Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа
Целью работы является изучение основных положений субъективного и объективного права.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи, а точнее рассмотреть основные вопросы по данной теме. Такие как: источники, юридическая и социальная природа права, систему законодательства, структуру права и иные вопросы которые раскрывают суть выбранной мной темы.
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Объективное право………………………………………………..3
1.1 Источники правовых норм……………………………………………..3
1.2 Юридическая и социальная природа норм права…………………7
1.3 Системы законодательства………………………………………......14
Глава 2. Субъективное право……………………………………………...21
2.I Субъективное право юридическое право субъекта……………….21
2.2 Социальная и юридическая природа субъективного права……..27
2.3 Определение субъективного права………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 1 курса
юридического факультета
Борщёвой Александры Александровны
ТЕМА: Объективное и субъективное право
Дисциплина: Теория государства и права
Защищена
« » 20 г.
Владивосток,
2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Объективное право………………………………………………..3
1.1 Источники правовых норм……………………………………………..3
1.2 Юридическая и социальная природа норм права…………………7
1.3 Системы законодательства……………………………………
Глава 2. Субъективное право……………………………………………...21
2.I Субъективное право юридическое право субъекта……………….21
2.2 Социальная и юридическая природа субъективного права……..27
2.3 Определение субъективного права………………………………….33
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
К сожалению, сейчас, в России, не часто вспоминают основополагающий конституционный принцип, зафиксированный в ст.2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". А поскольку практически не выполняется не только этот принцип, а и вопрос знания своих прав как объективных, так и субъективных, с считаю, что данная тема таким образом является наиболее актуальной.
Целью работы является изучение основных положений субъективного и объективного права.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи, а точнее рассмотреть основные вопросы по данной теме. Такие как: источники, юридическая и социальная природа права, систему законодательства, структуру права и иные вопросы которые раскрывают суть выбранной мной темы.
Права человека, основанные
на формальном равенстве, стали одним
из главных ценностных ориентиров общественного
развития, оказали огромное влияние на
характер государства, сделались ограничителями
его всевластия, способствовали установлению
демократического взаимодействия между
государственной властью и индивидом,
освободив последнего от чрезмерной опеки
и подавления его воли и интересов со стороны
властных структур. Формирование правового
государства невозможно без утверждения
в общественном сознании и практике прав
человека.
1.1 Источники правовых норм
Источником права являются материальные условия жизни общества, господствующий тип производственных отношений. Законодатель, государственная власть «не делает законов, не изобретает их, а только формулирует». К. Маркс далее отмечает: «Мы должны были бы бросить упрек законодателю в безграничном произволе, если бы он подменил сущность дела своими выдумками»[1]. Формирование права, правообразование начинаются в сфере материальных отношений собственности (на уровне сущности (права третьего порядка). Именно тут возникает особый социальный феномен в виде фактических общественных отношений, которые по своей природе требуют юридической формы и в зачатке несут уже ее важнейшие черты. Но завершается сложный процесс правообразования формулированием соответствующих юридических норм при помощи государственной деятельности. Результат этой деятельности - государственные акты. Эти акты (каждый в отдельности или в некоторой совокупности) содержат юридические нормы и являются формами выражения объективного права, по традиции именуемыми источниками права. Если действительный источник права лежит в фактических отношениях собственности и власти, то государственные акты можно считать источниками права в юридическом смысле.
Марксизм-ленинизм категорически отвергает буржуазные идеалистические волюнтаристские иллюзии о том, что государственная власть .произвольно творит право. Игнорирование социальных факторов формирования права (правообразования) недопустимо и лишает возможности осуществлять научное правотворчество[2]. Но было бы неправильно и отрицать роль государства в правообразовании, без государственных актов даже стихийное формирование права в классовом обществе завершиться не может. Существует несколько способов участия государства в правообразовании, в формулировании норм объективного права. Соответственно различают несколько видов юридических источников права: судебная практика; санкционирование обычаев; нормативно-правовые акты органов власти и управления; договоры и т.п. Поэтому часто и само объективное право подразделяют в зависимости от его источников на прецедентное (общее) право; обычное право; законодательство (статутное право); договорное право. Источники (юридические) объективного права могут быть одновременно источниками субъективного права. В иных случаях такого совпадения нет и источником субъективного права (предпосылкой правоотношения) является предусмотренный в общей норме юридический факт. Естественно, что в этой главе речь пойдет только о юридических источниках объективного права[1].
