Обеспечение права подозреваемого на защиту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

При этом на практике по-прежнему возникают случаи нарушения прав тех участников уголовного судопроизводства, чья процессуальная позиция противопоставляется позиции органов, осуществляющих предварительное расследование и наделенных государственной властью. Причина этому кроется как в ошибочном применении или пренебрежении уполномоченных должностных лиц норм закона, так и в недостатках, которые были допущены законодателем при составлении уголовно-процессуального кодекса. Возможность же применения к таким участникам мер процессуального принуждения усиливает их уязвимость.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Подозрение как форма уголовного преследования
1.1. Понятие подозреваемого в уголовном процессе 4
1.2. Основания и условия появления подозреваемого в уголовном процессе 10
1.3 Процессуальное положение подозреваемого (права и обязанности) 16
Глава 2. Участие подозреваемого в доказывании по уголовному делу
2.1. Подозреваемый и его участие в доказывании по уголовному делу. 23
2.2. Показания подозреваемого как источник сведений о фактах и обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу 34
Глава 3. Обеспечение права подозреваемого на защиту
3.1. Понятие гарантий обеспечения прав и свобод личности
подозреваемого 40
3.2. Право на защиту как средство реализации механизма
обеспечения прав и свобод подозреваемого 43

Заключение 49
Список используемой литературы 52

Файлы: 1 файл

Подозреваемый в Российском Уголовном процессе.docx

— 95.93 Кб (Скачать файл)

Модификация ст. 52 УПК способствовала существенному расширению права  подозреваемого на защиту. Среди субъективных прав подозреваемого прежде всего названо  право знать, в чем он подозревается. Важность такого решения трудно переоценить: не зная этого, лицо не может защищаться от подозрения. Для того чтобы осуществлять защиту, ст. 52 УПК предусмотрено, что  подозреваемый вправе: давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться с протоколами  следственных действий, произведенных  с его участием; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего  дознание, следователя, прокурора и  др.

Развернутая нормативная  регламентация института права  на защиту содержится в конституционном  праве и уголовно-процессуальном законодательстве. Конституция не только провозглашает право каждого  защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом, но и устанавливает в ч.2 ст.48 круг лиц, которым гарантируется право  на получение юридической помощи в осуществлении защиты (задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления), ее качество (квалифицированная), условия предоставления (бесплатная в случаях, предусмотренных  законом), начальный этап его реализации в уголовном процессе (с момента  соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения).

В соответствии с Федеральными законами N 87-ФЗ "О внесении изменений  в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и N 226-ФЗ "О внесении изменений  в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" на данный момент происходит перераспределение полномочий между руководителем следственного органа и надзирающим прокурором, причем роль руководителя следственного органа в настоящее время заметно возросла.

Обеспечение права на защиту является прежде всего деятельностью  государственных органов и должностных  лиц, направленной на реализацию права  на защиту. Эта деятельность порождает  правоотношения по поводу реализации данного права. Участниками затронутых правоотношений являются, с одной стороны, государственные органы и должностные лица, а с другой - лица, наделенные правом на защиту в уголовном процессе.

К юридическим средствам  обеспечения права на защиту следует  отнести ряд нормативных актов. Согласно международно-правовым документам, ратифицированным нашим государством (например, Международному пакту о  гражданских и политических правах), государство обязуется обеспечить любому лицу эффективное средство защиты, если признаваемые пактом права и  свободы данного лица нарушены47. Указанная группа документов имеет преимущественное значение перед нормативными актами, принимаемыми внутри государства. В случае противоречия внутренних нормативных актов означенным международно-правовым документам применяются последние.

Важным юридическим средством  обеспечения права на защиту является Конституция РФ ( например, ст. 16, 49). Она не просто провозглашает право  на защиту, но и акцентирует внимание на его гарантированности. Кроме  того, конституционные нормы имеют  прямое действие. Так, И.Ф. Демидов отмечает, что недостаточность процессуальных прав делает необходимым непосредственное использование в уголовном процессе лицом, вовлеченным в его орбиту принадлежащих ему конституционных прав и свобод48. Правовые положения этого источника права конкретизированы не только во многих нормах уголовно-процессуального права, но и в некоторых нормах других отраслей права. Данным положениям уделяется большое внимание в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ.

Важное место в системе  обеспечения права на защиту отводится  уголовно-процессуальным средствам.

