Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций

Описание работы

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной

Файлы: 1 файл

ekzamen_po_igpzs.doc

— 986.00 Кб (Скачать файл)

демократическое сознание.

В результате случилось так, что  на Потсдамской конференции (с 17 июля  по  2

августа 1945 года), первоначальная цель которой заключалась  в  послевоенном

урегулировании  в  Европе,   были   приняты   соглашения,   которые   скорее

фиксировали, чем  решали  возникшие  проблемы:  единодушие  было  достигнуто

только в вопросе денацификации, демилитаризации и демонополизации,  а  также

воспитания немцев в демократическом  духе. Далее,  Запад  дал  свое  чреватое

последствиями  согласие  на  выселение   немцев   из   Польши,   Венгрии   и

Чехословакии. Жестокое изгнание в  последующее время около 7,75  млн.  немцев

находилось  в  явном  противоречии  с  западными  оговорками  о   «гуманном»

осуществлении этого шага. Так  поплатились  они  и  за  вину  немцев,  и  за

перенос  польской  западной  границы  как  следствие   советской   оккупации

Кенигсберга и Восточной Польши. Минимальный конценсус был достигнут  лишь  по

вопросу о сохранении  четырех  оккупационных  зон  в  виде  экономических  и

политических единиц. Между  тем  каждая  оккупационная  власть  должна  была

удовлетворить репарационные требования в начале за счет своей  оккупационной

зоны.

Образование Федеративной Республики Германия.

Иностранную помощь из Америки (программа GARIOA) западная Германия  получала

уже с 1949 года. Но только программа  борьбы с «голодом,  бедностью,отчаянием

и  хаосом»  (плана  Маршалла)  позволила  добиться  решительного  сдвига   в

восстановлении экономики (в 1948-52 гг. была получена помощь на  сумму  $1,4

млрд.). В то время как в СЗО  продолжалось  обоществление  промышленности,  в

западной Германии после проведения денежной реформы все больше  утверждалась

модель «социальной рыночной  экономики»  (Альфред  Мюллер–Армак  1947  год).

Новое   экономическое   устройство,   с   одной   стороны,    должно    было

вопрепятствовать «заболачиванию капитализма» (Вальтер Эйкен), с другой –  не

допустить  централизованного  планового  хозяйства  как  тормоза  творческой

активности и инициативы. Это  экономическая цель была закреплена  в  Основном

законе  (конституции)  и  дополнена  принципом   правового  и   социального

государства,  а  также  федеративной   структуры   Федеративной   Республики

Германия.  Причем  конституция  сознательно  именовалась  Основным  законом,

чтобы подчеркнуть ее временный  характер.  Окончательная  конституция  должна

была быть принята только после  восстановления  единства  Германии.  23  мая

1949 года Парламентский совет  в Бонне торжественно  провозгласил  вступление

в силу Основного Закона.

Отношения между ГДР и ФРГ  не претерпели существенных изменений  и  с  началом

венских переговоров о взаимном сокращении вооруженных  сил  и  вооружений  в

Центральной Европе (MBFR),  и  во  время  заключения  советско-американского

Соглашения  о  предотвращении  ядерной  войны,  и  во  время  проведения   в

Хельсинки   Совещания   тридцати   пяти   государств   по   безопасности   и

сотрудничеству в Европе (СБСЕ). С одной стороны, ГДР  имела  материальные  и

финансовые выгоды от отдельных  соглашений, заключенных впоследствии на  базе

Договора об основах отношений, с другой стороны, она скрупулезно следила  за

идеологическим размежеванием. После  изменения  конституции  в  ГДР  изчезло

понятие «социалистическое государство  германской нации». Оно  было  заменено

«социалистическим государством рабочих  и крестьян».  Исключен  был  и  такой

пассаж, как «осознавая ответственность, указать всей германской  нации путь

в будущее мира и социализма».

