Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:04, курс лекций

Описание работы

Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.

Содержание работы

Тема 1. Роль и место идеологии в жизни общества и государства 3
Тема 2. Становление идеологии белорусского государства 20
Тема 3. Современные идеологические концепции и доктрины 43
Тема 4. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства. 59
Тема 5. Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства. 63
Тема 6. Идеология избирательных кампаний 72
Тема 7. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства 94
Тема 8. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. 111

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по курсу «Основы идеологии белорусского государс.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

Однако острая конкурентная борьба вынуждает соперников по выборам  искать свои ниши в социальном пространстве и ориентироваться не на большие социальные группы, а выделять в них более мелкие сегменты. Например, ориентироваться на ту часть студенчества, которая находится в наиболее бедственном материальном положении, или – на молодежь, связывающую свое будущее с утверждением в стране принципов рыночной экономики и правового государства.

Сегментирование электората – не самоцель избирательной кампании, а способ дойти до как можно  большего количества людей, предложить им решение именно тех проблем, которые  их волнуют, адаптировать политическую рекламную продукцию в соответствии с особенностями восприятия этих людей, их понимания происходящих событий. Выбор адресных групп в каждой избирательной кампании необычайно сложное дело. Он должен основываться на знании различных нюансов образа жизни, миропонимания различных социальных групп. Здесь нельзя ошибиться, иначе все потраченные усилия пойдут впустую.

Существуют объективные  ограничители взаимодействия избирательных  кампаний и СМИ:

1) любой избиратель обладает только ему присущими идеологическими и политическими значениями (уровень этих знаний под воздействием СМИ может только опуститься или подняться);

2) избирателям свойственно  либо игнорировать информацию  СМИ, либо подходить к ней  критически;

3) при оценке кандидата, его идеологической платформы и принятия решения за кого голосовать, большинство электората (белорусских избирателей особенно) довольствуются минимальным набором «мифов», стереотипов. Электорат не просто реагирует на информацию, а перерабатывает и упорядочивает ее.

Вывод: электоральное  поведение является когнитивным (означает индивидуальное восприятие электоратом  идеологических ценностей).

Есть два базовых  способа усвоения электоратом идеологической информации: центральный и периферийный.

1) центральный – рациональное голосование (на основе выбора идеологических приоритетов);

2) периферийный – это экспрессивное голосование (может изменяться под воздействием СМИ).

Для белорусского электората доминирующим является экспрессивное  голосование. Это объясняется тем, что у него (белорусского электората) нет устойчивых идеологических приоритетов. Причины:

1) молодость многопартийности;

2) искусственный характер  появления политических партий (создавались не снизу, а сверху – под личность);

3) идея членства в  политических партиях непопулярна в белорусском обществе, но это не национальная особенность, это характерно для многих стран. Например, численность консервативной партии Великобритании за последнее время уменьшилась в 7 раз.

Идеология избирательных  кампаний должна строиться на том, что избиратель – главное действующее лицо, представитель народа, что его нельзя заставить проголосовать за того или иного кандидата, его надо побудить к этому шагу. Осуществить это можно лишь путем информационного воздействия на потенциальных избирателей, т.е. путем создания в их сознании такого образа кандидата (избирательного объединения), который отвечал бы их ожиданиям, которого они могли бы поддержать на выборах. Общественное мнение должно базироваться на доверии населения к власти. Когда народ не верит – власти не устоять.

Тема 7. Белорусская  экономическая модель – компонент  идеологии белорусского государства

 

  1. Основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества.
  2. Идеологическая направленность экономических реформ в Республике Беларусь.

 

1. Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов. Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений. Экономика выступает базой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

Термин «экономика» происходит от двух греческих слов – «хозяйство» и «закон». В настоящее время он имеет несколько значений. Экономика – это:

  • народное хозяйство, включающее отрасли материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение) и непроизводственной сферы (культура, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, наука, управление жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения);
  • совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей; научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей (секторов) материального производства и непроизводственной сфер, а также механизмов использования разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества;
  • отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров в ходе этих процессов.

