Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций
Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти
Правонарушения, как правило, обусловливается не какой-то одной отдельной причиной, а сразу многими. Выявление этих причин и принятия мер к их устранению является одной из задач деятельности правоохранительных органов и должностных лиц государства, следователя, который расследует дело о совершении преступления. Однако задача полностью устранить все причины правонарушений имеет утопический вид: ведь для этого нужно устранить все противоречия, которые существуют в обществе. Подобные попытки уже предпринимались, в частности в начале нашего века, однако успеха не достигли. Следовательно, задача государства состоит в том, чтобы свести причины, которые вызывают правонарушения, до ниже возможного уровня, что даст обществу возможность осуществлять эффективный контроль над противоправными действиями, и прежде всего над преступностью.
Правонарушение имеет противоправный характер и направлено против различных интересов, которые охраняются государством, а именно: личных, общественных, государственных и других. Оно может создавать этим интересам физическую, имущественную, моральную, социальную, духовную вред.
Обобщив вышеизложенное следует подчеркнуть, что правонарушение - это противоправное, виновное, общественно опасное или вредное деяние (действие или бездействие) деликтоспроможного субъекта, вызывающее ущерб интересам общества, государства или личности.
Правонарушению присущи следующие признаки:
1) Имеет противоправный, неправомерный характер, то есть противоречащее нормам права, представляет собой нарушение запретов, указанных в законах и подзаконных актах, злоупотребление субъективным правом, превышение компетенции.
2) Имеет общественно
вредный или общественно
3) Выражается
в поведении в виде действия
(кража, разбой) или бездействия
(оставление лица в
4) Имеет сознательно волевой характер, т.е. в момент совершения зависит от воли и сознания участников, осуществляется им добровольно.
5) Есть виновным
деянием. Вина - это психическое
отношение лица к своему
6) Причинная
связь между деянием и
7) Вызывает применения
к правонарушителю мер
Итак, правонарушение - это юридический факт, который имеет место при наличии всех указанных выше признаков. Следует различать правонарушения как юридический факт и состав правонарушения - как совокупность названных в законе признаков, при наличии которых опасно или вредно деяние признается конкретным правонарушением. Такие признаки имеют объективный и субъективный характер.
Итак, юридический
состав правонарушения - это система
признаков правонарушения, необходимых
и достаточных для применения
к правонарушителю мер
В юридический состав правонарушения входят:
1. Субъект правонарушения - это деликтоспроможна лицо, совершившее правонарушение. Ею может быть:
а) индивидуальный субъект - физическое лицо, является вменяемым и достигла определенного возраста. Физических лиц разделяют на граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан. Рассматривают также частное лицо, должностное лицо, специальный субъект. Вменяемость физического лица характеризуется тем, что он понимает характер своих действий и может руководить ими;
б) коллективный субъект правонарушения, им может быть юридическое лицо, государственный орган, общественная организация и т.д., действия каждого из которых связаны с коллективным вынесением решений.
2. Объект правонарушения - это определенные блага или социальные ценности, на которые посягает правонарушение (напр.: материальные и духовные ценности, честь, достоинство, жизнь, здоровье человека, собственность, государственная безопасность, защищаемые нормами права, и т.п.). В юридической литературе рассматривают общий, родовой (видовой) и непосредственный объект.
Общий объект - это те общественные отношения, охраняемые правом и каким правонарушения наносит вред.
Родовой (видовой) объект правонарушения - это определенный круг однородных отношения, которым причиняется ущерб (напр.: преступления против жизни и здоровья, свободы и достоинства личности).
Непосредственный объект - это конкретное общественное отношение, против которых направлено одно или несколько преступлений (напр.: жизнь, здоровье, честь, имущество и т.д.).
3. Субъективная
сторона правонарушения - это совокупность
признаков, характеризующих
Признаками субъективной стороны является вина, мотив и цель. Главным критерием является вина, под которой понимают психическое отношение лица к содеянному. Выделяют две формы вины - умысел и неосторожность. В зависимости от волевого критерия намерение может быть прямым и косвенным.
Прямой умысел имеет место, когда лицо осознает общественную опасность своего деяния, предвидит и желает наступления последствий своего деяния.
Косвенный намерен
имеет место, когда лицо осознает
общественную опасность своего деяния,
предвидит и сознательно
Неосторожность тоже имеет две формы - преступная самонадеянность и преступную небрежность.
Преступная самонадеянность имеет место, когда лицо предвидит последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на предотвращение этих последствий.
Преступная небрежность имеет место, когда лицо не предвидит негативных последствий, но могло и должно было предвидеть.
