Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:04, курс лекций
Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.
Тема 1. Роль и место идеологии в жизни общества и государства 3
Тема 2. Становление идеологии белорусского государства 20
Тема 3. Современные идеологические концепции и доктрины 43
Тема 4. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства. 59
Тема 5. Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства. 63
Тема 6. Идеология избирательных кампаний 72
Тема 7. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства 94
Тема 8. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. 111
Обсуждение избирательных программ – должно быть основой избирательных кампаний. Это предполагает высокий уровень общественного сознания, способность людей отстраниться от эмоционального отношения к тому или иному кандидату и оценить его рациональные предложения. Часто вместо обсуждения программ идет обсуждение личностей, их достоинств и недостатков, и чаще всего тех слухов, которые генерируются соперниками. Обычным делом в практике предвыборной борьбы является выброс в средства массовой информации материалов, компрометирующих соперника. Такие материалы готовятся заранее: изучается биография конкурента, выявляются его сомнительные связи и неблаговидные поступки, его слабости и недостатки. В избирательной кампании важно бывает правильно рассчитать время выброса компромата: если это сделать рано, то люди под влиянием новой информации просто забудут о нем, и если – ближе ко дню выборов, можно не успеть «раскрутить» его в средствах массовой информации. Если не удается собрать компрометирующие материалы, обыгрываются любые особенности поведения конкурента. Его могут показывать по телевидению то запинающимся, то заикающимся, акцентировать внимание зрителей на его возрасте, состоянии здоровья, манере поведения и т.д.
В преддверии парламентских выборов 1999 г. в России борьба с конкурентами обрела необычно жестокие формы. Казалось, все претенденты на мандаты были озабочены не столько конструктивной критикой предвыборных программ своих соперников, сколько их дискредитацией, поиском «компроматов» и эффективной подачей последних в СМИ. Такая особенность предвыборной борьбы рассматривалась многими избирателями как ее недостаток, нападки на кандидатов выходили за допустимые моральные рамки и вызывали подчас весьма неприятные чувства.
Жестокое ведение предвыборной борьбы преследует цель не только дискредитировать в глазах избирателей своего соперника, но и вывести последнего из психологического равновесия, чтобы тот начал совершать ошибки, занял оборонительную позицию и, в конечном итоге, провалил свою избирательную кампанию. Вот почему, готовясь к предвыборной борьбе, кандидат и его команда обязательно должны знать свои уязвимые позиции, заранее готовясь к защите, и также собирать информацию о конкурентах, отслеживать их действия, предупреждать возможные провокации.
К типичным приемам негативных, «грязных» технологий можно отнести также: подкуп избирателей, выставление в избирательной округе однофамильцев, кандидатов – соперников с целью дезориентации избирателей; распространение листовок от имени конкурирующего кандидата или избирательного объединения в день, когда агитация запрещена законом; распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов и т.д. Сюда же можно отнести так называемый административный ресурс – подключение правоохранительных и фискальных органов к проверке личности и деятельности кандидата. Для действующих руководителей осуществляется дополнительное бюджетное финансирование, поддержка СМИ, прямое давление на избирательные комиссии и судебные органы, чтобы снять конкурента с предвыборной дистанции. Главная направленность негативных избирательных технологий – создание благоприятных условий нужным кандидатам и препятствий неугодным. Конкуренция в избирательном процессе делает неизбежной агитацию «за» и «против» кандидата. Законодательство в демократических странах не запрещает контррекламы. Но вместе с тем оно определяет ту грань, через которую не может переходить ни один кандидат и его команда в борьбе со своими соперниками. Эта борьба не может основываться на ложных фактах, на сознательных провокациях, на нарушении закона. Только в этом случае конкурентная борьба может выполнить свою главную миссию – помочь выдвинуться тем, кто не запятнал себя грязными делами, кто не замешан в различных авантюрах, кто завоевал симпатии большинства избирателей.
Существует несколько систем социального контроля за избирательными кампаниями. Прежде всего, это юридические нормы, предусматривающие санкции со стороны общества за их нарушение. Эти нормы в виде соответствующих законодательных актов жестко отсекают все отклонения от того, что общество считает допустимым.
В частности под запретом находится все, что наносит ущерб жизни и здоровью людей, разжиганию межнациональной розни и т.д.
В то же время внутри норм, регулирующих избирательный процесс, существует достаточной большой диапазон свободы. И все, что разворачивается в юридически заданных границах, является законным. Это относится и к значительной части так называемых «грязных» технологий.
В целом же избирательные технологии в руках профессионалов становятся достаточно сильным оружием, позволяющим привлекать на сторону обслуживаемого этими профессионалами кандидата значительные слои населения, изменять их электоральные предпочтения.
Внутренняя идеология избирательных кампаний базируется на внешней с учетом особенностей избирательного процесса в стране ( в данном случае в РБ). Выделяют 3 уровня:
а) высший – общенациональная,
государственная идеология
На этом уровне не может быть идеология плюрализма, либо альтернативных идеологий избирательных кампаний, так как это означает развал как избирательной, так и политической системы в целом.
б) средний уровень избирательных кампаний включает положения Центризбиркома по выборам и проведению республиканских референдумов, а также идеологию каждой из шести элементов избирательного процесса: 1) идеологию назначения выборов; 2) регистрация избирателей; 3) образование округов и избирательных участков; 4) процессов выдвижения кандидатов; 5) организация выборов; 6) подведение итогов голосования (распределение мандатов). Результаты во многом зависят от состава избирательных комиссий, и от того, какой размер имеет избирательный округ;
в) прикладной характер избирательных кампаний – состоит из программных документов политических партий и избирательных объединений, программ кандидатов.