Таким образом, идеология  экономической политики при построении белорусской экономической модели должна учитывать, что экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения людей в процессе хозяйствования.

При всей самодостаточности  экономика, тем не менее, эффективно функционирует лишь в рамках определенного  социального порядка и при  условии стабильности всех сфер общественной жизни. Иными словами, экономика  не существует вне общества и вне государства.

Экономика, политика и  идеология – взаимообуславливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов.

Сущность государства  проявляется в его функциях, которые  отражают главные направления его  деятельности. Одна из центральных  функций современного государства – функция управления. Государственное управление – это управление делами всего общества, а именно: политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе. При этом сфера влияния государства на экономику широка. Государство формирует правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический рост, защищает конкуренцию, регулирует уровень занятости и инфляции и т.д. Иными словами, государство обеспечивает жизнедеятельность и эффективность экономической системы.

Деятельность государства  осуществляется, исходя из его идеологии, которая упорядочивает все сферы общества. Воплощение общепризнанных идей через реализацию политического курса зависит от множества факторов, в том числе и от экономических ресурсов.

Главной причиной и движущей силой развития экономики являются потребности как отдельных индивидов, так и общества в целом. При этом основополагающие подходы к развитию экономики базируются на концепциях государства, отношениях между государством, рынком и понятием гражданства. Идеология экономического развития прямо связана с той ролью, которую государство должно выполнять в жизнедеятельности общества. При этом подлинную природу взаимоотношений государства, экономики и идеологии невозможно описать в отрыве от конкретной исторической эпохи.

Государство играет центральную роль в экономической жизни общества. Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны.

Экономическая политика – это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей, т.е. это поведение государства в отношении экономики страны.

Концептуальная основа экономической политики – это  компромисс между многочисленными  интересами разнообразных социальных групп в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Экономическая политика государства должна соответствовать условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране. Цели экономической политики формируются, исходя из потребностей всего общества на определенных этапах его развития. Это сложный процесс, связанный с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и разработкой механизма их реализации. История различных государств демонстрирует, что диапазон экономической политики широк – от абсолютного невмешательства государства в экономику до жесткого управления ею, как это имеет место в рамках командно-административной системы.

 

2. В начале 90-х гг. XX в. Беларусь претерпела серьезные потрясения, вызванные распадом Советского Союза. Будучи одной из самых развитых республик СССР, она, тем не менее, развивалась как составная часть его народнохозяйственного комплекса, завися от него как по источникам питания, так и по рынкам сбыта готовой продукции. Структура белорусского хозяйства ориентировалась в первую очередь на вывоз готовой продукции и была неприспособленна к удовлетворению собственных потребностей. Республика исполняла роль своеобразного «сборочного цеха» страны, где свыше 80% объема промышленной продукции давали предприятия союзного подчинения. К тому же экономику Беларуси советского периода характеризовал экстенсивный путь развития, при котором достаточно высокие темпы роста производства опережались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Страну отличала неразвитая социальная сфера и сфера услуг, на долю которых приходилось 16% национального дохода.

Превышающая все допустимые пределы инфляция, падение производства ВВП, снижение выпуска и реализации продукции как промышленности, так и сельского хозяйства, ухудшение продовольственного и социального обеспечения населения – стали реальностью для Беларуси в первые годы ее независимости. Республика потеряла почти треть своего ВВП. Сложилась трудная ситуация с инвестициями. Нарушились пропорции между промышленностью и сельским хозяйством. Возросли цены на энергоресурсы, сырье, комплектующие, транспортные услуги, а также расходы на минимизацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Страна в одночасье потеряла основные финансовые, сырьевые, энергетические источники, были нарушены хозяйственные связи. И это при том условии, что для нормального функционирования экономики в страну необходимо было ежегодно ввозить не менее 10 млн т. нефти, 14 млрд м3 газа, не менее 1 млн тонн продовольственного и фуражного зерна, 200 тыс. тонн сахара, 60 тыс. тонн растительного масла и 50 тыс. тонн рыбной продукции.

