Обеспечение права подозреваемого на защиту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

При этом на практике по-прежнему возникают случаи нарушения прав тех участников уголовного судопроизводства, чья процессуальная позиция противопоставляется позиции органов, осуществляющих предварительное расследование и наделенных государственной властью. Причина этому кроется как в ошибочном применении или пренебрежении уполномоченных должностных лиц норм закона, так и в недостатках, которые были допущены законодателем при составлении уголовно-процессуального кодекса. Возможность же применения к таким участникам мер процессуального принуждения усиливает их уязвимость.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Подозрение как форма уголовного преследования
1.1. Понятие подозреваемого в уголовном процессе 4
1.2. Основания и условия появления подозреваемого в уголовном процессе 10
1.3 Процессуальное положение подозреваемого (права и обязанности) 16
Глава 2. Участие подозреваемого в доказывании по уголовному делу
2.1. Подозреваемый и его участие в доказывании по уголовному делу. 23
2.2. Показания подозреваемого как источник сведений о фактах и обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу 34
Глава 3. Обеспечение права подозреваемого на защиту
3.1. Понятие гарантий обеспечения прав и свобод личности
подозреваемого 40
3.2. Право на защиту как средство реализации механизма
обеспечения прав и свобод подозреваемого 43

Заключение 49
Список используемой литературы 52

Файлы: 1 файл

Подозреваемый в Российском Уголовном процессе.docx

— 95.93 Кб (Скачать файл)

Подозреваемый отвечает признакам, характеризующим участников уголовно-процессуальной деятельности, которыми являются: осуществление  уголовно-процессуальной деятельности; наличие определённых прав и обязанностей, вступление в уголовно-процессуальные отношения с другими участниками процесса по своей инициативе или в силу требования закона. Следовательно, нормативное закрепление понятия подозреваемого в российском уголовном процессе связано, прежде всего, с определением места подозреваемого среди иных участников уголовно-процессуальной деятельности и основаниями его появления в процессе. В уголовном процессе предусмотрены единые основания привлечения граждан к участию в уголовно-процессуальной деятельности, единые гарантии их прав, свобод и законных интересов (ст. 42, 44, 47, 54, 55 УПК РФ). Применительно к подозреваемому такая логика нарушена, так как лицо становится подозреваемым не на основании специального постановления, а в основном на основании актов, свидетельствующих о применении мер процессуального принуждения.

Следовательно, существующий порядок вовлечения лица в качестве подозреваемого, с одной стороны, не совсем согласуется с общими правилами  уголовного судопроизводства, а с  другой – не обеспечивает на достаточном  уровне надежности охраны прав и законных интересов граждан.

 

 

    1. Основания и условия появления подозреваемого в уголовном процессе

 

Подозреваемый как участник уголовного судопроизводства появляется только в момент процессуального оформления задержания. В момент фактического задержания мы имеем дело с лицом, подозреваемым в совершении преступления, которое, несмотря на формально провозглашенное УПК РФ право пользоваться помощью защитника, процессуальным статусом подозреваемого не обладает, поскольку законом не предусмотрен механизм реализации этого права.

УПК РФ 2001 г. значительно  изменил подход к основаниям наделения  лица статусом подозреваемого, в действующей  редакции которого появились новеллы, требующие научного осмысления (например, новое основание появления подозреваемого - уведомление о подозрении в совершении преступления). При этом во многом усовершенствованный по сравнению с ранее действовавшим уголовно-процессуальный закон допускает серьезные пробелы в регулировании правового положения участников уголовного судопроизводства, и в частности, механизма реализации прав подозреваемого, гарантий их осуществления.

Согласно ст. 46. УПК РФ "подозреваемым является лицо:

1) либо в отношении,  которого возбуждено уголовное  дело по основаниям и в порядке,  которые установлены главой 20 УПК РФ;

2) либо, которое задержано  в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ;

3) либо, к которому применена  мера пресечения до предъявления  обвинения в соответствии со  статьей 108 УПК РФ .

4)либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления.

В каждом из четырех перечисленных законом случаях его «появление» сопровождается вынесением (составлением) специальных процессуальных документов:

А) постановления о возбуждении  уголовного дела против конкретного  лица (ч.2 ст. 146 УПК РФ);

Б) протокола задержания определенного лица (ч. 1 ст. 92 УПК  РФ);

В) постановления об избрании меры пресечения подозреваемому до предъявления обвинения (ст. 100 УПК РФ).

