Лекции по "Публичное администрирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.

Содержание работы

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти

Файлы: 1 файл

ПУ.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

3) административная  ответственность - в форме административных  взысканий в отношении граждан  и финансовых и других административных санкций в отношении юридических лиц;

4) уголовная  ответственность, конкретным проявлением  которой является уголовное наказание.

 

17.2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОРГАНОВ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЕ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Политическая  ответственность - один из видов международно-правовой ответственности, который выражается в форме сатисфакций, репрессалий, а также коллективных санкций, которые согласно Уставу ООН, могут предприниматься по решению Совета Безопасности ООН по поводу государств, действия которых угрожают миру или нарушают его. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических связей, работы коммуникаций, прекращении дипломатических отношений, а также в применении вооруженной силы, необходимой для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Сатисфакция – форма политической ответственности, выражающаяся в том, что государство нарушитель предоставляет  удовлетворение пострадавшему государству. Виды: сожаление, заверение пострадавшей стороны в недопустимости подобного, извинения, наказание виновных, особые почести пострадавшему государству, иные формы морального удовлетворения потерпевшей стороны. Сатисфакция зависит от причиненного ущерба и конкретной политической ситуации.

Репрессалии – карательная мера, наказание, применяемые государственными органами, государством.

Политическая  ответственность распространяется только на некоторых органов и  должностных лиц государства  и муниципальных образований. Формой политической ответственности может стать роспуск парламента, законодательных собраний. Конституцией предусмотрен роспуск парламента если он в течение установленного срока не принял государственный бюджет, не смог сформировать правительство, не начал свою работу после избрания.

Политическая  ответственность президента возможна в форме импичмента (отстранения  от должности высокопоставленных должностных  лиц, с привлечением суда парламента). Результатом такой ответственности  является долгосрочное прекращение полномочий Президента страны или другого должностного лица и устранение его с должности.

Наиболее суровым  видом политической ответственности  правительства и министров является увольнение в результате вотума недоверия  в отставку. Правительство может быть уволено в отставку и по усмотрению президента.

Для правительства  и министров возможна гражданская, уголовная, и дисциплинарная ответственность. Но политической ответственности они  не подлежат (исключение составляет отзыв  судей избирателями в единичных странах).

1) Гражданская ответственность - юридическая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и договоров прочих нарушений гражданского права. Проявляется в применении к правонарушителю мер воздействия, установленных законом.

2) Уголовная ответственность - это вид юридической ответственности, которая заключается в применении государственными органами мер к лицу, совершившему преступление.

3) Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, выступающей в форме мер, применяемых администрацией учреждения, предприятия к сотруднику в случае совершения им дисциплинарного проступка (противоправное нарушение трудовой или служебной дисциплины).

Уголовная ответственность

Причиной уголовной  ответственности может послужить  злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в представлении информации уполномоченным лицам, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дача взятки, служебный подлог. 

Некоторые преступления в сфере правосудия могут быть совершены только государственными служащими:

  • привлечение невиновного к уголовной ответственности,
  • незаконное заключение под стражу,
  • вынесение заведомо неправосудного приговора,
  • разглашение данных предварительного расследования
  • преступления против мира и безопасности человечества ( подготовка, ведение агрессивной войны, применение запрещенных средств и методов ведения войны).

Гражданско-правовая ответственность

Гражданская ответственность  является имущественной и носит  компенсационный характер. Законодательство различных стран предусматривает  гражданско-правовую ответственность государственного и муниципального органа и должностного лица. Они несут ответственность за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица.

Особо регулируется ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В данном случае это незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное заключение под стражу или незаконное применение других мер пресечения, незаконное наложение судьей административного взыскания (арест, исправительные работы). Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Принципы гражданско-правовой ответственности:

1) неотвратимость  ответственности;

2) индивидуализация (т.е. ответственность наступает  с учетом степени опасности  формы вины нарушителя и других  фактов);

3) полное возмещения  вреда.

Вред, причиненный  органами государства, субъекта муниципального управления, их должностных лиц, возмещается, если действия/бездействие были незаконными.

Административная  и дисциплинарная ответственность

Государственные и муниципальные служащие за свои поступки могут нести административную и дисциплинарную ответственность. Это меры воздействия за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. В законодательстве указывается, в каких случаях ответственность государственных служащих за проступки является дисциплинарной, а в каких — административной.

Административные  взыскания на государственных и  муниципальных служащих налагаются теми должностными лицами, которым  они не подчинены по службе. Устанавливая нарушения, эти органы обычно применяют  штрафные санкции, налагая штраф на виновных должностных лиц, возлагают на них обязанность возместить причиненный ущерб.

