Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций

Описание работы

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной

Файлы: 1 файл

ekzamen_po_igpzs.doc

— 986.00 Кб (Скачать файл)

Изменения в западноевропейской государственности были вызваны необходимостью приспособления к условиям военного времени как парламентских республик, так и конституционных монархий, сложившихся на протяжении XIX в. Государственное управление характеризовалось милитаризацией. Военное управление стало доминирующим в общественно-политической сфере. Это обусловило снижение роли парламентских институтов. Перераспределение властных полномочий в пользу правительственных структур проявилось в наделении правительств ряда европейских государств, включая Великобританию и Германию, чрезвычайными полномочиями. В годы войны завершается становление делегированного законодательства не как исключения, а как правила правительственной деятельности. Поэтому правительственные акты превращаются в этот период в основной законодательный источник.

Государственно-политические режимы европейских стран военного времени характеризовались законодательным ограничением политических прав и свобод граждан: свободы передвижения, митингов и собраний. Повсеместно вводится военная цензура.

Еще одна новая тенденция проявилась в усилении регулирующей роли государства вплоть до перехода к системе прямого распределения. Регулирующая роль государства коснулась и социально-трудовой сферы, где распространились многочисленные ограничения права рабочих на забастовки, митинги и другие формы выражения своего несогласия с политикой администрации предприятия.

Не менее важным итогом войны  стал распад крупнейших империй в Европе: России и Австро-Венгрии. Поражения и вызванные войной хозяйственно-экономические трудности обострили национальные конфликты и стимулировали стремление народов к национальной независимости. В результате на территории Европы возникло более 10 новых государственных образований. В конце 1918 г. было провозглашено самоопределение Чехии, Словакии, Сербии и Венгрии. В 1919 г. Австрия конституировалась в отдельное государство в виде президентско-парламентской республики с федеративным устройством. После присоединения Словацких областей к Чехии образовалось Чехословацкое государство. Конституция 1920 г. установила здесь республиканский строй с сильной президентской властью. Этот документ впервые в истории европейского парламентаризма вводил конституционную юстицию в виде Конституционного суда.

В результате геополитического распада  Российской империи, вызванного Февральской  революции 1917 г., независимость получила Финляндия, которая обладала автономией с 1905 г. Теперь она провозглашалась президентской республикой с однопалатным парламентом и сильной президентской властью. Создание национальной республиканской государственности провозгласили и прибалтийские государства: Латвия, Литва и Эстония.

Война вызвала всплеск революционного движения в Европе. Социализм как  идейно-политическое течение и как политическая практика стал важным фактором государственного переустройства и правовых преобразований. Попытка построения социалистического общества в России повлияла и на другие европейские страны, в некоторых из которых были установлены, хотя и кратковременные, советские режимы (Венгерская и Баварская советские республики). Даже после их падения коммунизм приобретает статус международного политического течения, имевшего свои организационные структуры.

Таким образом, влияние Первой мировой  войны заключалось в том, что  она внесла существенные изменения в государственно-политический облик Европы, допустив отмену некоторых демократических принципов организации власти. Однако это нельзя рассматривать как отход от демократии и нарушение принципов парламентаризма. Эти меры носили временный характер и основывались на соответствующих законодательных актах.

Особо значимые изменения произошли  в государственности стран побежденного блока.

 

 

89. ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЙМАРСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ  В ГЕРМАНИИ

Разгром немецкой армии осенью 1918 г. уско-

рил развитие революционной  ситуации в кайзеров-

ской Германии. Монархия пала.

Руководство революцией оказалось в руках социал-

демократической партии Германии.

В ходе создания органов революционной власти

в ноябре 1918 г. лидирующие позиции среди по-

всеместно возникающих  рабочих и солдатских со-

ветов Германии заняли Советы Большого Берли-

на и избранный ими Центральный комитет, по

инициативе  которого был создан Совет народных

уполномоченных (СНУ), взявший на себя функ-

ции временного «политического кабинета».