Г) уведомления о подозрении (статья 223.1. УПК РФ)

Уведомление о подозрении следует понимать как деятельность дознавателя по извещению лица о существующем предположении причастности лица к преступлению и принятом дознавателем решении об уголовном преследовании этого лица7.

Может показаться, что изобретением данной нормы законодатель предпринял попытку разрешить одну старую проблему: каким документом можно поставить  лицо в процессуальное положение  подозреваемого в случае, если это  лицо не задерживается, к нему не применяется  мера пресечения и оно не фигурирует в постановлении о возбуждении  уголовного дела? В науке предлагались разные решения этого вопроса. Один из вариантов - постановление о привлечении  в качестве подозреваемого. Закон  не воспринял это предложение,  отдав предпочтение форме уведомления. Первая версия подобного выбора такова: Постановление, как и всякое процессуальное решение, требует оснований; уведомление  же таких оснований не требует  – это всего лишь информационный документ8.

Вместе с тем анализ требований, предъявляемых к этому  документу, показывает, что в нём  должны излагаться факты. В частности, в нём должно даваться «описание  преступления с указанием места, времени его совершения, а также  других обстоятельств, подлежащих доказыванию  в соответствии с пунктами 1 и 4 части  первой статьи 73 настоящего Кодекса» (п.4 ч.2 ст. 223¹). Приведённый пункт точь-в-точь совпадает с п.4 ч.2 ст. 171, описывающей содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Следует заметить, что структурно уведомление о подозрении и постановление о привлечении в качестве обвиняемого очень похожи. Единственное отличие – в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого требуется формулировать решение о привлечении лица в качестве обвиняемого по расследуемому уголовному делу. В уведомлении решение о привлечении в качестве подозреваемого остается за кадром. Дознаватель всего лишь информирует подозреваемого о своих выводах по поводу причастности последнего к совершённому преступлению.

Основания для составления  такого уведомления тоже близки к  основаниям для вынесения постановления  о привлечении в качестве обвиняемого. Правда здесь в отличие от достаточных доказательств требуются достаточные данные. Однако эта формулировка вступает в противоречие с содержанием уведомления, где должны быть описаны обстоятельства, подлежащие доказыванию. То есть речь идёт о том, что подозрение должно быть доказано. Но доказанное подозрение – это уже обвинение9.

В ст. 223.1 УПК РФ следует  дополнительно указать срок, в  течение которого дознаватель должен вручить лицу уведомление о подозрении в совершении преступления. Представляется также избыточным требование закона о составлении дознавателем протокола  ознакомления подозреваемого с уведомлением о подозрении в совершении преступления. Недостаточно обоснованной представляется и норма закона об отсрочке допроса  подозреваемого дознавателем в течение  до 3 суток, что не обусловлено интересами защиты подозреваемого.

Подозреваемый является временным  участником уголовного судопроизводства, его судьба зависит от развития версии о причастности его к преступлению. Если предварительное расследование  подтверждает подозрение, подозреваемый  трансформируется в обвиняемого, если нет - подлежит освобождению от уголовного преследования.

Популярная в науке  уголовного процесса точка зрения, в соответствии с которой срок пребывания лица в качестве подозреваемого зависит от основания его появления  в уголовном судопроизводстве, представляется нам неверной. Истечение срока  задержания (48 часов) или меры пресечения (10 суток) не отменяет оснований подозрения, а значит, не влечет прекращение  статуса подозреваемого10.

В случае неподтверждения  в ходе расследования подозрения, должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, обязано вынести постановление о прекращении уголовного преследования по основанию непричастности подозреваемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ), в котором отмечается право подвергнутого незаконному уголовному преследованию на реабилитацию.

Изучение порядка и оснований задержания, позволяет сделать вывод, что это кратковременное, на срок до 48 часов, лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, за совершение которого может быть назначено наказание в виде лишения свободы, предпринимаемое по решению следователя (дознавателя) при возникновении одной из ситуаций, перечисленных в законе11.

Основной целью задержания следует считать выяснение причастности лица к совершению преступления. К  другим целям относятся: пресечение преступной деятельности; установление личности подозреваемого; решение вопроса  о заключении лица под стражу; недопущение  воспрепятствования лицом предварительному расследованию, предотвращение сокрытия или уничтожения доказательств, побега лица.

Значение протокола задержания, помимо доказательственного, состоит  в том, что он отражает сущность подозрения. В этом смысле протокол наиболее ценен, если задержание производится по первому  основанию, предусмотренному ст. 91 УПК  РФ, поскольку в этой ситуации имеется  установленная связь лица с расследуемым событием.