Дисциплинарные  взыскания налагаются на государственных, муниципальных служащих по подчиненности  вышестоящим органом или начальником. Такое взыскание может быть наложено руководителем, имеющим право назначать на государственную муниципальную должность, на должность в общественном объединении. К видам дисциплинарных взысканий в сфере публичного управления относят замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

 

17.3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОРГАНОВ, ЛИЦ, НЕ НАХОДЯЩИХСЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ, ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЕ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Уголовная ответственность лиц, не находящихся на государственной службе, возникает в связи с совершением ими преступлений, представляющих опасность для государственного управления. В сфере экономической деятельности (это может быть изготовление поддельных денег, контрабанда, незаконный экспорт технологий, используемых при создании оружия массового поражения, уклонение от уплаты налогов. (Эти деяния могут совершать не только обычные граждане, но и должностные лица, следовательно, ответственность распространяется и на них.) Многие составы преступлений против общественной безопасности), совершаемые в том или ином качестве, являются преступлениями в сфере государственного управления. К их числу относятся терроризм, массовые беспорядки, нарушение правил безопасности на различных объектах, имеющих особое значение, незаконное изготовление оружия и др.

С преступлениями в области государственного управления граничат некоторые преступления, совершаемые против здоровья населения  и общественной нравственности (незаконная выдача и подделка рецептов на получение психотропных веществ, сокрытие информации об условиях, создающих опасность для жизни людей, и др.), некоторые экологические преступления (нарушение режима особо охраняемых природных территорий), преступления против безопасности, против государственной власти, интересов государственной и муниципальной службы (например, дача взятки), против правосудия (воспрепятствование осуществлению правосудия, заведомо ложный донос и др.), против порядка управления (подделка документов, уклонение от военной или альтернативной службы, похищение документов, штампов, печатей), отдельные преступления против мира и безопасности человечества (например, наемничество или нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой). Подделки документов, печатей и др. могут быть преступлениями, направленными также против порядка муниципального управления.

Гражданско-правовая ответственность граждан и юридических лиц за противоправные действия в сфере государственного и муниципального управления связана с причинением вреда. Вред управлению может причинять незаконная хозяйственная деятельность негосударственных организаций, которые вмешиваются в сферу деятельности органов государственного и муниципального управления (например, изготовление удостоверений государственного служащего без лицензии), невыполнение различного рода обязательств (в частности, неосвобождение вовремя помещения, арендованного у государственной или муниципальной организации), вмешательство в право хозяйственного ведения и оперативного управления государственной или муниципальной организации, что причинило ей материальный ущерб, и т.д. По существу, почти всякая незаконная деятельность юридического лица или гражданина, связанная с полномочиями государственной, муниципальной организации или должностного лица, может причинить материальный ущерб в сфере управления.

Административную ответственность негосударственных организаций и лиц, не являющихся государственными или муниципальными служащими, так же как и ответственность государственных управляющих субъектов, влечет административный проступок. Существуют различные классификации административных правонарушений. В обобщенном виде, несколько отходя от строгих юридических понятий, можно выделить следующие группы:

1) посягательства на права граждан (например, нарушение законодательства об охране труда, в том числе общественным объединением, воспрепятствование работе избирательной комиссии, принуждение к отказу от участия в забастовке и др.);

2) посягательства на здоровье  населения и общественную нравственность (незаконное врачевание, нарушение санитарного законодательства и др.);

3) посягательства на собственность  (самовольное занятие земельного  участка, пользование объектами  животного мира, например, охота  без специального разрешения, т.е.  лицензии, и др.);

4) правонарушения в области охраны  окружающей среды и природопользования (порча земель, нарушение правил  охраны природных запасов и  др.);

5) правонарушения в сфере экономики,  транспорта, связи (эта большая  группа административных проступков  включает нарушения правил безопасного ведения работ в определенных отраслях промышленности и правил полетов воздушных судов и нарушения правил дорожного движения пешеходами и правил пользования газом или электроэнергией в быту);

6) правонарушения в области коммерческой деятельности (занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации или лицензии, обман потребителей и др.);

7) правонарушения в области финансов (непредставление декларации о  доходах, нарушения правил ведения  кассовых операций и др.);

8) посягательства на существующий  государственный режим и порядок  управления (нарушение пограничного  режима в пограничной зоне, неповиновение  законному распоряжению сотрудника  милиции, неисполнение гражданами  обязанностей по воинскому учету,  мелкое хулиганство, нарушение установленного порядка проведения митинга или демонстрации общественным объединением, гражданами и т.д.).

Некоторые из этих правонарушений (например, нарушение порядка проведения демонстраций) являются посягательствами и на установленный муниципальный порядок и влекут административные наказания.

Перечень административных наказаний  содержится в ст. 3.2 КоАП. К их числу  относятся:

1) предупреждение — взыскание  преимущественно морального характера,  но, будучи выражено неоднократно  или в письменной форме, оно может повлечь для лица неблагоприятные последствия. Устные замечания не являются административными взысканиями;

2) административный штраф —  денежное взыскание, налагаемое  уполномоченным на то органом  или должностным лицом в определенных размерах. Штраф возможен почти за все виды административных правонарушений;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения  административного правонарушения (например, изъятие опасных веществ  или предметов при перевозке  их на воздушном транспорте);

Информация о работе Лекции по "Публичное администрирование"