Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций
Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти
по мере необходимости обновлять устав;
разрабатывать ясные и конкретные ежегодные планы и стратегический пятилетний
план;
определить должностные обязанности членов правления, председателя и штатных сотрудников, чтобы избежать дублирования;
зафиксировать основные принципы и ценности организации в кодексе управления;
учредить в
правлении необходимые
создавать стимулы для активного участия членов правления в его работе;
систематически обновлять состав правления;
оценивать качество работы членов правления;
разработать кодекс
профессиональной этики (включая проблемы
конфликта интересов) для членов
правления и штатных
утвердить четкие правила выдвижения кандидатов в члены правления и ограничить сроки полномочий правления;
добиться введения в действие правил и стандартов управления;
сосредоточить внимание правления на долгосрочных стратегических вопросах, а не на повседневной деятельности объединения.
Совершенствование системы управления играет важную роль в решении проблем, с которыми ежедневно сталкиваются предпринимательские объединения всего мира. Добросовестное управление помогает объединениям сохранять и развивать гибкость и динамичность, умело справляться с возникающими проблемами благодаря заранее выработанной стратегии, создавать новые ценные услуги и предоставлять их предприятиям-участникам, отстаивать права и интересы предпринимательского сообщества. Без добросовестного управления союзы предпринимателей теряют подлинную представительность и не могут успешно служить рупором частного бизнеса в демократическом законотворческом процессе.
15.3. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Согласно ст. 1 ЗУ “Об объединениях граждан” объединением граждан является добровольное общественное формирование, которое создано на основе единства интересов для общей реализации гражданами своих прав и свобод. Объединение граждан, независимо от названия (движение, конгресс, ассоциация, фонд, союз и тому подобное) в соответствии с данным Законом признается политической партией или общественной организацией.
Правовой
статус и порядок легализации
объединений граждан
ЗУ “Об объединениях граждан” от 16 июня 1992 года;
ЗУ “О политических партиях в Украине” от 5 апреля 2001 года;
ЗУ “О молодежных и детских общественных организациях” от 1 декабря 1998 года;
Положение о
порядке легализации
Общественной организацией является объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов.
Особенными
видами общественной
Объединения граждан Украины образуются и действуют с всеукраинским, местным и международным статусом.
К всеукраинским
объединениям граждан принадлежат
объединения, деятельность
К местным
объединениям принадлежат
Общественная организация является международной, если ее деятельность распространяется на территорию Украины и хотя бы одного другого государства.
Политические партии в Украине создаются и действуют только с всеукраинским статусом.
Политические партии создаются по инициативе граждан Украины, которые достигли 18 лет, не ограниченные судом в дееспособности и не содержатся в местах лишения свободы.
Учредители
Учредителями
общественных организаций
Решения об основании объединений граждан принимаются учредительным съездом (конференцией) или общим собранием.
15.4 УПРАВЛЕНИЕ
В ОБЩЕСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ
15.5 УПРАВЛЕНИЕ
В ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ ОБЩЕСТВАХ,
Хозяйственными обществами, на основании Закона Украины «О хозяйственных обществах» (введенного в действие с 1 октября 1991 г.), признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на началах договора юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.
В любой стране существует огромное количество разных хозяйствующих субъектов (предприятия, индивидуальные предприниматели, семейное производство и т.д.)1. Среди них — множество разновидностей хозяйственных товариществ и обществ (полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью и др.). Такие объединения характеризуются тем, что их учредители (участники) создают общество (товарищество) путем объединения имущественных вкладов, образуя уставный (складочный) капитал. Это означает, что хозяйственные общества являются, прежде всего, объединением капиталов, а не людей. Они представляют собой коммерческие организации. Лица, входящие в такие объединения, обычно называются не членами, а участниками (применяется и первый термин).
Вместе с тем коммерческие объединения, которые имеют своей главной задачей достижение частных целей (прибыль для участников), — это коллективы. Следовательно, в управлении ими тоже может возникнуть, пусть минимальный, малозаметный общественный или, точнее, коллективный элемент. В отличие от кооперативов он никогда не будет доминирующим, но такой элемент все-таки может присутствовать в коллективах частного характера.
Кроме того, и это особенно важно учитывать, объективно хозяйствующие общества с частными целями играют важную общественную роль: они обеспечивают (наряду с общественными производствами) население товарами и услугами. Что же касается многих крупнейших акционерных компаний, особенно транснациональных корпораций, то их роль имеет планетарный характер. Поэтому в целях полноты картины мы рассматриваем и управление в таких коллективах, хотя оно является корпоративным, а не таким публичным управлением.
Общества могут заниматься любой предпринимательской деятельностью, не противоречащей законодательству Украины. Хозяйственные общества могут приобретать имущественные и личные неимущественные права, вступать в обязательства, выступать в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени.
Наименование
общества содержится в его
учредительных документах и
Учредителями и участниками общества могут быть предприятия, учреждения, организации, а также граждане, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Украины. Предприятия, учреждения и организации, ставшие участниками общества, не ликвидируются как юридические лица. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также международные организации могут быть учредителями и участниками хозяйственных обществ наравне с гражданами и юридическими лицами Украины, кроме случаев, установленных законодательными актами Украины.
Управление хозяйственным обществом
1. Управление деятельностью хозяйственного общества осуществляют его органы и должностные лица, состав и порядок избрания (назначение) которых определяется в зависимости от вида общества, а в определенных законом случаях - участники общества.
2. Должностными лицами общества признаются председатель и члены исполнительного органа, председатель ревизионной комиссии (ревизор), а в случае создания ради общества (наблюдательного совета) - председатель и члены этого совета. Ограничение относительно объединения одной лицом указанных должностей устанавливаются законом.
3. Должностными лицами хозяйственного общества не могут быть лица, служебную или другую деятельность которых признан Конституцией Украины (254к/96-ВР) и законом несовместимой с пребыванием на этих посадах, а также лица, каким пребывание на соответствующих посадах запрещен решением суда.
4. Должностные лица отвечают за вред, причиненный ними хозяйственному обществу, в границах и порядке, предусмотренных законом и учредительными документами общества акционеров
3. Согласно Закону
Украины «О хозяйственных
Высшим органом ООО является собрание участников. Оно состоит из участников общества или назначенных ими представителей. Участники имеют количество голосов, пропорциональное размеру их долей в уставном фонде. Собрание участников считается полномочным, если на нем присутствуют участники (представители участников), владеющие в совокупности более чем 60% голосов, а по вопросам, требующим единогласия, - все участники. Любой из участников вправе требовать рассмотрения вопроса на собрании участников при условии, что он был им поставлен не позднее, чем за 25 дней до начала собрания. Собрание участников созывается не реже 2-х раз в год, если иное не предусмотрено учредительными документами. Внеочередное собрание созывается председателем общества при наличии обстоятельств, указанных в учредительных документах, в случае неплатежеспособности общества, а также в случае, если возникает угроза значительного сокращения уставного фонда.
В ООО создается исполнительный орган: коллегиальный (дирекция) или единоличный (директор). Дирекцию возглавляет генеральный директор. Членами исполнительного органа могут быть также и лица, не являющиеся участниками общества. Дирекция (директор) решает все вопросы деятельности общества, за исключением относящихся к исключительной компетенции собрания участников.
Контроль за деятельностью дирекции (директора) осуществляется ревизионной комиссией, образуемой собранием участников общества из их числа, в количестве, предусмотренном учредительными документами, но не менее 3-х человек. Члены дирекции (директор) не могут быть членами ревизионной комиссии.