особенность государственной должности та, что состоя в государственном органе, должность учреждается для осуществления государственных полномочий – представительной власти, исполнительной власти, судебных полномочий и т.п.; в широком смысле – по управлению делами общества.
Третья особенность государственной должности – в источнике её финансирования. Денежное вознаграждение лиц, состоящих на государственных должностях, естественно, осуществляется государством. Но государство обладает различными финансовыми источниками: бюджетом, доходами от различных видов деятельности государственных органов и организаций и другими.
Государственная должность, как Вам известно, финансируется только из бюджета.
Классификация государственных должностей