Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной
Статус юридических лиц по ГГУ. В ГГУ юридические лица и акционерные общества получают с самого начала образования свое полное признание. Способ их возникновения сравнительно прост (разрешение местного правительства). ГГУ признал за юридическими лицами широкую правоспособность. В принципе их правоспособность охватывала всю сферу гражданского права, за исключением правоотношений, характерных для физических лиц.
82, Уголовное
право Германской империи.
В области уголовного права наиболее значительным памятником является общеимперское Уголовное уложение 1871 г. К особо опасным преступлениям были отнесены измена, восстание, устные публичные или печатные призывы к неповиновению властям, законам и, конечно, покушение на императора. В целях всемерной охраны существующего строя кодекс дает детальную классификацию государственных преступлений и устанавливает жестокие санкции: смертная казнь, тюремное заключение, каторжные работы. Уголовно наказуемой признавалась классовая борьба. «Кто публично и с нарушением общественного спокойствия будет возбуждать один класс населения к насильственным действиям против другого», тот карается тюремным заключением. Этот кодекс действовал до конца второй мировой войны.
В 1877 г. был издан уголовно-
Правовая система Германской империи отражала интересы буржуазии и юнкерства, создала условия экономического развития страны. Она также служила целям военщины. Имперское законодательство получило верховенство над правом земель Германии.
83. Революция Мэйдзи и конституция 1889 г. в Японии.
I. В середине 19в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном итоге разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны.
Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами
находились в собственности крупных феодалов
- князей (дайме), которые с помощью
вассалов управляли своими владениями.
В стране почти непрерывно происходили
крестьянские волнения и восстания. Ухудшилось
внешнеполитическое положение страны.
Появилась реальная угроза превращения
страны в полуколонию. В этот период
главой государства номинально
считался император, но реально
власть находилась в руках сёгуна (полководца)
- высшего должностного лица, являвшегося
главнокомандующим и начальником всего
аппарата государственного управления,
бесконтрольно осуществлял исполнительно-
Пост сёгуна занимали представители дома Токугава (с 17в.) - самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам. В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы. Руководители движения потребовали у сёгуна немедленной передача верховной власти императору (15-летнему Муцухито). Сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев-сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти. В японской официальной историографии этот период обычно называют «реставрация Мэйдзи» (Мэйдзи - название времени правления императора Муцухито). По своему подлинному содержанию это была антифеодальная революция, руководство которой принадлежало умеренно радикальным кругам дворянства, связанным с императорским двором.
II. Во исполнение обещания император "дарует" в 1889 г. своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам.
Конституция (а также ее официальный комментарий), представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных конституций (и прежде всего прусской Конституции 1850 г.).
Согласно ст. 1, в Японской империи царствует и ею правит император, принадлежащий к "единственной и непрерывной во веки веков" династии. Особа императора, в соответствии с "божественным" законом, объявлялась "священной и неприкосновенной". Император как глава государства имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр. Законодательная власть также вверялась "императору и парламенту". Император утверждал законы и предписывал их исполнение.
Сам император был ответственен только перед Богом, чему противоречило требование Конституции осуществлять им свою власть "в соответствии с Конституцией". Видимость этого противоречия устранялась главным конституционным постулатом, что сама конституция - "божественный дар" императорского самоограничения, предоставления императором некоторых прав парламенту, правительству, подданным.
Конституция и построена по этой концептуальной схеме самоограничения, путем перечня прав парламента, правительства, а также прав и свобод подданных. Конституции запрещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе императорского дома. Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%.
84.Конституция Японии 1889 г, ее принципы, система высших органов и значение.
В 1889 году император даровал Конституцию своим подданным. Она представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных Конституций (прусская конституция 1850 г), на основополагающих началах тэнноистской идеологии. Император, согласно ст.1 царствует и правит империей. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. Император как глава гос-ва имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство. Законодательная власть согласно Конституции вверялась императору и парламенту. Император утверждал законы. Министры назначались императором и были ответственны перед ним. Парламент наделялся по Конституции законодательными правами и состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Нижняя палата избиралась на основе высокого возрастного ценза, а также имущественного ценза и ценза оседлости. Женщины и военнослужащие не получили избирательного права. Члены верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие особые заслуги перед императором. В Конституции нашла отражение относительно-самостоятельная роль военщины, правящей монархической демократии – двуединой силы, ставшей со времени буржуазных реформ активным проводником интересов господствующих классов: полуфеодальных помещиков и крепнущей монополистической буржуазии. Это выражалось в особом привилегированном положении таких звеньев госуд аппарата как Тайный Совет, Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора. Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных (платить налоги, нести военную службу и т.д.), которые отождествлялись с их долгом перед божественным императором. Конституция стала определенным шагом по пути крайне ограниченной демократизации японского общества. Конституция 1889 года определила лишь общие принципы будщей перестройки судов японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась от имени императора и согласно законам. Старая система и судопроизводство перестраивались крайне медленно. И только в 1890 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии.