Правовые обычаи явились исторически первой и наиболее распространенной в рабовладельческом и феодальном обществе формой выражения права, наиболее частым его источником в ранние эпохи классового общества. Нормы обычая, будучи санкционированы государством, чаще всего судебными решениями, превращались в правовые нормы. Прецедентная форма права также была сильно распространена в рабовладельческом и феодальном обществе. Прецедентное право подчас трудно отличить от правовых обычаев, но во многих случаях оно является результатом не простого санкционирования обычая, а нор-мотворчеекой деятельности судов и администрации, осуществляемой путем рассмотрения конкретных дел и вынесения по сходным спорам или деликтам более или менее одинаковых решений на основе прецедента (имевшего место решения по аналогичному делу). Образуется обширная судебная (административная) практика, в которой и содержится общая норма, но часто в форме индивидуальных судебных (административных) актов единообразного характера. Правовой обычай и особенно судебный прецедент сохраняются и в буржуазном обществе (например, общее право в современной Англии). Однако такие источники права наиболее приемлемы для эпох, характеризующихся сравнительно медленным социальным развитием и незначительной активностью нормотворческой деятельности государственной власти и управления. Впрочем, тут многое зависит от конкретных обстоятельств, традиций, методов использования судебного прецедента господствующими классами.
Нормативно-правовые акты государства как источник права возникли, очевидно, позднее правовых обычаев, но уже имели место и в рабовладельческом, и в феодальном обществе (особенно в период абсолютных монархий). Появление, а затем и широкое распространение таких источников права было в основном связано не только с ускорением социального прогресса, но главным образом с развитием классовой дифференциации общества и возрастанием частных интересов до уровня общеклассовых, с шедшим параллельно этому ростом влияния государства в жизни общества
Роль нормативно-правовых актов, и прежде всего закона (нормативного акта высшего представительного органа государственной власти), резко возросла в период становления и прогрессивного развития капиталистического общества. Это объясняется рядом причин, в том числе, а) ускорением темпов общественного развития; б) образованием единого национального рынка и централизацией политической власти, усилением ее роли в охране буржуазных отношений собственности; в) максимальной возможностью использования в своих интересах представительных органов государственной власти буржуазией, в то время как при известном компромиссе с дворянством органы управления и суда часто оставались в руках последних. Закон становится главным источником права в буржуазно-демократических республиках, а среди законов первое место занимают конституции - основные законы государства. Однако соотношение между законом (статутом) и судебным прецедентом, при формальном признании верховенства закона, в буржуазном обществе в период развития промышленного капитализма оказывается различным в англо-американской и романо-германской семьях правовых систем. Если системы права на континенте Европы основывались начиная с французской буржуазной революции на кодексах, то англо-американская правовая система продолжала ставить судебный прецедент почти на один уровень со статутом и не знала кодексов. Общее право Англии по масштабам значительно превосходило да и превосходит статутное, а сами законы парламента регулируют лишь некоторые стороны отношений, оставляя значительное место действию судебной практики даже в случаях, когда вопрос в общих чертах отрегулирован законодательством. Во Франции, а за ней в Германии всегда существовало стремление предусмотреть в кодексах и законах все возможные случаи, не оставляя места для других источников права, значение которых вообще игнорировалось. Напротив, в Англии и США общее право фактически оказывалось основным источником права, а закон скорее воспринимался как изъятие или дополнение к судебной практике, а подчас и как средство закрепления неписаных норм общего права. К тому же акты органов власти всегда подлежали весьма широкому толкованию судей, часто предпочитавших им общее право. Что касается различий в правовых системах Англии и Франции, в том числе разного положения источников права, то оно отражало особенности буржуазных революций в этих странах и специфическое отношение буржуазии к судебным органам да и своеобразие всей истории права в названных государствах.
В XX веке, в период империализма, резкая грань между англо-американской и романо-германской буржуазными системами права (по положению источников права) стирается. В странах континентальной Европы роль закона падает, возрастает значение судебной практики и актов органов управления. Это объясняется не только недостаточной гибкостью правового регулирования, основанного целикам на кодексах, но и возвышением исполнительной власти, правительств, наиболее тесно связанных с монополиями, «министериализмом», противопоставленным прежней роли парламентов. В странах, где широко действовало общее право, усиливается законодательная деятельность и повышается активность администрации, хотя закон и тут уже не может занять то место, которое он занимал среди источников права во Франции середины XIX века. Таким образом, при всех сдвигах в соотношении источников права в буржуазных странах при империализме общей тенденцией является снижение роли закона, хотя количество законодательных актов непрерывно растет. Значение закона находится в прямой зависимости от реальной власти и авторитета в политической жизни страны представительных органов государства (парламентов и т п.), в конце концов - от экономической и политической структуры.
