Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций

Описание работы

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной

Файлы: 1 файл

ekzamen_po_igpzs.doc

— 986.00 Кб (Скачать файл)

Содержание Конституции явно свидетельствует о компромиссе между рабовладельцами и крупной буржуазией. К. юридически оформила систему органов власти  независимой американской республики. Принцип разделения властей. Высшая законодательная власть вручалась Конгрессу из 2-х палат (палата представителей и сенат). К. наделяет сенат правом контроля за деятельностью высших должностных лиц, включая президента. Только с согласия сената президент заключал международные договоры, назначал послов, членов Верховного суда и т.д. Сенат обладал более обширными полномочиями , чем палата представителей. Конгресс имел право издавать законы, регулирующие торговлю, чеканке монет, армию, объявлять войну и т.д.  Передача многих прав из ведения штатов федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти. 16-я поправка предоставила Конгрессу право устанавливать подоходный налог. Исполнительная власть вручалась президенту. Он избирался на 4 года. Президент - глава государства и федеральной администрации. Он не мог быть отрешен от должности конгрессом. Президент - главком, назначает и смещает любого из членов своего кабинета, осуществляет ф-ции представительства (принимает послов), назначает членов Верховного суда и остальных судей, имеет право помилования. Всякий билль, принятый конгрессом нуждается в подписи президента. Президент может наложить отлагательное вето на любой законопроект. Президент - глава правительства. Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и служат пожизненно . Верховный суд позднее присвоил себе право решать - соответствуют ли законы и акты исполнительной власти Конституции. Федеральный суд выполнял роль “сторожа” при конгрессе на тот случай, если в составе конгресса окажется большинство радикалов. Правовое положение Верховного суда является уникальным/

Билль о правах 1791 г. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции 1787г. прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы. Из этого исходил и Д. Мэдисон, он внес решающий вклад в подготовку конституционных поправок, ставших известными как Билль о правах. Его содержание составило первые 10 поправок к конституции. Принципиальной идеей, положенной в их основу, являлось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний (ст. 1). Право иметь и носить оружие (ст. 2). В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыски без обоснованных разрешений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию (ст. 5). Право на адвоката (ст. 6). Запрет жестокие наказания (ст. 8). В сочетаниями с этими положениями конст приобрела большую прогрессивную направленность.

Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.            

 

75, Гражданская Война в США,  её итоги.

Федеральная конституция не отменила рабство на территории страны, что стало одной из причин обострения противоречий между северными и южными штатами. После принятия Иллинойса в составе союза оказалось 11 «свободных» и 10 рабовладельческих штатов. Федеральное правительство предприняло ряд мер в целях ограничения распространения рабства. В 1820 г. была установлена северная граница, проходившая западнее реки Миссисипи, за пределы которой запрещалось распространение рабовладельческих отношений. Этот политический акт получил название первого Миссурийского компромисса. Второй Миссурийский компромисс был заключен в 1850 г., когда население вновь образуемых штатов (Юта, Ныо-Мексико) само должно было решить, быть им рабовладельческими или нет. Эти компромиссы призваны были сохранить паритет, сложившийся между сторонниками и противниками рабства в США.

Однако преобладание в федеральных  органах власти рабовладельцев позволило им в 1854 г. ликвидировать принятые ранее соглашения, отменив ограничения для распространения рабовладения на новые территории.

В конце I860 г. на пост президента США  был избран А. Линкольн — один из организаторов Республиканской партии, что означало активизацию аболиционистской политики. В начале 1861 г. 13 южных штатов заявили о сецессии (выходе) из состава США и провозгласили Конфедеративные штаты Америки. Стремясь распространить рабовладение на территорию всех штатов, конфедераты начали гражданскую войну, продолжавшуюся четыре года.

Во время войны прокламацией президента А. Линкольна от 1 января 1863 г. рабство было отменено. Однако речь здесь шла об отмене рабства лишь на территории взбунтовавшихся штатов. А в 1865 г. была принята XIII поправка к федеральной конституции, которая закрепила этот важнейший итог гражданской войны, провозгласив запрет на существование на всей территории государства «рабства и подневольного существования, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление».