85. ФРАНЦИЯ. ПАДЕНИЕ
ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ В XX В.
Частичная стабилизация капиталистического уклада
началась в 1924 г. Была проведена техническая ре-
конструкция тяжелой индустрии. Франция увеличила
производство вооружения. Во Франции по-прежнему
существовало большое количество ремесленных пред-
приятий. Кризис переживало и сельское хозяйство.
В условиях многопартийности, острого соперни-
чества партийных блоков важное значение приобрела
борьба вокруг реформ избирательного права.
Закон 1919 г. предусмотрел замену мажоритарной
системы системой
пропорционального
ства. Но новая система была значительно искажена
тем, что в законе было предусмотрено получение
партиями дополнительных мест в виде «премий» за
победу в избирательном округе. В 1927 г. мажори-
тарная система била восстановлена.
В период между Первой и Второй мировыми
войнами правительство могло издавать норматив-
ые акты без
делегирования ему
полномочий парламентом на основе собственных
прерогатив. Правительство неоднократно принима-
ло акты, имевшие силу закона, и отменяло прежние
законодательные акты.
Третья республика до Второй мировой войны
неслучайно именуется «режимом собраний», или
«абсолютным парламентаризмом». Контроль пар-
ламента над правительством приобрел гипер-
трофированные формы, приводившие к полити-
ческой нестабильности, частым правительственным
кризисам и отставкам кабинетов.
Явное нарушение равновесия властей в пользу
парламента при неспособности парламента эффектив-
но выполнять
правительственные функции
у[/серьезно подорвали способность политической
86. ФРАНЦИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
ВОЙНЫ
С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. Генерал Голль основал движение “Свободная Франция” имевшее целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции. Голль был признан английским правительством как “глава всех свободных французов”. Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции. К концу 1944 г. Франция была в основном освобождена. В августе 1945 г. временное правительство Франции утвердило положения, согласно которым одновременно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию, должен был состояться референдум. Конституция 1946 г. В преамбуле конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Провозглашались: равные права всех граждан вне зависимости от пола; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения и тд; Конституция предусматривала учреждение парламентской республики из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Высшим представителем государственной власти конституция объявила президента республики. Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX в./ Начало 5-ой республ создание конст 1958г.
87, Внутриполитический кризис во Франции к 50 годам 20 века. Установление 5 республики. Конституция 1958.
Вступление Франции в НАТО, колониальные войны в Индокитае, Алжире усложнили экономическое положение, привели к усилению классовой борьбы. Под воздействием народных выступлений правительство в 1954 г. прекратило «грязную войну* во Вьетнаме и вывело свои войска. В том же году Франция вступила в Европейское экономическое сообщество.
Экономический подъем 1952—1957
гг. усилил процесс концентрации производства
и капитала и развитие государственно-
Крупные концерны все
настойчивее требовали реформы
конституции, усилили нападки на
левые силы. Война в Алжире шла
четвертый год, ответственность
за поражения реакция возлагала
на «прогнивший парламентский
В результате референдума 28 сентября 1958 г. была принята конституция Пятой республики. Президентом стал Ш. де Голль. Новая конституция резко сузила права парламента и наделила обширной компетенцией президента и премьер-министра.
88, Политические последствия 1-й мировой войны.
Итоги Первой мировой войны способствовали складыванию в Европе новой геополитической ситуации, предопределившей тенденции государственного развития на все XX столетие. В войне участвовало 38 европейских, азиатских, американских и африканских государств, что способствовало формированию нового типа взаимосвязей между ними и складыванию нового мирового сообщества. Во время войны были выработаны новые формы международного согласия в виде надправительственных, наднациональных правовых институтов.
Война сыграла роль катализатора внутренних государственно-политических процессов, ускорив падение полуфеодальных режимов и становление более прогрессивных в одних странах, крушение колониальных империи и генезис национальной независимой государственности в других. Война изменила и национально-правовые уклады многих европейских государств.
Важнейшим последствием Первой мировой войны явились деформации государственно-политических режимов побежденных стран. Многие явления, существовавшие ранее лишь в сфере идеологии, превратились в политическую практику (фашизм, тоталитаризм, социализированное государство).
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"