Самостоятельным элементом является идеология электорального поведения.
Можно выделить пять основных
моделей идеологии
1) избирательные кампании с неструктурированной идеологической компонентой (доминируют независимые кандидаты, которые не предлагают четкой идеологической платформы, где минимум влияния политических партий).
2) избирательные кампании с рыночной идеологией – суть в том, что кандидаты или избирательные соединения рассматриваются как товар, который нужно продать на политическом рынке. Ресурс – не идеи, а деньги и политтехнологии.
3) избирательные кампании с административной идеологией, где доминирующим фактором является властно-распорядительный ресурс, где существует партия власти.
4) избирательные кампании с партийной идеологией. В основе лежат идеологии конкретных партий и их организационные, финансовые и информационные ресурсы.
5) избирательные кампании с комплексной идеологией. Представляют сочетание 4-х вышеназванных моделей.
Доминирует 5-я модель, чистых нет.
3. Большое место в избирательной кампании принадлежит СМИ. Под их воздействием идеология избирательных кампаний изменяется:
1) может повышаться информированность электората об идеологии избирательных кампаний и политических приоритетов ее субъектов;
2) происходит корректировка идеологических позиций самих избирателей;
3) происходят изменения в оценке электоратом тех или иных идологических моделей, предлагаемым субъектом и избирательного процесса;
4) углубляется понимание электоратом идеологических проблем, имеющих место в рамках конкретной кампании;
5) под воздействием СМИ формируется решение части электората – участвовать или не участвовать в избирательной кампании в целом и в процессе голосования в частности.
СМИ могут усилить
предрасположенность
Избиратели в любом округе никогда не бывают представлены в виде единой массы, из которой, как из пластилина, можно лепить любую заданную фигуру. Это – реальные люди, обаладающие своими ценностными ориентациями, интересами, занимающие разные позиции в социальном пространстве, имеющие убеждения и предпочтения, включенные в разнообразные социальные и политические организации и группы. Как правило, по отношению к тому или иному кандидату (избирательному объединению) весь электорат округа (страны) можно представить в виде 5-ти слоев.
1) Активно поддерживающие. Это люди, которые в силу ряда причин (совпадение ценностных ориентаций, интересов и т.д.) осознанно и направленно готовы сотрудничать с кандидатом и его командой, поддерживать их действия, посильно помогать в реализации поставленных целей. Это – твердый электорат, который при любых условиях проголосует за свеого кандидата или за свою партию и будет агитировать окружающих поступать таким же образом.
2) Пассивно поддерживающие. Данный слой отличается тем, что принадлежащие к нему люди высказывают сочувствие кандидату или избирательному блоку, но воздерживаются от активных самостоятельных действий в его поддержку. На выборах они с большей долей вероятности проголосуют за своего кандидата, но на их действие могут оказать воздействие любые, на первый взгляд не имеющие никакого отношения к политике факторы (занятость на работе, семейные обстоятельства и т.п.).
3) Занимающие нейтральную
позицию. Как правило, это
4) Настроенные недоверчиво.
Обычно это люди, симпатизирующие
другим политическим партиям
и политическим лидерам, или
люди со сформировавшимся
5) Настроенные решительно против. К ним относятся члены других политических партий и их активные сторонники. Сделанный представителями данной группы политический выбор будет подталкивать их к поддержке «своего» кандидата или партии, и тем самым вступать в противостояние, противодействие и конфронтацию со всеми другими участниками избирательного процесса.
Организаторы избирательной кампании должны стремиться к тому, чтобы удержать в поле своего влияния две первые группы, вовлечь в него третью, и по возможности, нейтрализовать действие тех, кто принадлежит к четвертой и пятой группам.
На начальных этапах кампании «неопределившиеся» обычно составляют абсолютное большинство, поскольку количество постоянно интересующихся политикой в обществе по разным оценкам составляет от 10 до 20%. Поэтому именно эта «неустойчивая» часть электората является ключевой группой, за голоса которой и идет борьба. В результате эта группа постепенно поляризуется и сужается, но выбор, в конечном счете, все равно происходит именно внутри нее.
В этой борьбе кандидат и его команда должны отдавать себе отчет в том, что перед ними находится не одноликая масса, а множество индивидов, различающихся по своим интересам, жизненным планам и многим другим признакам. Следовательно, реакция каждого из них на программные заявления кандидатов, на выдвигаемые лозунги, на рекламные плакаты может оказаться различной, если не диаметрально противоположной. Как учесть в реальной практике данные особенности электорального поведения? Как удержать в поле своего влияния людей, принадлежащих к разным социальным группам? В избирательных технологиях эта задача решается путем сегментирования электората.
Сегментирование электората
– это разбивка на группы (сегменты),
объективная принадлежность к которым
обусловливает появление у
В современных избирательных
технологиях необходимость
Наиболее распространенными критериями, на основании которых осуществляется сегментирование электората, являются: демографические (молодые и пожилые, мужчины и женщины), социопрофессиональные (шахтеры, учителя, студенты и т.д.), территориально-поселенческие (городские, сельские жители, большие и малые города), этнические (эти критерии важны во многонациональных округах), имущественное расслоение (богатые, бедные, средний класс) и др.
Информация о работе Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»