Деятельность  правительства правых социал-де-

мократов склонялась в сторону отказа от радикаль-

СЛ ных политических действий. СНУ распустил обе па-

"^J латы прусского  ландтага, но оставил в должности

старых статс-секретарей в качестве «министров-

специалистов», штабной генералитет с его  конт-

рольными функциями  над вооруженными силами,

чиновничество. В декабре 1918 г. состоялся

Всегерманский съезд представителей рабо-

чих и солдатских советов, на котором была при-

нята резолюция  о созыве Учредительного нацио-

нального собрания и о передаче всей полноты

законодательной и исполнительной власти

СНУ впредь «до окончательного решения Нацио-

нальным собранием  будущего государственного

устройства».

Конституция 1919 г., вошедшая в историю под

названием Веймарской, стала одной из самых де-

мократических конституций. Просуществовала она

14 лет. В ней  была прописана структура и  функции

органов власти государства.

 

 

90. Установление нацистской диктатуры в Германии.

фактором, способствовавшим установлению тоталитарной государственности, стало возрастание влияния левых партий. Различные проявления политического радикализма и пробольшевистский настрой ряда политических организаций, выступавших за национализацию и уничтожение частной собственности, вызывало беспокойство и страх у средних слоев общества. Их пугала перспектива построения в Германии государства, где будет осуществляться диктатура пролетариата, как в России. Особенно обыватели стали опасаться возможности реализации радикальных политических лозунгов на практике после Гамбургского восстания 1923 г. В этих условиях правые националистические организации рассматривались общественностью в качестве противовеса коммунистическому движению. Обывателей привлекали лозунги сильной президентской власти, способной противостоять угрозе коммунизма, а также идея возрождения великой Германии, что соответствовало широко распространенным тогда в побежденной Германии реваншистским настроениям.

В этих общественно-политических условиях сформировалась фашистская партия, называвшаяся Национал-социалистической рабочей партией Германии. Приоритетными направлениями нацистской идеологии стали лозунги национального единства, расового очищения, социализации экономики, усиления государственного регулирования, огосударствления крупных монополий и конфискации военных прибылей. Ослабление позиций центристских партий обусловило возможность перерастания политического радикализма в особый уклад военно-политической диктатуры, поставившей страну на порог национальной катастрофы. Усиление влияния правых партий было вызвано экономическим кризисом 1929—1933г., проявления и последствия которого использовались консервативными политическими силами для аргументированного отхода от демократических принципов, провозглашенных Веймарской конституцией. Уличные беспорядки 1932 г. спровоцировали роспуск рейхстага и организацию новых выборов в парламент. Они привели к внушительной победе нацистов, которые получили 230 депутатских мандатов, что не означало абсолютное большинство, однако при условии заключения политического союза с консерваторами позволяло влиять на принятие важнейших политических решений.

3 января 1933 г. А. Гитлер  был назначен президентом на пост рейхсканцлера и приступил к формированию коалиционного правительства, где преобладали консерваторы. Уже спустя несколько месяцев деятельность всех политических партий была поставлена под контроль правительства и государства. В стране стал складываться новый государственно-правовой уклад в рамках продолжавшей номинально существовать Веймарской республики. Он характеризовался концентрацией исполнительной, законодательной, административной и судебной власти в одних руках, созданием внеконституционных репрессивных органов власти, тотальным контролем государства над всеми отраслями жизнедеятельности общества, всеобъемлющим нарушением прав и свобод граждан, милитаризацией экономики, господством расовой идеологии, имперскими внешнеполитическими амбициями государственного руководства, сращиванием государственных и партийных структур, преследованием инакомыслия и устранением политического плюрализма.

Одним из основополагающих законодательных актов, обосновавших установление тоталитаризма, стал закон «Об устранении бедственного положения народа и империи» от 24 марта 1933 г. Он предоставил правительству неограниченное право издания законов, нарушая тем самым основной конституционный принцип организации власти — разделения властей.

После смерти Гинденбурга 1 апреля 1934 г. правительство приняло закон об объединении постов президента и канцлера. Главой государства стал Гитлер, которому теперь принадлежали права внешнеполитического представительства, командования армией и флотом, назначения министров, введения чрезвычайного положения, назначения преемника. Абсолютный характер полномочий Гитлера подтверждалось постановлением рейхстага от 26 апреля 1942 г., где он именовался «вождем нации».

 

91, Механизм  нацистской диктатуры в Германии.

Одним из основополагающих законодательных актов, обосновавших установление тоталитаризма, стал закон «Об устранении бедственного положения народа и империи» от 24 марта 1933 г. Он предоставил правительству неограниченное право издания законов, нарушая тем самым основной конституционный принцип организации власти — разделения властей.

