Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:04, курс лекций
Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.
Тема 1. Роль и место идеологии в жизни общества и государства 3
Тема 2. Становление идеологии белорусского государства 20
Тема 3. Современные идеологические концепции и доктрины 43
Тема 4. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства. 59
Тема 5. Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства. 63
Тема 6. Идеология избирательных кампаний 72
Тема 7. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства 94
Тема 8. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. 111
О популярности пропорциональной
избирательной системы
Достоинства пропорциональной системы:
К недостаткам можно отнести и то, что в условиях многопартийности, когда в парламенте представлено больше десятка, а то и более партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось более полусотни правительств, и Италия более пяти лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.
Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций.
Смешанная, или мажоритарно-
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что успех в проведении выборов зависит не только от модели избирательной системы, принятой в той или иной стране. Важное значение имеет политическая культура и активность населения, демократичность выборов, честный подсчет голосов, возможность народа контролировать саму процедуру выборов. Только в таком случае выборы выполняют свои функции в обществе, являясь способом смены руководства, правительства в случае его банкротства, способом разрешения социальных конфликтов. Через процедуру демократических выборов народ доверяет управление страной наиболее умным и авторитетным людям, контролирует их политику. Участие в выборах возвышает людей, поднимает их гражданские достоинства, ибо голоса всех избирателей равны и значимы для государства. Тем самым выборы объединяют людей в одно целое, нацию, народ. Если же народ не уверен в том, что голоса подсчитаны правильно, то уважение к таким выборам и таким властям исчезает. В таком случае выборы не выполняют своих функций, какие бы хорошие избирательные законы не принимались.
2. Подготовка и проведение выборов называется избирательной кампанией. Понятие «избирательная кампания» употребляется в двух значениях:
1) определенный законом
период, в течение которого
2) совокупность пропагандистских
и иных мероприятий, которые
проводят участники выборов, т.
Избирательную кампанию можно рассматривать как особый вид политического управления. В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная или общественно-политическая организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми задачами, которые ставит перед собой кандидат. Как показывает практика, не все кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориентированы на победу. Некоторые из них рассматривают избирательную кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти предварительную «раскрутку» с целью участия в следующих выборах, оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата и т.д.
Главными особенностями избирательной кампании как вида политического управления являются, во-первых, отсутствие у инициаторов избирательной кампании права создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия. Ни один кандидат или избирательное объединение не может издать распоряжение или указ, предписывающие массам модели электорального поведения. Во-вторых, субъект управления лишен возможности опереться на право легитимного насилия, на применение санкций и иных мер воздействия в отношении потенциальных избирателей. В демократическом обществе нельзя заставить человека отдать свой голос за того или иного кандидата. Следовательно, способы влияния субъекта на управляемый объект должны быть весьма специфическими, связанными с особыми формами воздействия на мотивационную структуру личности, а главным содержанием избирательной кампании становится борьба за умонастроения, предпочтения населения.
Идеология избирательных кампаний – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией избирательного права (активного и пассивного), а также характером, содержанием и направленностью избирательного процесса.
Она включает в себя два среза – внешний и внутренний.
Внешняя идеология избирательных кампаний сформулирована в ст. 21 «Всеобщей декларации прав человека», в ст. 25 «Международного Пакта о гражданских и политических правах», в «Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению» СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе).
Так, в Международном
Пакте о гражданских и
а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
б) голосовать и быть избранным
на подлинных периодических
в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Структура внешней идеологии
избирательных кампаний состоит
из международных избирательных
стандартов, изложенных в «Декларации
о критериях свободных и
В них семь международных
стандартов, которые и составляют
суть внешней идеологии
Некоторые к семи добавляют
еще 2 стандарта: периодичность (не изменяют
дату выборов) и подлинность (электорат
имеет возможность сделать
Кроме международных стандартов ОБСЕ ввела права и обязанности государств в избирательном процессе: свободу передвижения кандидатов; равного доступа к СМИ; объективного освещения избирательного процесса; свободу высказывания мнений в период избирательной кампании.