Провозглашенная 7 октября 1949  года  ГДР  была  детищем  Москвы.  С  самого

начала  здесь  царила  коммунистическая  диктатура,  которая  строилась   на

господстве Социалистической единой  партии  Германии.  Командная  экономика,

тайная полиция, всемогущество  СЕПГ и строгая  цензура  привели  к  растущему

отчуждению населения от господствующего  аппарата. Вместе с тем очень  низкая

стоймость материальных и социальных благ (за  счет  твердых  государственных

цен и субсидий), получаемых отдельными людьми, придавала  замкнутой  системе

ту гибкость, которая позволяла  вносить  разнообразие  в  жизненный  уклад  в

условиях так называемого «существования в нишах». Конпенсацией за  это  были

крупные   международные   успехи   ГДР   в   области   спорта,    а    также

удовлетворенность трудящихся тем, что,   несмотря  на  выплату  СССР  крайне

высоких репараций, здесь была достигнута  самая  высокая  производительность

труда и самый высокий жизненный  уровень  в  рамках  «восточного  блока».  На

контроль и опеку в духовной и культурной жизни  люди  реагировали  уходом  в

сферу частной жизни.

В августе 1990  года  ГДР  как  самостоятельного  государства  уже  не  было

экономической базы, и большинство граждан ГДР выступили за  присоединение  к

ФРГ.

В  августе  1990  года  Народная  палата  (парламент  ГДР)  высказалась   за

скорейшее присоединение ГДР к  ФРГ. 31 августа статс-секретарь  ГДР  Кразе  и

федеральный министр внутренних дел Шойбле полписали Договор  об  объединении

Германии. 3 октября 1990 года произошло  присоединение ГДР к  ФРГ  на  основе

статьи 23  Основного  закона.  Вновь  созданные  земли  ГДР  –  Бранденбург,

Мекленбург-Передняя  Померания,  Саксония,  Саксония-Ангальт  и  Тюрингия  –

стали  землями  ФРГ.  Берлин  был  объявлен  столицей.  Основной   закон   с

определенными   изменениями   стал   действовать   и   на   присоединившейся

территории.

Единство стало возможным, после  того как в июле 1990 года в своих беседах  с

канцлером Колем в Москве и на Кавказе Горбачев дал согласие  на  объединение

обоих германских государств. ФРГ  должна была перед  этим  дать  согласие  на

отказ от оружия массового поражения,  на  сокращение  численности  войск  до

370.000 человек,  а также на отказ от переноса  военных  структур  НАТО   на

территорию ГДР до  тех  пор,  пока  там  находятся  советские  войска.  Была

достигнута   договоренность  об  их  выводе  до  конца  1994  года,   причем

федеральний канцлер  Коль  согласился  предоставить  финансовую  помощь  для

обустройства военных на родине. Багодаря позиции Горбачева  стало  возможным

и подписание в  сентябре  1990  года  так  называемого  Договора  «два  плюс

четыре». В нем СССР, США, Франция,  Великобритания,  а  также  представители

обоих германских  государств  подтвердили  создание  объединенной  Германии,

которая включает в себя территории  ГДР,  ФРГ  и  Берлина.  Внешние  границы

Германии   признавались   окончательными.   Учитывая   особую,   исторически

обусловленную  потребность  Польши  в  безопасности,  Бонн   и   Варшава   в

дополнительном договоре заверили друг друга, что каждая  из  сторон  уважает

территориальную целостность и  суверенитет другой страны.

 

С ратификацией Договора об  объединении  Германии  и  Договора  «два+четыре»

(Договора   об   окончательном   урегулировании   в   отношении    Германии)

прекратилось действие прав и  ответственности  четырех  держав-победительниц

«в отношении Берлина и Германии в целом». Тем самым  Германия  вновь  обрела

полный суверенитет в своей  внутренней и внешней политике.

Задачи, стоящие перд Германией, после  объединения.

