Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций
История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.
Первый репрессивный декрет о «Защите немецкого народа», подписанный президентом Гинденбургом, был принят на основе ст. 48 Веймарской конституции и мотивировался защитой «общественного спокойствия». Для оправдания чрезвычайных мер Гитлеру в 1933 г. (27. II) потребовался провокационный поджог рейхстага, в котором была обвинена Коммунистическая партия. Вслед за поджогом последовали два новых чрезвычайных постановления: «против измены германскому народу и против изменческих действий» и «о защите народа и государства», принятых с целью подавления «вредных для государства коммунистических насильственных действий». Фактически с этого времени и была начата непосредственная перестройка самой структуры и функций государственного аппарата, формирования механизма фашистской диктатуры.
Механизм фашистской диктатуры. В марте 1933 г. правительство Германии отказывается выполнять условия Версальского договора. Оно восстанавливает всеобщую воинскую повинность, доводит численность войск со 100 тысяч до миллиона, вновь создает военный флот и авиацию. На каждом промышленном предприятии появляются уполномоченные партии, содействующие ускоренному переводу экономики на военные рельсы. Специальным законом владелец земельного надела обязывается передавать его по наследству одному из сыновей с тем, чтобы остальные шли служить в войсках восстановленного рейхсвера.
Следующей серией законов фактически учреждается однопартийная диктатура. В июле 1933 г. был издан декрет «Против образования новых партий», который совместно с другими установлениями на деле привел к роспуску шести основных партий с конфискацией имущества некоторых из них. В мае проведена ликвидация независимых профсоюзов, их место занял Германский трудовой фронт - с той же кассой и теми же взносами с добавочными поборами в пользу партийной кассы нацистов.
24 марта 1933 г. рейхстаг
принял закон « О ликвидации
бедственного положения народа
и государства», на основании
которого правительство
1 декабря 1933 г. издается
закон «Об обеспечении
Законом от 7 апреля 1933 г. «О слиянии областей с империей» во все земли стали назначаться, как правило, из гауляйтеров нацистской партии, намесники (штатгальтеры), облеченные всеми властными полномочиями. 30 января 1934 г. законодательным путем были ликвидированы ландтаги земель. Правительства земель были подчинены имперскому правительству, а намесники перешли в ведение министерства внутренних дел. Законом «О ликвидации рейхсрата» от 14 февраля 1934 г. был упразднен и орган представительства земель в имперском парламенте - рейхсрат. Земли были вообще лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением «О германских общинах» были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями.
Германия была разделена на 32 партийные области во главе с партийными гауляйтерами, но сохранялось и старое административное деление на земли и провинции, администрация которых продолжала существовать и играть большую роль в проведении в жизнь нацистских планов.
Важным звеном механизма фашистской диктатуры стали органы, осуществляющие широкомасштабную идеологическую обработку немецкого народа. В марте 1933 г. было создано министерство пропаганды, руководимое Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. В ведении министерства пропаганды была «имперская палата культуры», контролирующая музыку, изобразительное искусство, театр. Особое внимание уделялось обработке в духе милитаризма, шовинизма и расизма молодежи, контроль над умонастроениями которой осуществлялся фашистскими молодежными организациями Юнгфольк, Гитлерюгенд и др.
Нацисты создали мощный террористический аппарат. Еще в 1920 г. возникли первые вооруженные отряды - «служба порядка» фашистов, которой отводилась роль охраны
фашистских сборищ. В 1921 г. «служба порядка» получила название «штурмовых отрядов» (СА). Наряду с погромной деятельностью отрядам СА отводилась не последняя роль в распространении фашистской идеологии. В 1932 г. в СА были созданы специальные моторизованные пропагандистские отряды. К лету 1933 г. количество штурмовиков превысило 4 млн. человек. По мере усиления рейхсвера штурмовые отряды СА были превращены в армейский резерв, задачей которого стала с лета 1934 г. военная подготовка населения.
Из наиболее отъявленных головорезов были сформированы отряды личной охраны Гитлера, будущие войска СС. В состав СС входили общие отряды СС, а также специальные отряды, созданные для выполнения особых задач фюрера, основой которых был полк личных телохранителей и подразделений «мертвая голова», осуществляющих разнообразную деятельность по подавлению противников фашистского режима, в том числе охрану концлагерей. Всего гитлеровцами были созданы 23 концлагеря с 2 тысячами их филиалов. С 1936 по 1945 г.г. в них было брошено 18 млн. человек. В одном Освенциме, построенном в 1939 г., было истреблено около 4 млн. человек из многих стран.
В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.
В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, подведомственное Гиммлеру как рейхсфюреру СС, который вместе с министром внутренних дел Фликом планировал осуществление террористических акций как в своей стране, так и на оккупированных территориях.
Значительными изменениями подверглась и судебная система Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной измене следовало за любой вид оппозиционной деятельности режиму. Кроме обычных судов, в каждом судебном округе еще в 1933 году были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый Народный трибунал по вопросам государственной измены, в котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды.
Гитлер создал также мощный разведывательный аппарат секретной службы рейха. В 1941 г. был сформирован особый штаб руководства разведывательной и диверсионной работой против СССР. Общее руководство военной разведкой, контрразведкой и диверсионной деятельностью было в руках Управления разведкой (Абвера).