Война между севером и югом повлекла значительные изменения в государственно-политической системе США, что отразилось в XIV (1868 г.) и XV (1870 г.) поправках к конституции. Первая из них запретила субъектам федерации принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США, лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры. Эти положения создавали правовую базу для освобождения негров и уравнения их в правах с остальным населением страны. В значительной степени этому должна была способствовать и XV поправка, запрещавшая дискриминацию на выборах по признаку расы и цвета кожи. Однако лишь спустя несколько десятилетий эти поправки были введены в политическую практику, несмотря на введение в 1870 г. всеобщего мужского избирательного права. Решения Верховного суда от 1883 г. и 1896 г. признали неконституционными XIII и XIV поправки, а также конституционные законы отдельных штатов, признававших равные политические возможности для белых и черных.

Отмена дискриминационного законодательства штатов относится к середине XX века и связана с серией решений Верховного суда США под председательством Э. Уоррена.

 

76 Первые объединения  германских государств. Революция  1848, конституция 1849.

К началу XIX в. «Священная Римская империя германской нации» лишь формально являлась единым государством, а фактически в XVII—XVIII вв. на территории империи возникло около 300 монархий и иных автономных политических образований (вольных городов, феодальных владений).

Наполеоновские войны одновременно ускорили распад империи и способствовали формированию идеи германского единства. Подчинив Германию диктату Франции, Наполеон проводит политические преобразования: ликвидирует мелкие феодальные владения (например, духовные княжества), сокращает число самостоятельных государств с 300 до 38, а вольных городов с 51 до 6. В июле 1806 г. под эгидой Франции образовывается Рейнский союз из 16 германских государств, заявивших о своем выходе из «Священной Римской империи». 1 августа 1906 г. «Священная Римская империя Германской нации» была ликвидирована.

Наполеоновские реформы нанесли  удар по феодальному социально-экономическому режиму.

Эволюция германской государственности  в пер-' вой половине XIX в. была связана с тенденцией к преобразованию абсолютных монархий в конституционные. С 1816 г. по 1847 г. в 24 германских государствах (Бавария, Баден, Саксония, Вюртемберг, Гее-сен и др.) принимаются первые октроированные конституции (хартии). Предполагалось создание двухпалатных сословно-представительных органов — ландтагов, действующих под контролем монарха.

В конечном итоге, было предложено три  пути объединения Германии. Первый вариант — консервативный — предполагал объединение германских государств под руководством сильной монархии. Соответственно рассматривалась возможность великогерманского объединения под руководством Австрии и малогерманского объединения под руководством Пруссии, но без участия Австрии. Второй вариант — либеральный — предлагал создание федеративной конституционной монархии. Наконец, третий вариант — радикальный — подстегивал, объединение снизу, в результате буржуазно-демократической революции. После поражения общеевропейской революции 1848 г. этот путь не пользовался популярностью.

Важной организационной предпосылкой объединения Германии явилось международно-правовое сотрудничество германских государств. Решения Венского конгресса 1815 г. оформили новый международный порядок. Державы, разгромившие наполеоновскую Францию, в Союзном акте заложили правовые основы ноеого международного политического образования — Германского союза. В него вошли 39 суверенных государств, включая Австрию и Пруссию. К 1850 г. в

союзе осталось 34 государства, т.к. ряд  мелких княжеств прекратили свое существование. Участницами Германского союза стали также Дания, Голландия и Англия, имевшие владения, прежде входившие в состав Германской империи. Германская конфедерация создавалась для обеспечения внешней и внутренней безопасности. Центральным органом стал Союзный сейм, располагавшийся в вольном городе Франкфурт-на-Майне (крупный торговый центр, игравший важную политическую роль в Германии, здесь короновались императоры Священной Римской империи). В Сейме действовали представители правительств государств Германского союза с разным количеством голосов (от 1 до 4).

Общеевропейская революция 1848—1849 гг. изменила социально-экономическую  и политическую ситуацию в германских государствах. Экономический кризис 1847 г. потребовал срочного пополнения государственной казны. В апреле 1847 г. правительство Пруссии созвало Соединенный ландтаг из депутатов 8 провинциальных ландтагов для решения вопроса о денежном займе. Большинство мест в Соединенном ландтаге принадлежало либерально настроенной буржуазии и дворянству. Они отказали правительству в займе и предложили королю провести демократические реформы — превратить ландтаг в постоянный орган и даровать народу конституцию. Роспуск ландтага и начавшаяся в 1848 г. революция во Франции вызвали волнения в Бадене, Баварии, Вгортемберге, Пруссии и