После восстановления  единства  Германии  и  крупных  политических  перемен,

содействовавших краху коммунистической системы  в  Восточной  Европе,  перед

ФРГ и ее партнерами встали совершенно новые задачи. Необходимо было:

    . продолжать и углублять  процесс поъема экономики в   новых  федеральных

      землях и завершить  процесс внутреннего единства  Германии

    . продолжать и углублять  процесс развития Европейского Союза

    . создать и сохранить  глобальную архитектуру мира  и безопасности.

 

 

93.8 мая 1949 г. Основной закон Федеративной республики Германии был принят Парламентским советом и утвержден военными губернаторами США, Франции, Англии. Свой первый раздел Конституция 1949 г. посвящает правам человека, подчеркивая тем самым их приоритет перед всеми другими положениями. Перечень этих прав дополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции или в текущем законодательстве. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят "Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы". В разделе II Основного закона (ст. 20) дается общее определение государства ФРГ как государства демократического, социального и федеративного. Наряду с демократическими правами и свободами к основополагающим конституционным принципам Основной закон относит "народный суверенитет" и "разделение властей", или осуществление власти народа через посредство "специальных органов законодательной, исполнительной власти и правосудия" (ст. 20 (2)). Разграничивая органы трех ветвей власти, Основной закон запрещает совмещение их функций, вмешательство в дела друг друга и пр. Принцип невмешательства особенно строго проводится в отношении органов правосудия. Федеральный характер государства традиционен для Германии. Субъекты германской федерации имеют свои конституции и администрацию. Высшим органом законодательной власти, по Конституции 1949 г., является бундестаг, избираемый на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (на 4 года) лицами, достигшими 18-летнего возраста. Наряду с законодательными полномочиями, и прежде всего с полномочиями утверждения бюджета, бундестаг избирает главу правительства, канцлера, несущего перед ним ответственность. Глава государства - президент республики - выбирается большинством голосов особого органа - федерального собрания, состоящего из членов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель на пропорциональной основе. Президент выступает прежде всего в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Роль главной политической фигуры Основной закон отводит, таким образом, не президенту, а канцлеру, который выбирается большинством членов бундестага по предложению первого. Им становится лидер партии большинства в бундестаге. Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное - он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом. ФКС является единственной и независимой судебной палатой. Он рассматривает конфликты федерации и земель, споры об объеме их прав и обязанностей, контролирует правовые нормы на их совместимость с нормами более высокого ранга и объявляет их не имеющими юридической силы. Объединению Германии предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризис в ГДР. В мае 1989 г. после открытия венгерско-австрийской границы началось бегство восточных немцев через Венгрию за границу, что грозило обезлюдить страну. Самая массовая в истории начавшихся мирных революций в Восточной Европе демонстрация в ГДР, в начале ноября 1989 г., в которой приняли участие 1 млн. человек, привела к удовлетворению требования об открытии границы. Тогда же на повестку дня встает новое, более радикальное требование - объединение с ФРГ. Мирное объединение Германии могло быть проведено только договорным путем. Первым крупным шагом на этом пути и стал Договор об экономической, валютной и социальной унии от 18 мая 1990 г., вступление в действие которого привело к денежной реформе. В результате марки ГДР были заменены Дойчмарками, ставшими единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств. Следующим важным шагом стал договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась "единая избирательная территория", на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ. Уже 23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. 31 августа договор об объединении был подписан обеими сторонами. 13 сентября на одном из последних заседаний он был ратифицирован Народной палатой ГДР, а затем бундестагом и бундесратом ФРГ. Согласно этому политическому договору 5 воссозданных восточногерманских земель с 3 октября 1990 г. должны были быть включены в состав ФРГ. После объединения была образована Конституционная комиссия, чтобы приспособить Основной закон к новым условиям единого государства путем поправок, которые должны были вноситься восточными землями до 1993 г. Значительным дополнением к Конституции стал итоговый документ СМИД четырех великих держав, подписанный в Москве 12 сентября 1990 г. по формуле 2 плюс 4 (Восточная и Западная Германии и 4 великих державы), призванный обеспечить внешние условия германского единства

 

 

94. Механизм фашистской диктатуры в Италии. Конституция 1947г.