4. Объективная
сторона правонарушения - это совокупность
внешних признаков,
- Деяния (в виде действия или бездействия);
- Противоправность (формальный аспект);
- Последствия деяния (содержательный аспект);
- Причинная
связь между деянием и
- Место, время,
способ, средства, обстоятельства и
ситуация совершения правонаруш
Правонарушения подразделяются на: преступления и проступки.
Преступление - это предусмотренное уголовным законодательством общественно опасное виновное деяние, посягающее на общественный строй государства, ее политическую, экономическую систему, собственность, жизнь, права и свободы личности.
Проступок - это
правонарушение, которое наносит
ущерб лицу, обществу, государству,
осуществляется в различных сферах
общественной жизни, имеет различные
объекты воздействию и
Субъективная сторона правонарушения включает такие элементы, как вина, мотив и цель. Вина является обязательным и решающим элементом субъективной стороны правонарушения и представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям.
Вина может быть двух видов:
умышленное или по неосторожности
Однако в любом случае она является необходимым условием наступления юридической ответственности. Отсутствие вины исключает ответственность.
Таким образом, юридическая ответственность - это вид социальной ответственности, который заключается в применении к виновным в совершении правонарушения лиц мер государственного принуждения, выраженные в санкциях правовых норм.
Цель применения
юридической ответственности
Цели, виды и
основания юридической
С точки зрения права правонарушения является проявлением произвола, пренебрежением теми правила ¬ ми, которые одобрены и установленные государством для поддержания социального порядка и обеспечения прав граждан. С социальной точки зрения правонарушения всегда есть поступком, который наносит вред интересам граждан или юридических лиц, а нередко - и интересам всего общества. Поэтому государство должно не только осуществлять работу по устранению причин и условий правонарушений, но и противодействовать правопору ¬ нием, преследовать нарушителей, привлекать их к ответственности.
Совершение лицом правонарушения является основанием для того, чтобы привлечь ее к установленной нормами права ответственности.
Однако одного лишь факта совершения лицом действия или бездействия, которой нарушаются предписания права, недостаточно. Почти всегда необходима и вина лица в противоправном поступке. Ответственность без вины закон допускает лишь в исключительных случаях: например гражданско-правовая ответственность владельцев за вред, причиненный источником повышенной опасности.
Вина в совершении правонарушения может быть умышленной или неосторожной. Умышленная вина (умысел) имеет место в том случае, когда лицо просто хочет совершить противоправные действия и достичь тех вредных последствий, возникающих от таких действий. С неосторожной виной (неосторожности) правонарушение считается совершенным в тех случаях, когда лицо не желало наступления вредных последствий, но через свою легкомысленность или небрежность повелась таким образом, что эти последствия наступили и были результатом ее действия или бездействия.
Кроме этого, для законного привлечения лица к ответственности необходимо, чтобы тот, кто совершил противоправные действия, считался согласно праву надлежащим субъектом для данного вида правонарушений. Требования в отношении лица-субъекта правонарушений устанавливаются теми законодательными актами, которыми предусмотрена ответственность за правонарушения; главной из этих требований является достижение соответствующего возраста (16, 18, а в отдельных случаях 15 или и 14 лет). Для организаций-нарушителей основным требованием является наличие статуса юридического лица.
Обычной реакцией
государства на правонарушение является
применение к виновному мер
компенсация потерпевшему (в том числе и государству) его потерь, включая и моральный ущерб;
лишение виновного
на некоторое время возможности
совершать новые
превенция (предупреждение), то есть воздействие на виновного и других лиц, в результате которого у них отпало бы желание совершать новые правонарушения;
ресоциализация, то есть создание винном возможностей для приспособления к нормальной жизни в обществе без нарушения установленных правил поведения;
кара (возмездие) за содеянное - такую цель ответственность имеет только в исключительных случаях, когда совершено тяжелые по последствиям и особенно нетерпимы обществом правонарушения.
Под юридической ответственностью обычно понимают определенные правом неблагоприятные последствия, которые наступают для конкретного лица в связи с совершением им правонарушения.
Применение мер ответственности всегда несет с собой серьезные ограничения личных и имущественных прав виновного лица. Они справедливы: пользоваться всей полнотой прав и свобод может лишь тот, кто при этом не пренебрегает установленными обществом правилами поведения и не посягает на права других лиц. Ответственность же время не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства виновного или причинение ему физических страданий.
Основные виды ответственности аналогичны видам правонарушений. Итак, этими видами являются:
1) дисциплинарная
ответственность, которая
2) имущественная (другое название - гражданско-правовая) ответственность в виде возмещения ущерба, возмещения убытков или штрафа, пени или неустойки;