Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций
Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти
2) объединения
обрядовой или
3) систематического нарушения религиозной организацией установленного законодательством порядка проведения публичных религиозных мероприятий (богослужений, обрядов, церемоний, ходов и др.);
4) подстрекательство
граждан к невыполнению своих
конституционных обязанностей
Государственный
контроль за соблюдением законодательства
о свободе совести и
Государственный контроль за соблюдением законодательства Украины о свободе совести и религиозных организациях осуществляют местные Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты.
ТЕМА 16.
ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СООБЩЕСТВАХ
В международных публичных
Элементы публичной власти межгосударственного коллектива имеют производный характер от государств, создающих такие организации и передающих им часть своих полномочий. Но это не механическое соединение разных полномочий. При возникновении объединения создается новая структура, с новыми связями своих элементов (государств), а это значит, что в новой структуре возникают такие свойства, которые не были присущи ни одному из составляющих ее элементов. Поэтому публичная власть международного публичного коллектива характеризуется, с одной стороны, неполнотой качеств властности (государства ведь не передают и, пока они сохраняются, не могут передать все свои полномочия и тем более суверенитет), с другой — новыми явлениями властности, которыми наделяют эти объединения государства, создающие их. Такие объединения имеют надгосударственные органы и надгосударственные полномочия.
Элементами международной
Наглядный пример использования публичной власти международного сообщества — события 2003 г. в Ираке, когда по требованию инспекторов ООН, осуществлявших проверку в этой стране в отношении изготовления оружия массового поражения, Ирак был вынужден уничтожить ракеты, поскольку инспекторы посчитали, что дальность полета ракет на 40 километров может превышать предел, установленный ООН для Ирака.
Как международный публичный
Совет министров ЕС — второй по значимости орган. Именно он принимает законы ЕС, которые могут относиться к государственным, а по некоторым вопросам адресованы непосредственно гражданам, юридическим лицам тех стран, которые входят в ЕС. Совет министров не имеет постоянного состава. Каждый раз он зависит от характера обсуждаемых вопросов. Если, например, обсуждаются вопросы сельского хозяйства, в Совете министров присутствуют министры сельского хозяйства стран ЕС, если энергетики — министры энергетики и т.д. Решения Совета министров (а также законы) могут приниматься либо единогласно, квалифицированным большинством голосов, либо простым большинством. Это зависит от степени важности обсуждаемого вопроса.
Европейский парламент избирается путем прямых выборов. Избиратели Германии выбирают 99 представителей, Великобритании, Италии, Франции — по 87, Австрии — 21, Люксембурга — б и т.д. Законы парламент не принимает, как говорилось, их принимает Совет министров, но предварительно они должны быть «проконсультированы» в Европарламенте. Бюджет ЕС Совет министров принимает вместе с Европарламентом, но и здесь первый играет ведущую роль.
Среди органов ЕС есть также экономический и социальный совет, Комитет регионов и местных властей, но решения этих органов имеют лишь рекомендательный характер. Европейский союз все более воспринимает элементы государственности: в 2003 г. на заседаниях его органов и приглашенных руководителей государств, вступающих в ЕС, приняты основные положения проекта Конституции ЕС.
Существуют и другие региональные организации, которые менее централизованы, чем ЕС, но их органы по некоторым вопросам могут принимать обязывающие решения для государств-членов. Например, Совет Европы, в состав которого входит и Россия, создал Европейский суд по правам человека. Суд может принимать решения, обязывающие государства — члены Совета Европы, и если они эти решения не выполняют — применять санкции по отношению к таким государствам. Четыре таких решения до 2004 г. приняты и по отношению к России.
Органы, принимающие решения в отношении членов объединений (ассамблеи, советы, комитеты), созданы и в других региональных объединениях — Организации американских государств, Организации африканского единства и др. Правда, поскольку члены организаций являются суверенными государствами, такие решения часто могут быть приняты лишь с общего согласия всех, да и то не всегда выполняются.
