Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:07, курс лекций
Государственная служба: история, тенденции развития. Правовое регулирование государственной гражданской службы.
Государственная служба была и есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов её построения и функционирования, лежащих в её основе теоретических представлений, истории её возникновения и развития в нашей стране, динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен, наконец, особенностей государственной службы в различных странах – необходимы широкому кругу образованных людей – не только специалистов в области государственного управления.
Нужно сразу же отметить, что в положениях новых законов РФ о государственной гражданской службе по вопросу классификации государственных должностей появилось достаточно много изменений.
Во-первых, введены четкие понятия о государственных должностях РФ и о должностях государственной гражданской службы РФ.
Классификация должностей государственной службы
В последнем законе РФ введено следующее разделение государственных должностей по категориям:
«1)руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2)помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3)специалисты –должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4)обеспечивающие специалисты –
Подразделение должностей государственной службы осталось прежнее. Это:
1)высшие должности
2)главные должности
3)ведущие …..
4)старшие…
5)младшие……
Но и здесь имеется нововведение - высшей категории госдолжностей соответствуют и более высокие группы их.
-должности категорий «руководители» и «помощники (советники) подразделяются на высшую, главную и ведущую группы..
-должности категории «
-должности категории «
Статья 12 ФЗ
В число квалификационных требований к должностям госслужбы включаются требования:
-к уровню профессионального образования; - в Законе РФ 20073г. было дополнение – «с учетом специализации государственных должностей государственной службы..».
Для большинства категорий и групп должностей требование по образованию одно – наличие высшего профессионального образования.
Наличие среднего профессионального образования, причем, как подчеркивает Закон, соответствующего направлению деятельности, допускается только для должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп.
-стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или
-стажу (опыту) работы по специальности
Эта схема классных чинов выглядит так.
Государственная должность |
Классный чин |
Высшая группа |
Действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса |
Главная группа |
Государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса |
Ведущая группа |
Советник государственной службы РФ 1, 2 и 3 класса |
Старшая группа |
Референт государственной службы РФ 1, 2 и 3 класса |
Младшая группа |
Секретарь государственной службы РФ 1,2 и 3 класса |
В связи с принятием ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в нем осталась только одна довольно короткая статья 13.Поступление на государственную службу и замещение вакантной должности государственной службы со ссылкой на федеральное законодательство.
1.На государственную
службу вправе поступить
2.Предельный возраст пребывания на государственной службе – 65 лет.
3.Порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, а также случаи поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы без проведения конкурса устанавливаются федеральным законодательством.
Указом Президента РФ от 1 февраля 2005г. №112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации-это документ прямого действия и для регионов РФ.
4.Гражданин при поступлении
на государственную службу или
государственный служащий при
замещении вакантной должности
государственной службы
Положения ФЗ и законов субъектов федерации по данному вопросу, в основном, идентичны. В законах субъектов добавлены следующие 2 пункта:
4.Личное дело
5.Персональные данные, внесенные в личные дела, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях – к сведениям конфиденциального характера.
Более подробно порядок ведения личных дел государственных служащих изложено в Положении о персональных данных государственного служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. №609.
Примечательно то, что в законодательстве исчезло понятие «прекращение государственной службы». Оно заменено на выражение
«Прекращение служебного контракта». Исчезло и понятие «отставка государственного служащего». А зря.
В ФЗ очень подробно раскрыты положения о прекращении служебного контракта. Имеется отдельная глава 6.Основания и последствия прекращения служебного контракта с 9 статьями.
Управление государственной службой
Само понятие «управление государственной службой» было неизвестно законодательству в Советском государстве, да и не могло быть известно, в силу того положения, которое было отведено государственной службе в то время.
Дореволюционному российскому законодательству институт руководства государственной службой был известен, и для этой цели в государственном механизме имелись специальные звенья:
-Инспекторский департамент гражданского ведомства;
-Комитет о службе чинов гражданского ведомства и о наградах.
Ряд вопросов организации государственной службы входил в компетенцию Сената.
С начала формирования нынешнего законодательства о государственной службе в комплекс отношений, подлежащих регулированию, был включен и вопрос об управлении государственной службой.
Но в каком смысле допустимо говорить об управлении государственной службой? Ведь сама служба и есть управление государственными делами? Надо ли надстраивать управление над управлением?
И вот здесь следует вспомнить о том, что служба любом её виде, следовательно, и государственная служба, в своей структуре содержит два элемента:
-первый – организацию службы;
-второй – практическое,
непосредственное исполнение
Организовать службу – непростое дело, необходимо на этой стадии решить и выполнить множество дел: учредить должности, определить их статус, определить весь перечень вопросов прохождения госслужбы и т.п.
Вот эти вопросы организации государственной службы и составляют предмет деятельности государственных органов по управлению госслужбой: общих и специальных.
Значение управления по организации государственной службы возрастает ещё и потому, что почти все вопросы, составляющие содержание организации госслужбы, требуют решения на государственном уровне. А это возможно лишь при условии руководства этим процессом со стороны определенных государственных органов.
Вторая же сторона государственной службы – практическое осуществление служебных полномочий – сама по себе есть деятельность управленческая, построенная на определенных началах:
-контроль за исполнением полномочий;
-подчиненность одних лиц другим;
повседневное общение при исполнении служебных обязанностей и т.п.
Итак, вопросы организации госслужбы и составляют предмет и содержание управления ею со стороны государственных органов. Каких?
Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995г. определил, что координацию деятельности по реализации задач, вытекающих из настоящего Федерального закона, осуществляется Советом по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации.
В ФЗ 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации) указания на этот счет более конкретны:
«1.Гоударственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы (обратите внимание – органы), определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
И далее.
2.Внутриведомственный