В 1994 г. объем промышленного  производства Беларуси составил 67% к  уровню 1990 г., ВВП снизился на 28%, а  капитальные вложения – на 43%. Либерализация цен обесценила сбережения государства, предприятий и населения, вызвала острый финансовый дефицит, последствиями которого явились галопирующая инфляция (до 40%) в месяц, падение качества и уровня жизни населения, а также резкая дифференциация его доходов.

Для преодоления острого экономического кризиса руководство Республики Беларусь разработало и приняло Программу неотложных мер, направленную на создание предпосылок перехода от спада к стабилизации и росту производства.

Период 1992 – 1994 гг. характеризовался жёсткой политической борьбой в Верховном Совете республики по вопросам экономической жизни и государственного строительства. Виделось два основных варианта проведения реформ и продвижения Беларуси к рынку.

Первый путь заключался в форсированном переходе к рынку, полномасштабном осуществлении рыночных преобразований. Второй – предусматривал постепенное движение к рыночным отношениям при активном вмешательстве государства в экономические процессы, что в частности предполагало установление госконтроля над ценами, смягчение социальных издержек, пополнение бюджетной составляющей.

При всей своей позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, устранение социальных проблем и противоречий. Нерегулируемому рынку присуща стихийность, приводящая к экономическим потерям и снижению эффективности производства. Рынок обостряет проблему социального неравенства и порождает существенную дифференциацию доходов. Следствием рыночной конкуренции зачастую становится рост безработицы и обострение социального положения малообеспеченных слоев населения. На пути быстрого перехода к рынку неизбежны временный период ухудшения жизни населения, рост цен и безработицы. Опасение этих и других негативных последствий привели к тому, что бóльшая часть белорусских граждан поддержала второй вариант продвижения к рынку, на базе которого была разработана теоретическая модель социально-экономического развития Республики Беларусь.

Теоретическая модель социально-экономического развития – это совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых к системе  народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству населения.

Каждое государство  создает собственную модель национально-экономического развития, которая формируется на базе синтеза региональных тенденций  и мирового опыта. Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской  модели дал в марте 2002 г. Президент РБ А.Г. Лукашенко в выступлении на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Ее особенности заключаются в следующем:

  1. построение сильного и эффективного государства. Сильная и авторитетная государственная власть рассматривается как гарант недопущения олигархического беспредела, разграбления народных богатств, разрушения национальной экономики и прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная государственная власть понимается как обязательное условие для обеспечения политической стабильности, социальной справедливости и экономической эффективности, а также как залог национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны;
  2. обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования. Это означает создание одинаково благоприятных социально-экономических и правовых условий для развития государственного и частного секторов. При этом главным приоритетом для предприятий всех форм собственности должны быть национальные интересы;
  3. осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства. Приватизация рассматривается, прежде всего, как средство формирования эффективно действующего собственника. При этом руководство Беларуси считает необходимым сохранять государственную собственность на стратегически важные предприятия, осуществлять государственную поддержку приоритетных, с точки зрения усиления их позиций на мировом рынке, производств;
  4. развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ, прежде всего с Россией, в сфере экономики, здравоохранения, образования, науки, обороны, культуры. Однако Беларусь готова поддерживать интеграцию только в рамках Союза равноправных государств и не согласна поступаться чем-либо в области своего суверенитета и независимости;
  5. многовекторность внешнеэкономических связей. Беларусь должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам;
  6. проведение сильной социальной политики государства. Сегодня только социально ориентированная экономика может пониматься как эффективная. При этом социальная ориентация экономики подразумевает приоритетное инвестирование в сферу образования, здравоохранения, культуры, а также оказание адресной социальной помощи экономически уязвимым слоям населения. Основная задача белорусской экономической модели – на основе высокой эффективности производства обеспечить достойный материальный уровень жизни как для всего общества, так и для отдельных его групп.

Информация о работе Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»