Смысл и значение словосочетания "конституционное право на защиту" в теории понятен всем – на практике данное положение выражается в том, что, каждый человек имеет право на адвоката. Однако на практике госорганы зачастую могут лишить гражданина такого права, используя различные бюрократические препоны и пробелы в российском уголовно-процессуальном законодательстве.

Данное право на защиту является общепризнанным. В законе четко (ст. 49 УПК РФ) указано, с какого момента адвокат вступает в защиту:

- с момента вынесения  постановления о привлечении  лица в качестве обвиняемого,  за исключением случаев, предусмотренных  п. 2-5 настоящей части;

- с момента возбуждения  уголовного дела в отношении  конкретного лица;

- с момента фактического  задержания лица, подозреваемого  в совершении преступления, в  случаях:

а) предусмотренных ст. 91 и 92 УПК РФ;

б) применения к нему в  соответствии со ст. 100 настоящего Кодекса  меры пресечения в виде заключения под стражу;

- с момента объявления  лицу, подозреваемому в совершении  преступления, постановления о назначении  судебно-психиатрической экспертизы;

- с момента начала осуществления  иных мер процессуального принуждения  или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы  лица, подозреваемого в совершении  преступления.

Для того чтобы приступить к работе, адвокат должен представить  удостоверение и ордер. Данный список документов является исчерпывающим  и не включает в себя, например, договор  адвоката с доверителем.

Однако в УПК РФ присутствует большое количество пробелов и недосказанностей, которыми пользуются как адвокаты, так и представители следственных органов - каждый в своих целях. Представителями органов, в частности следствия, прокуратуры, такие пробелы законодательства используются, чтобы нейтрализовать работу адвоката.

Право на защиту неотделимо от гарантий его осуществления. Органы дознания, следователь, прокурор и суд  обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому, подсудимому возможность  защищаться всеми установленными законом  средствами и способами, а также  охрану их личных прав (ст. 16 УПК РФ). Кроме того, одной из базовых гарантий реализации конституционного права  на защиту является помощь адвоката. В  связи с этим обратим внимание на следующую проблему. Согласно ч. 2 ст. 49 УПК РФ "в качестве защитников допускаются адвокаты по предъявлению удостоверения адвоката и ордера". Наряду с адвокатом к участию  в уголовном деле на основании  определения или постановления  судьи может быть допущен в  качестве защитника один из близких  родственников или иное лицо, об участии которого ходатайствует  обвиняемый. "Иное лицо" - дополнительное средство обеспечения конституционного права на защиту. Однако из содержания ч. 2 ст. 49 следует, что судья решает вопрос, связанный с правом лица на защиту, исходя из субъективной оценки целесообразности такого допуска. Статья не содержит никаких, даже самых формальных ориентиров, должен ли судья оценить квалификацию иного защитника и на этом основании сделать соответствующие выводы, а также учесть такие факторы, как категория преступления, в совершении которого обвиняется подзащитный, платный или бесплатный адвокат осуществляет его защиту и т.д. Это серьезное препятствие к реализации права на доступ к правосудию, что, оправданно полагать, ограничивает конституционное право на защиту.

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту признается принципом уголовного процесса, который закреплен в ст. 16 УПК  РФ. Особая значимость этого принципа объясняется тем, что вопрос о  положении обвиняемого в уголовном  процессе, об объеме его прав и характере  процессуальных гарантий является составной  частью вопроса о положении личности в государстве, о человеке, его  правах и свободах. Ведь Конституция  РФ признает человека высшей ценностью (ст. 2). Кроме того, обеспечение подозреваемому права на защиту составляет необходимое условие должного осуществления правосудия.

Необходимым условием реализации органами предварительного следствия  законодательных норм о защите конституционных  прав и свобод человека и гражданина является обеспечение эффективного соотношения защиты этих прав и их ограничения в осуществляемой правоохранительными  органами деятельности. В связи с  этим первоочередной становится задача разработки и создания единого механизма  реализации этих прав, включающего  а) меры по совершенствованию законодательства; б) систему процедур предварительного следствия; в) научно-обоснованные методические рекомендации, организационные и  практические меры по оптимизации деятельности органов предварительного следствия, ориентированных на защиту конституционных  прав участников уголовного судопроизводства.

Таким образом, исходя из принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту на органы, осуществляющие уголовное преследование, возлагаются обязанности по обеспечению этого права. Их невыполнение расценивается как существенное нарушение закона49.