В Содружестве Независимых
Надгосударственные органы созданы
в Союзном государстве
Исполнительным органом
В международном сообществе существуют некоторые институты неформального характера, которые оказывают большое влияние на международные дела. Наиболее яркий пример — регулярные (ежегодные) встречи «восьмерки» — лидеров восьми ведущих государств мира, включая Россию. На таких встречах обсуждается широкий круг проблем, но формально официальных, обязывающих кого-либо решений не принимается. Несмотря на огромную роль таких и подобных совещаний, они не являются территориальными публичными коллективами, не осуществляют публичную власть и публичное управление.
ТЕМА 17.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1 ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Понятие, причины и виды правонарушений
Всякий поступок, нарушающий установленные и одобренные обществом правила, наносит вред другим людям, является вызовом обществу; поэтому человек, который пренебрег интересами общества, не имеет морального права жаловаться на то, что и государство в ответ на такое поведение будет принимать к ней принудительные меры, которые иногда могут быть достаточно жесткими.
Для права поведение человека, как бы ее оценивали с нравственной или практической точки зрения, может либо согласовываться с положениями действующего законодательства или нарушать их. В первом случае перед нами правомерное поведение, во втором - правонарушение. Итак, правонарушениями называют такие поступки людей, которыми нарушаются предписания действующего права, прежде всего положения Конституции и законов Украины. Великий немецкий философ Гегель называл правонарушение неправым и считал его проявлением «абсолютного зла».
Люди большей частью придерживаются предписаний права, однако правонарушения совершаются довольно часто, а их общее количество является настолько значительной, что это вызывает понятную тревогу граждан. Поэтому важным вопросом является установление и устранение причин правонарушений. Вопрос о причинах правонарушений всегда было и остается сложным. Глобальной причиной всех правонарушений являются социальные противоречия (их можно назвать «болезнями общества»), которые всегда существуют в обществе. Они приводят к тому, что интересы отдельных социальных групп, иногда отдельных людей приходят в противоречие с общими интересами, а поэтому социальные наклонности, нравственные представления и направления деятельности этих людей резко отличаются от требований существующего права, а отсюда возникает склонность к их нарушению.
Что касается отдельных правонарушений, то их совершение может быть вызвано разными, иногда не зависящими друг от друга причинами: это могут быть причины экономического характера (например, невозможность найти работу и легальный заработок); социальные причины (в частности, недостатки воспитательной и образовательной работы); обстоятельства семейного характера или другие особенности среды, в которой живет потенциальный правонарушитель, причины личного характера (например, склонность к алкоголю или употребление наркотиков) и т.д..
Правонарушения, как правило, обусловливается не какой-то одной отдельной причиной, а сразу многими. Выявление этих причин и принятия мер к их устранению является одной из задач деятельности правоохранительных органов и должностных лиц государства, следователя, который расследует дело о совершении преступления. Однако задача полностью устранить все причины правонарушений имеет утопический вид: ведь для этого нужно устранить все противоречия, которые существуют в обществе. Подобные попытки уже предпринимались, в частности в начале нашего века, однако успеха не достигли. Следовательно, задача государства состоит в том, чтобы свести причины, которые вызывают правонарушения, до ниже возможного уровня, что даст обществу возможность осуществлять эффективный контроль над противоправными действиями, и прежде всего над преступностью.
Традиционно выделяют следующие виды правонарушений:
1) дисциплинарные правонарушения, которые на практике являются нарушениями трудовых или служебных обязанностей (в законодательстве эти правонарушения Иногда называют дисциплинарными проступками);
2) имущественные (гражданские) правонарушения, которые могут быть либо неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, или же нанесением вреда;
3) административных
правонарушениях, которые
4) уголовные
правонарушения, которые являются
самыми тяжкими по своему
Иногда причиной правонарушений выступает и несовершенство действующего законодательства - например, чрезмерные ставки налогообложения юридических лиц заставляют их руководителей искать пути уклонения от уплаты налогов, поскольку без этого производственная или коммерческая деятельность предприятия будет просто невозможным. В этом случае, конечно же, необходимо устранить подобную причину - при наличии более оптимальных налогов будет меньше тех, кто будет уклоняться от их уплаты.