 привело к существенным  изменениям в государственном  строе, уничтожению демократических  принципов организации и деятельности  государственного механизма. Это  проявилось в сосредоточении всей полноты государственной власти в руках фашистской верхушки на основе принципа вождизма с концентрацией властных полномочий в руках вождя партии и фактического главы государства, в превращении руководящих органов фашистской партии в ведущее звено государственного аппарата, в строгой централизации государственного управления и лишении представительных органов их реальных полномочий (а затем и в замене их корпоративной системой), в установлении открытого террористического режима. Поскольку король к этому времени превратился в марионетку фашистских главарей, Муссолини стал фактически неограниченным главой исполнительной власти. Министры назначались королем по предложению главы правительства и были ответственны не перед парламентом, а перед королем и, что более существенно, перед главой правительства. С существовавшей до этого ответственностью правительства перед парламентом было покончено. Законом "О праве исполнительной власти издавать юридические нормы" 1926 г. было установлено, что глава правительства может издавать постановления, регулирующие исполнение законов, касающиеся организации и деятельности государственного аппарата. В дальнейшем и эта сложившаяся к 30-м гг. антидемократическая система оказалась стеснительной для фашистов. После подготовки мероприятий по созданию "корпоративного государства" парламент в 1938 г. был упразднен и заменен "палатой фаший и корпораций". Важную роль в механизме "корпоративного государства" играла фашистская партия. Она превратилась в строго централизованный, бюрократический государственный орган. Устав партии утверждался королевским указом. Партию (как и правительство) возглавлял "дуче" - невыборный и несменяемый вождь - Муссолини. Кризис фашизма в период войны породил стремление итальянского генералитета и части руководителей фашистской партии отмежеваться от него путем отстранения от власти Муссолини. Большой фашистский совет вскоре после высадки в июле 1943 г. англо-американских войск в Сицилии принял резолюцию об отставке Муссолини. 25 июля 1943 г. король поручил формирование правительства маршалу Бадольо, а Муссолини был арестован. Но эти полумеры не могли спасти положения. Под давлением демократического движения правительство Бадольо распускает фашистские организации и подписывает акт о капитуляции. После этого Север Италии был сразу же оккупирован войсками фашистской Германии. Юг страны оказался занятым англо-американскими войсками. Тогда же был образован Комитет национального освобождения, возглавивший все антифашистские силы страны. В него вошли коммунисты, социалисты, республиканцы, либералы и христианские демократы (бывшая партия "пополяри"). Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны вся Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков. Партии антифашистской коалиции образовали Временное правительство и вскоре добились отречения от престола короля Виктора Эммануила, скомпрометировавшего себя сотрудничеством с фашистами. В мае 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме 12 700 000 голосов было подано за республику и 10 700 000 - за сохранение монархии. После длительных дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. Конституция Итальянской республики была утверждена и 1 января 1948 г. вступила в силу. Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати. В числе социально-экономических прав были провозглашены право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями. Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент. Нижняя палата - палата депутатов - по избирательным законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата - сенат - избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе, содержащей элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством. Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президента относится верховное командование вооруженными силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования, представительство республики в международных отношениях. Акты президента нуждаются в контрасигнации премьер-министра правительства. Правительство Италии назначается президентом, но ответственно перед парламентом. В системе высших органов республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры - орган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и иных актов властей. В случае признания Конституционным судом того или иного акта неконституционным этот акт утрачивает законную силу. В целом можно сказать, что Конституция Италии демократична, хотя демократические институты реализованы в ней с меньшей последовательностью, чем в Конституции Франции 1946 г.

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"