 

Заключение

 

Проблема правового положения  подозреваемого и основания появления  в процессе этого участника постоянно  вызывают у ученых процессуалистов  и  у практических работников множество  споров.

Подозреваемый - это субъект  уголовного процесса, отстаивающий свои права и реализующий законный интерес, который вовлекается в  уголовный процесс путем применения задержания или иной меры процессуального  принуждения, в отношении которого возбуждено уголовное преследование, или вынесено постановление о  признании данного лица подозреваемым.

Определяя понятие подозреваемого, УПК РФ, скорее, лишь указывает способы  появления его в уголовном  процессе. Так, согласно ч.1 ст. 46 УПК  подозреваемым является лицо, в отношении  которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, установленным  главой 20 Кодекса, либо которое задержано  в соответствии со ст. 91-92 УПК, либо к  которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК, либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223 УПК.

Проанализировав процессуальное положение подозреваемого, можно сделать вывод о том, что одной из форм участия подозреваемого в процессе доказывания является представление письменных документов и предметов для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Данное положение определяет невозможность реализации права подозреваемого представлять доказательства, так как предметы и документы приобретают статус доказательств после приобщения их к уголовному делу следователем, дознавателем.

Исходя из анализа теоретических положений и  норм УПК РФ подозреваемый не является субъектом доказывания в полном смысле этого слова, так как не вправе собирать доказательства. Подозреваемый является источником доказательств, а его право представлять доказательства ограничивается положениями ч.2 ст. 81, ч.2 ст. 86. Следовательно отнесение подозреваемого к субъектам доказывания  в науке является чисто условным, поскольку он не обладает полномочиями, необходимыми для осуществления доказывания.

Показания подозреваемого это самостоятельное личное доказательство, полученное в установленном УПК РФ порядке   и представляющее собой определённые  сведения, содержащиеся в устной речи подозреваемого, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, одновременно являющиеся средством защиты от возникшего подозрения.    

Что касается обеспечения  подозреваемого правом на защиту, можно констатировать, что в теории под уголовно-процессуальными гарантиями понимаются установленные уголовно-процессуальным законом правовые средства, которыми охраняются, обеспечиваются и защищаются права и законные интересы подозреваемых. При этом уголовно-процессуальные гарантии рассматриваются в качестве двуединого понятия, включающего как соответствующие процессуальные предписания, так и деятельность соответствующих государственных органов, должностных и иных лиц по их реализации.

Исходя из принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту на органы, осуществляющие уголовное преследование, возлагаются обязанности по обеспечению этого права. Их невыполнение расценивается как существенное нарушение закона.

В законодательстве Российской Федерации конституционное право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов расследования, прокуратуры и суда, конкретизируется и детализируется гражданской (ст.ст. 1070, 1100, 1101 ГК РФ) и уголовно-процессуальной (гл. 18 УПК) отраслями права. Таким образом, предусмотрены основания, условия, процедура принятия и исполнения решения о возмещении вреда, причиненного обвиняемому или подозреваемому незаконным применением меры пресечения, которые в уголовно-процессуальном законодательстве  именуются реабилитацией.

При этом на практике по-прежнему допускаются случаи нарушения прав тех участников уголовного судопроизводства, чья процессуальная позиция противопоставляется  позиции органов, осуществляющих предварительное  расследование и наделенных государственной  властью. Причина этому кроется  как в неправильном применении или  игнорировании уполномоченных должностных  лиц норм закона, так и в недостатках, допущенных законодателем при создании уголовно-процессуального кодекса. Возможность же применения к таким  участникам мер процессуального  принуждения усиливает их уязвимость.

Проблемы обеспечения реализации прав обвиняемого или подозреваемого, применения к нему мер процессуального принуждения представляют значительный интерес. При разрешении указанных проблем становится возможным не только ограждение лица от необоснованного уголовного преследования, но и реализация принципа законности в ходе досудебного производства по уголовным делам.

 

 

Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
  2. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)// СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
  3. Конвенции против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г// Ведомости ВС СССР. 1987. N 45. Ст. 747.
  4. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.). М. 2009.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ 
  6. Федеральный закон РФ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ
  7. Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ (в ред. от 23.07.2008 г.).
  8. Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (в ред. от 30.10.2007 г.).

Информация о работе Обеспечение права подозреваемого на защиту