После смерти Гинденбурга 1 апреля 1934 г. правительство приняло закон об объединении постов президента и канцлера. Главой государства стал Гитлер, которому теперь принадлежали права внешнеполитического представительства, командования армией и флотом, назначения министров, введения чрезвычайного положения, назначения преемника. Абсолютный характер полномочий Гитлера подтверждалось постановлением рейхстага от 26 апреля 1942 г., где он именовался «вождем нации».

Веймарская конституция, народовластие, плебисцит, рейхстаг и другие атрибуты республики формально сохранялись, но фактически утратили значение. Реальная власть была сосредоточена в неконституционных органах: Совете при фюрере, Тайном кабинете по внешней политике, Совете министров по вопросам обороны и др. Созданная политическая система существовала до капитуляции Германии во Второй мировой войне.

Реализации внутри и внешнеполитической доктрины III Рейха способствовала соответствующая правовая политика. В период пребывания национал-социалистов у власти радикально изменилась практика применения прежней системы кодексов. На первом этапе ими декларировалась идея слома старого права, однако новых источников кодифицированного права создано не было. Гражданские правоотношения по-прежнему регулировались Германским гражданским уложением 1896 г. В 1937 г. ГГУ было заменено совокупностью отдельных переработанных статей.

Отход от демократических принципов  организации власти и управления привел к пересмотру гражданских прав, в том числе в отношении собственности. Она уже не рассматривалась как священная и неприкосновенная и могла подвергнуться ограничению государством. Эта традиция в трактовке вещного права была присуща национальной правовой системе и в предшествующий период (Прусское земское уложение, Германское гражданское уложение). Собственнические права, немцев ограничивались по новому законодательству «в общественно полезных целях». В большей степени это касалось собственности евреев и представителей славянских национальностей. Их облагали расовой контрибуцией, невыплата которой рассматривалась как основание для массовых конфискаций.

Снижается значение частных обязательств, так как государство обладало обширными правами в области  ограничения частных сделок. Во время второй Мировой войны в Германии вышла серия чрезвычайных законов, ограничивавших функционирование рыночных механизмов и частной инициативы: запрещалось хождение валюты на территории страны, законодательно устанавливался максимальный размер прибыли и т.д., Представления о регулирующей роли государства воплотились в серии законов, предоставивших государству право контроля как над экономической, так и над социальной сферой. Основным из них стал Закон о порядке национального труда, который запретил профсоюзные объединения, стачки, забастовки и любые проявления протестов. Владелец предприятия рассматривался теперь как ставленник государства, его доверенное лицо. Вместо профсоюзов был организован Немецкий трудовой фронт, функционировавший исключительно под контролем власти.

В основе правовой политики III Рейха лежало новое понимание статуса гражданина, зависящего теперь от национальной и расовой принадлежности. В 1935 г. был обнародован Закон о гражданстве, поделивший все население страны на «граждане и «подданных». Полноправными считались по новому закону лишь лица «немецкой и немецко-родственной национальности». За этим законом последовали другие законодательные акты, направленные на дискриминацию евреев: сначала экономическую, а затем — физическую. Идея расовой чистоты предопределила и содержание законов в области семейного права. Оно характеризовалось многочисленными запретами на вступление в брак, которые преследовали цель сохранения нравственного и физического здоровья нации. В основе ограничений лежали национальные признаки (евреи, славяне), физические уродства, врожденные болезни, психическая неполноценность и др. По всей стране создавались суды здоровья, решения которых были обязательны для всех граждан. С 1933 г. в практику вошли принудительные кастрации и стерилизации.

Таким образом, правовая политика III Рейха полностью соответствовала нацистской практике построения тоталитарного государства, являясь средством реализации их идеологических л политических установок.

 

 

92,  Германия  после 2-й мировой войны.  Оккупационный  режим 1945-1948. образование 2-х германских  государств.

Раздел Германии на оккупационные  зоны  навсегда  должен  был  отбить  у  нее

охоту  к  мировому  господству.  Важно  было  положить   конец   «тевтонским

захватническим устремлениям»  в  будущем,  ликвидировать  Пруссию  как  оплот

милитаризма, наказать немцев за геноцид  и военные преступления и привить  им

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"