Возвышение и падение роли буржуазного закона показывает, что соотношение между источниками права (горизонтальная структура внешней формы права) зависит от конкретно-исторических условий развития страны, особенностей ее экономического и классово-политического состояния, традиций и культуры, а главное от той роли, которую играют в данных условиях законодательные и судебные органы в процессе правотворчества, формирования объективного и субъективного права. Несомненно, что фактическое соотношение между источниками права в стране имеет большое значение для господствующих представлений о том, что следует считать собственно правом.
В социалистическом обществе существуют достаточно стабильные предпосылки для верховенства среди иных источников права юридического закона. К числу таких предпосылок надо отнести сосредоточение основных средств производства в руках государства и плановое ведение народного хозяйства; социалистическую демократию, предполагающую сосредоточение всей полноты власти народа в высших представительных органах государственной власти, способных наиболее полно выражать интересы трудящихся. Верховенство закона признано во всех социалистических странах, а фактическое проведение в жизнь этого принципа зависит от того, насколько активна правотворческая деятельность законодателя, в какой мере законы регулируют действительно важнейшие общественные отношения и какова степень проведения в жизнь идеи законности.
В международном праве весьма распространенным источником права является договор, можно встретиться с практикой заключения нормативно-правовых договоров и при регулировании отношений внутри государства. Оказывались источниками права и труды ученых-юристов, когда ими руководствовались непосредственно при вынесении судебных решений, санкционируя тем самым юридические положения официально, так или иначе от имени государственной власти. В средние века да и сейчас в малоразвитых странах источниками права являются религиозные нормы, подтверждаемые юрисдикционными органами светской власти.
История развития
и модификации источников права весьма
поучительна. Она свидетельствует о том,
что не только собственно право, его содержание,
но также источники (формы выражения) юридических
норм зависят от характера данной социальной
формации, являются относительно самостоятельным
продуктом общественного прогресса. История
свидетельствует и о том, что на более
ранних ступенях общественного развития
в процессе создания права решающую роль
играл обычай, способствовавший формированию
правоотношений и закрепляющих их юридических
норм. В этом аспекте обычай можно было
трактовать как стихийное предвосхищение
установленного законам права, в то время
как закон, кодификация есть уже не спонтанное
выражение права, а его рациональный источник,
связанный с целенаправленной правотворческой
деятельностью государства и с приданием
праву четко выраженной всеобщности[8].
Законодательство дает большие возможности
государству регулировать общественные
отношения, поддерживать новые порядки
и бороться против устаревших социальных
учреждений, традиций и обычаев. Законодательство
революционной прогрессивной власти,
как уже отмечалось, может быть серьезным
орудием обеспечения нового строя. Но
та же история учит, что консервативная
или реакционная государственная власть
использует законы и их применение во
вред общественному прогрессу, в целом
ряде случаев облекает в форму закона
произвол. Тогда законодательный акт оказывается
не формой выражения права, а санкционирует
беззаконие. В социалистическом обществе
законы выражают интересы народа и призваны
защищать институты социалистической
демократии, социалистическую систему
хозяйства, права и свободы граждан, способны
играть творческую роль в строительстве
коммунизма. В социалистическом обществе
приобретает особое значение правотворчество
народа
1.2 Юридическая и социальная природа норм права
Правовые нормы, содержащиеся в юридических источниках права,-- это общие правила (и принципы) деятельности людей или организаций, закрепленные органами государства и находящиеся под его защитой. Положения норм права определяются общественными отношениями и оказывают на них обратное воздействие, влияя на сознательно-волевое поведение их участников. Правовые нормы нельзя считать ни формами, ни содержанием права, это - частицы права в объективном смысле. Объективное право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, как система и ее элемент. Правовая норма действует непременно в системе иных норм права и лишь в такой системе проявляет свою классово-волевую природу и регулирующую роль. Будучи нормой общего характера, (правовая норма является интеллектуальной моделью общественного отношения, она рассчитана на неоднократное применение (исполнение) и не исчерпывается единичным фактом ее выполнения. В отличие от иных социальных норм общего (неперсонифицированного) характера, правовая норма - это такое общее правило, которое регулирует общественные отношения путем предоставления их участникам субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей. Правовые нормы выражают волю классов, осуществляющих государственную власть, охраняются силой организованного принуждения и поддерживаются господствующей моралью. Каждая норма права содержит общее правило поведения, формулирующее государственную волю, содержание этой воли дано в конечном счете характером господствующих отношений производства и обмена. Этому правилу придается всеобщее значение и государственная обязательность.