Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:04, курс лекций
Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.
Тема 1. Роль и место идеологии в жизни общества и государства 3
Тема 2. Становление идеологии белорусского государства 20
Тема 3. Современные идеологические концепции и доктрины 43
Тема 4. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства. 59
Тема 5. Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства. 63
Тема 6. Идеология избирательных кампаний 72
Тема 7. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства 94
Тема 8. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. 111
Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления на территории Беларуси состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным
элементом конституционного строя республиканской
Беларуси и одной из форм осуществления
власти народа: это форма активного участия,
организации и деятельности граждан для
самостоятельного решения непосредственно
или через избираемые ими органы социальных,
экономических, политических и культурных
вопросов местного значение исходя из
интересов населения и особенностей развития
административно-
Система местного самоуправления включает, кроме местных Советов депутатов, также и органы территориального самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в т.ч. единоличные). Местное самоуправление реализуется также и через проведение местных референдумов, собраний граждан и иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.
Особо значимое место
занимают местные выборные представительские
сельские, поселковые, городские, районные,
областные Советы депутатов, которые
составляют систему Советов в Республике
Беларусь. Единство данной системы обеспечивается
общностью правовых норм, принципов образования
и деятельности, а также задач, которые
они решают в интересах населения, социального
и экономического развития соответствующей
территории. По Конституции Республики
Беларусь (ст.118) местные Советы депутатов
избираются гражданами в административно-
В Республике Беларусь установлены 3 территориальных уровня Советов:
- первичный (сельские, поселковые, городские (городские районного подчинения) Советы);
- базовый (городские (городов областного подчинения) и районные Советы);
- областной (областные Советы, Минский городской Совет).
В соответствии со ст. 12 Закона
Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике
Беларусь» Советы депутатов являются
основным звеном местного самоуправления
и представительными государственными
органами на территории соответствующих
административно-
В последнее время идеологическая деятельность органов местного управления и самоуправления становится все более разносторонней и эффективной, повышается их воспитательная роль. Они занимаются массово-политической и культурно-просветительной работой, охраной общественного порядка, воспитанием молодежи, организацией её досуга и т.д.
Законом определены основные десять принципов местного управления и самоуправления:
- народовластие, участие граждан в местном управлении и самоуправлении;
- законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых законом интересов граждан;
- взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
- разграничение компетенции представительных и исполнительных органов;
- единство и целостность система местного управления и самоуправления;
- самостоятельность и независимость Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;
- выборность Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетность населению;
- гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатам их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и интересы;
- сочетание местных и общегосударственных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;
- ответственность за законность и обоснованность принятых решений.
Реализация данных принципов не только помогает решать управленческие задачи, но и способствует формированию определенных личностных качеств и идеалов, подходов к решению проблем. Это важно сегодня, когда идеологическое содержание государственного управления и самоуправления постоянно возрастает.
К исключительной компетенции местных Советов депутатов относят:
- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
- установлении в соответствии с законом местных налогов и сборов;
- определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
- назначение местных
референдумов. Местные Советы депутатов,
исполнительные и
В целом, белорусское местное самоуправление, несмотря на возможности, работает достаточно неэффективно. Местные органы власти еще не преодолели комплекс неполноценности, который появился в советский период, когда местные Советы были скорее формальным, чем реальным органом управления.
1. Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы – избирательная система. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
В мире существует большое количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к трем типам: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования, называется мажоритарной (от фр. Majorite – большинство), Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.
Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший больше половины голосов избирателей (50% плюс 1 голос).
В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать абсолютное большинство в первом туре, то приходится проводить второй тур. Во Франции, например, ко второму туру допускаются кандидаты из первого тура, за исключением тех, кто набрал менее 12,5% голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников, то есть относительное большинство.
Мажоритарная система
абсолютного большинства
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. При этом, если бы какой-либо гражданин сумел добиться своего выдвижения в качестве кандидата в депутаты, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно и одного голоса, который он может подать за себя сам. Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании, США, Японии.
Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателей при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильное правительство.
Еще одно преимущество мажоритарной системы – прочные личные позиции депутата в округе усиливают его влияние в парламенте и его независимость.
Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49% голосов избирателей, если нет подавляющего перевеса победившей партии. Так, элементарный подсчет показывает, что в Беларуси для избрания депутатом кандидату достаточно получить всего 26% голосов избирателей, ибо, если на избирательный участок придут немногим более 50% избирателей и немногим более половины из них проголосует за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74% избирателей в выборном органе представлены не будут. Эти цифры будут еще хуже при 25% явке избирателей во втором туре.
Мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Эта прерогатива пропорциональной избирательной системы.
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу.
Таким образом, партии или избирательные блоки выдвигают списки своих кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список той партии, которая ему больше нравится.
Партийные списки могут быть различных видов. Например, в Испании, Греции, Португалии, Израиле, Коста-Рике, придерживаются правил закрытых, или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке, семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут те, кто числится в списке первыми. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.
В ряде стран применяется иной вариант – система открытых, гибких списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийными руководителями. В таком случае избиратели голосуют не только за партийную программу, но и за конкретных личностей, считая их более достойными. Преференциальный метод используется, например, в Бельгии и Италии. Существуют и другие варианты списков.
Для определения результатов
голосования устанавливается
В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый порог. Для того, что быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. Так, в Италии он равен 5%, Венгрии и Болгарии – 4%, Турции – 10% и т.д. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте. Избирательный порог вводится для того, чтобы малые партии не попадали в парламент. Понятно, что сложнее согласовывать и принимать решение в том парламенте, где несколько десятков мелких партий, чем в том, где представлено несколько крупных партийных фракций.
Информация о работе Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»