Австрии. Восставшие требовали от властей введения всеобщего избирательного права, учреждения суда присяжных и  создания общегерманского представительства. В марте 1948 г. на совещании видных либеральных общественных деятелей было принято решение о созыве всегерманского учредительного собрания. В конце марта 1848 г. Общегерманское Национальное собрание во Франкфурте-на-Майне из представителей ландтагов германских государств одобрило текст имперской конституции. Конституция предлагала модель федерального государства с единой внешней политикой, единым гражданством, единым экономическим и правовым пространством. Провозглашался приоритет имперских законов над законодательством субъектов федерации. Конституция закрепляла широкий перечень демократических прав и свобод: равенство граждан перед законом и судом, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, печати, собраний и союзов, неприкосновенность собственности, процессуальные гарантии (суд присяжных, несменяемость судей, гласное судопроизводство) и ряд других положений. Законодательная власть вручалась двухпалатному рейхстагу с равными законодательными полномочиями. Возглавить империю должен был монарх. В сфере исполнительной власти проводилась идея ответственного правительства. Национальное собрание избрало прусского короля императором Германии, Однако, для короля Пруссии было немыслимым принять корону от парламента, поэтому он связал свое согласие с соглашением всех германских монархов. В конечном итоге, либеральный проект конституционного объединения был похоронен, что было вызвано рядом причин. Во-первых, в германских государствах были   сильны консервативные политические силы, придерживавшиеся сепаратистских настроений и отвергавшие любые уступки демократической общественности. Во-вторых, Пруссия и Австрия яростно соперничали за лидерство в новом объединении. В частности, прусская монархия готова была заключить унию с Саксонией и Ганновером. В-третьих, создание мощного немецкого государства рассматривалось крупнейшими европейскими державами как угроза сложившейся системе международных отношений (особенно настораживали милитаристские традиции Пруссии), поэтому европейская дипломатия оказала сопротивление назревавшему объединению.

 

77 Реакционный  режим Пруссии. Конституция 1850,

Германская революция 1848—1849 гг. изменила политическую ситуацию в самой Пруссии. Под давлением восставшего народа было создано новое правительство из представителей либеральной буржуазии. Вновь созванный Соединенный ландтаг принял закон о выборах в Прусское собрание, которое должно было решить вопрос о государственном устройстве Пруссии. «Закон шести параграфов» провозгласил демократические свободы.

Прусское собрание, избранное  на основе косвенных выборов, занялось разработкой конституции. Однако в процессе работы среди депутатов произошел раскол, правое крыло либеральной буржуазии предложило формулу: «Конституция по соглашению с короной». Противоречия в стане оппозиции позволили реакционным кругам перейти наступление и в декабре 1848 г. Прусское собрание было распущено. Однако конституционные идеи не были похоронены. В 1850 г. король Фридрих Вильгельм IV даровал народу конституцию. Она содержала перечень демократических нрав и свобод: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий, личные права, неприкосновенность собственности и жилища, свободу слова, собраний и союзов (с возможностью их временного запрета в целях общественной безопасности). Отсутствие текущего законодательства, регламентировавшего механизмы осуществления дарованных прав и свобод, определили их декларативность. В административной же практике использовались запреты печатных изданий, ограничения свободы слова под предлогом нарушения общественного благополучия.

Конституция 1850 г. закрепила представительное правление и включила в систему высших государственных органов двухпалатный ландтаг, но фактически это не повлияло на неограниченную власть короля. Он сохранял право назначения, контроля и смещения министров, а также высших должностных лиц (военных и гражданских). Король являлся главнокомандующим и руководил внешней политикой. Конституция устанавливала, что «исполнительная власть принадлежит одному королю», а «законодательная власть осуществляется совместно королем и обеими палатами». Однако король мог издавать распоряжения, имевшие силу закона. Допускался досрочный роспуск ландтага королем с условием проведения новых выборов в 60-дневный срок.

Избирательный закон 1849 г. установил трехклассную систему выборов: избиратели делились на три класса в зависимости от суммы уплачиваемого ими налога. В результате 150 тыс. избирателей первого класса имели равное представительство в ландтаге с 2,5 млн. избирателей третьего класса. Такая избирательная система просуществовала в Германии до 1918 года.

 

 

 

78.Конституция Германской  империи 1871 г

 

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"