Гитлеровская армия стала важным элементом аппарата подавления противников фашизма. Эсэсовские войска осуществляли политику террора, устанавливали фашистский «новый порядок» путем массовых убийств, казней на оккупированных территориях в тесном взаимодействии с действующей армией. Реваншистские и агрессивные замыслы нацистов потребовали экстренных преобразований в экономике. Закон от 27 февраля 1934 г. «О подготовке органического переустройства германской экономики» предоставлял министерству экономики ряд важных полномочий: признавать отдельные экономические объединения единственными представителями данной отрасли хозяйства; учреждать, сливать и распускать экономические объединения; изменять и дополнять уставы и учредительные договоры, вводить принцип вождизма (фюрерства) в управление предприятиями;
назначать и сменять командиров экономических объединений; включать предпринимателей и предприятия в состав экономических объединений.
15 июля 1934 года принимается
закон «Об учреждении
Практически был взят курс на укрупнение предприятий. В первый же год действия
закона число хозяйствующих субъектов сократилось втрое. Было специально постановлено распускать акционерные общества с капиталом меньше 100 тысяч марок и не допускать создания новых с капиталом менее 500 тысяч марок.
В 1936 г. был создан Комитет по правоведению четырехлетнего плана, который был нацелен на фактическую подготовку к войне. Это обеспечило тотальный контроль государства и отчасти партии над экономикой. Основными методами обеспечения контроля стало полицейское насилие, которое применялось либо в соответствии с новыми законами, либо в противоречии с ними, когда это насилие применялось под предлогом «восполнения закона».
3. Федеративная Республика Германия. Конституция 1949 года.
Объединение Германии
На Потсдамской конференции трех великих держав в июле-августе 1945 г. были приняты соглашения о послевоенном развитии Германии. Соглашения предусматривали превращение Германии в единое, демократическое и миролюбивое государство.
Для претворения в жизнь решений конференции был введен в Германии временный оккупационный режим на четырехсторонней основе. Верховную власть на территории страны осуществляли четыре союзные державы, специально созданный Союзный контрольный Совет, в который входили командующие вооруженными силами великих держав. Решения контрольного совета требовали согласия всех его участников. Для полготовки мирного урегулирования «германского вопроса» в соответствии с Потсдамскими соглашениями был создан Совет министров иностранных дел великих держав.
Союзный контрольный совет вскоре после его создания принял ряд важных решений: о ликвидации нацистской партии, денацификации, отмене расистских законов, уничтожении германского милитаризма, восстановлении демократических прав и свобод и др.
В течение 1946-48 г.г. американские и английские оккупационные власти на основе
этих зон создали Бизонию (2.XII. 1946 г.) В феврале 1948 г. в результате присоединения к Бизонии французской аккупационной зоны образовалась “Тризония». В июне 1948 г. во всех западных зонах была проведена денежная реформа, которая ликвидировала единую валютную и денежную систему Германии.
В июле 1948 г. на конференции шести государств (США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга) были выработаны рекомендации о создании западногерманского государства. В соответствии с этими рекомендациями Комитет экспертов (позднее - Конституционный конвент) подготовил проект Конституции. 23 мая 1949 г. Основной закон ФРГ был принят Парламентским советом, состоявшим из представителей земель, а затем одобрен тремя военными губернаторами. Вскоре Конституция ФРГ, часто именуемой Бонской Конституцией, была принята ландтагами западногерманских земель.
В апреле 1949 г. был провозглашен Оккупационный статут, разработанный США, Великобританией и Францией. Он закреплял верховную власть трех держав в ФРГ и режим военной оккупации, наделял их правом контроля за соблюдением Основного закона ФРГ и конституций земель, отменять все местные законы, противоречащие им.
В 1951 г. Оккупационный статут был пересмотрен в сторону некоторого расширения полномочий властей ФРГ, а в 1955 г. был отменен в связи с принятием ФРГ в НАТО и
Западноевропейский союз. ФРГ официально получила статус суверенного государства.
Конституция 1949 года. Конституция объявляет Федеративную Республику Германии «демократическим и социальным федеративным государством» (ст. 20).Первый ее раздел (ст. 1-19) посвящен правам человека, тем самым подчеркивается их приоритет перед всеми другими положениями. В первой статье, сказано что «достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти». Далее следуют все классические права и свободы: право на жизнь и физическую неприкосновенность, равенство перед законом, неприкосновенность жилища, право на свободу слова и выражения мнения, равенство перед законом, свобода вероисповедования и совести, свобода науки и искусства, исследования и преподавания, защита брака и семьи, право
собраний, объединений, равноправие между мужчинами и женщинами, право на отказ несения воинской службы (с заменой на альтернативную службу, гражданскую) и др.
К числу основных принципов, на которых построена Конституция 1949 г., относятся разделение властей и буржуазный федерализм. Первый из них не препятствует закреплению ведущего положения исполнительной власти, доминирующей роли федерального правительства. Второй (в отличие от Веймарской конституции) предусматривает значительное расширение прав земель и отдает приоритет им перед федерацией в осуществлении государственной власти.
Характерной особенностью Конституции 1949 г. является закрепление в ней специального механизма, призванного гарантировать «охрану конституции». С этой целью предусмотрены нормы о возможности лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их «антиконституционности», о недопустимости изменения ряда «основополагающих» установок конституции и др.