УПК РФ разграничивает процессуальное и фактическое задержание. В науке  уголовного процесса популярна позиция, согласно которой фактическое задержание является составной частью, этапом уголовно-процессуального задержания12. На наш взгляд, фактическое задержание не является составной частью уголовно-процессуального задержания, а лишь предшествует ему. Фактическое задержание отличается от процессуального тем, что: 1) может основываться на фактических данных, которые не имеют статус доказательств; 2) может производиться не только органом дознания, дознавателем, следователем, ведущими производство по уголовному делу, но и другими лицами; 3) может производиться до возбуждения уголовного дела13.

Моментом процессуального  задержания является оформление протокола. Не всегда захват и доставление влечет за собой задержание лица, также  как необязательно процессуальному  задержанию предшествует доставление. УПК РФ вводит понятие фактического задержания, по нашему мнению, только для  исчисления срока реального ограничения  свободы задержанного, порядок фактического задержания законом не регулируется.

Второе основание задержания упоминает прямое указание потерпевших  и очевидцев на лицо, совершившее  преступление. Потерпевшие способны прямо указать на лицо только в  том случае, если они непосредственно  воспринимали процесс совершения преступления. Очевидцем может считаться и  преступник, если он указывает на соучастников.

В связи с последними изменениями  внесенными в УПК РФ большинство  ученых полагает, что подозреваемый как участник уголовного судопроизводства появляется только в момент процессуального оформления задержания. В момент фактического задержания мы имеем дело с лицом, подозреваемым в совершении преступления, которое, несмотря на формально провозглашенное УПК РФ право пользоваться помощью защитника, процессуальным статусом подозреваемого не обладает, поскольку законом не предусмотрен механизм реализации этого права14.

Таким образом, УПК РФ расширяет  количество оснований появления  такого участника уголовного процесса как подозреваемый. С момента  вступления УПК РФ в силу лицо может  стать подозреваемым без применения в отношения него мер пресечения и задержания. Данное нововведение направлено на защиту прав и интересов  подозреваемых. Возможность использования  прав, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, для лица, подозреваемого в  совершении преступления, связана с  наделением лица процессуальным статусом подозреваемого.

Определение момента появления  подозреваемого при применении меры пресечения затруднено допущенной законодателем  логической ошибкой, называемой кругом в определении. Для устранения неточностей  необходимо законодательно закрепить  возможность применения меры пресечения до предъявления обвинения не к подозреваемому, а к лицу, подозреваемому в совершении преступления.

 

1.3 Процессуальное положение подозреваемого (права и обязанности)

 

Процессуальное положение  подозреваемого, также как и процессуальное положение иных участников уголовного процесса, представляет собой взаимосвязь  его процессуальных прав и обязанностей.

Подозреваемый как участник уголовно-процессуальной деятельности приобретает права и несет  обязанности, в силу определенного  процессуального акта: протокола  о задержании или постановления  об избрании меры пресечения. Именно так  решают этот вопрос Основы уголовного судопроизводства и уголовно-процессуальный кодекс.

В. Я. Дорохов также выступал за необходимость предусмотреть  в уголовно-процессуальном законе третий случай появлении в процессе подозреваемого — “случай возбуждения уголовного дела против конкретного лица”15. Но вместе с тем им предлагав лось введение некоторых ограничений в практику возбуждение дела против конкретного лица, чтобы “такое решение не утратило характер исключительности”16 .

 

Задержанное по подозрению в совершении преступления лицо может  находиться в положении подозреваемого не более 72 часов. По истечении этого  срока, если ему не избирается мера пресечения в порядке, пре­дусмотренном ч. 2 ст. 33 Основ уголовного судопроизводства или не предъявляется обвинение, задержанный освобождается из-под  стражи. Лицо, к которому применена, мера пресечения до предъявления обвинения, может находиться в положении  подозреваемого не более десяти суток, после чего ему или предъявляется  обвинение, или мера пресечения отменяется.

О задержании, как и о  применении меры пресечения в отношении  лица, подозреваемого в совершении преступления, следователь (орган дознания) выносит мотивированное постановление, а суд - мотивированное определение.

Как было сказано ранее, в  положении подозреваемого лицо может  находиться не более десяти суток. Если собрано достаточно доказательств  и лицу предъявлено обвинение, то оно становится обвиняемым.

Если же будет, установлено, что подозреваемый совершил малозначительное или не представляющее большой общественной опасности преступление, выносится  постановление о прекращении  уголовного дела и применении мер  общественного воздействия.

Информация о работе Обеспечение права подозреваемого на защиту