Существуют отступления
от идеологии избирательных
С позиций МИС (международных
избирательных стандартов) отступлением
от демократической идеологии
1) непредоставление в полном объеме и своевременно избирателем всей информации о кандидатах и процедуре голосования;
2) отказ в регистрации отдельным кандидатам или аннулирование регистрации без достаточных оснований;
3) поддержка отдельных
кандидатов исполнительной
4) вмешательство в работу наблюдателей, ограничение полномочий наблюдателей на последней стадии избирательного процесса;
5) нарушение процедуры голосования со стороны избирательных комиссий, избирателей, наблюдателей;
6) отсутствие полной
гласности в избирательном
7) преднамеренное создание условий для использования отдельными кандидатами административного ресурса, например, за счет сокращения численности представительного органа и резкого укрупнения избирательных округов при сохранении мажоритарной избирательной системы;
8) назначение, а не избрание определенной части представительного органа.
В то же время следует
четко различать отступления
от демократической идеологии
Избирательные кампании на постсоветском пространстве за последнее время породили так называемые «серые», «черные», «чистые», «грязные» избирательные политтехнологии, которые при формальном соблюдении международных избирательных стандартов позволяют «обходить» их и добиваться необходимого результата.
«Петля Мавроди». Возле избирательных участков активисты того или иного кандидата встречают представителей маргинальных групп (например, безработных, алкоголиков, наркоманов и т.п.) и просят их за соответствующую плату вынести с участка свой незаполненный бюллетень. Затем в этом бюллетене выбирается необходимый кандидат и следующему маргиналу предлагают опустить в избирательную урну этот бланк, а вынести незаполненный.
– Аннулирование результатов по негативно настроенному к конкретному кандидату избирательному участку. Эта технология предусматривает покупку и накапливание активистами кандидата незаполненных бюллетеней. Перед окончанием голосования они подбрасываются на избирательный участок, где наиболее реальный противник кандидата рассчитывает на максимальный результат. При подсчете в избирательной урне оказывается бюллетеней больше, чем выдано комиссией по спискам, и результат голосования по данному участку аннулируется.
– Подмена избирательных урн. Для этого на участках для голосования после окончания отключают электроэнергию. В это время реальная избирательная урна подменяется на другую, заранее заготовленную и заполненную бюллетенями в поддержку своего кандидата.
– Использование избирательных урн с двойным дном, где находились заранее заполненные бюллетени, которые затем присоединяли к общему массиву.
– Подбирают кандидата, который является так называемым двойником наиболее сильного соперника, т.е. у них должны полностью совпадать в бюллетене фамилия, имя и отчество.
– Негативная агитация, суть которой состоит в том, что активисты кандидата глубокой ночью звонят по телефонам избирателей и агитируют за кандидата соперника.
– За определенную плату нанимают представителей маргинальных групп (например, бомжей и т.п.), которые ходят по квартирам избирателей, представляются родственниками кандидата-соперника и просят одолжить небольшую сумму денег.
– В ходе избирательной кампании на двери и капот автомобилей граждан наклеиваются рекламные листовки с именем кандидата соперника. Для этого используют клей, который снимается только со слоем краски.
– В семьи, где есть недавно умершие избиратели, от имени кандидата-противника им присылаются приглашения на выборы и благодарность «за активное участие в избирательной кампании».
Итоги выборов зависят не только от расклада политических сил, но и от того, как эти силы проявят себя в глазах избирателей. Отсюда и возникает объективная необходимость в избирательных технологиях.
Совокупность способов
воздействия на массы с целью
повлиять на их электоральное поведение
и побудить их подать голоса за определенного
кандидата или объединение назы
Современный подход к
избирательным технологиям
Информация о работе Лекции по «Основам идеологии белорусского государства»