Основные формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:49, реферат

Описание работы

Административно-территориальное деление стало превращаться в политико-территориальное и, соответственно, административно - территориальное устройство стало в преобладающей мере политико-территориальным.
Самоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в рамках конституции. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................................................3
1. Форма государственного устройства. Определение и характеристика....................................4
2. Основные формы государственного устройства.........................................................................6
2.1. Унитарное государство...............................................................................................................7
2.2. Федеративная форма государственного устройства..............................................................11
2.3. Конфедерация............................................................................................................................20
Заключение........................................................................................................................................22
Список использованной литературы..............................................................................................23

Файлы: 1 файл

1.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

 

План

Введение..............................................................................................................................................3

1. Форма государственного  устройства. Определение и характеристика....................................4

2. Основные формы государственного  устройства.........................................................................6

2.1. Унитарное государство...............................................................................................................7

2.2. Федеративная форма государственного устройства..............................................................11

2.3. Конфедерация............................................................................................................................20

Заключение........................................................................................................................................22

Список использованной литературы..............................................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как  увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки  города с окрестностями, потребовали  создания специальных органов и  учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная  власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление  страны - систему единиц, на которые  делилась ее территория и в которых  действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти.

Деление не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось  с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи - интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов  и т.д. В более крупных государствах административно-территориальное деление  становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и чиновники, управлявшие  мелкими единицами, ставились в  подчинение чиновникам, которым вверялось  управление соответствующими крупными единицами.

По мере разложения абсолютизма  и перехода к индустриальному  строю в низовых территориальных  единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное  самоуправление (некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные  единицы. Происходил процесс объединения  государств, а также аннексия, то есть насильственное присоединение  слабых государств к сильным с  сохранением иногда признаков государственности  у присоединенных.

Административно-территориальное  деление стало превращаться в  политико-территориальное и, соответственно, административно - территориальное  устройство стало в преобладающей  мере политико-территориальным.

Самоуправляющиеся территориальные  единицы обладают самостоятельностью в рамках конституции. Решения органов  публичной власти или населения  этих единиц, принятые в пределах установленных  конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной  власти более крупной единицы.

 

 

1. Форма государственного  устройства. Определение и характеристика

Форма государственного устройства – это политико-территориальное  устройство государства, характер взаимоотношений  между центральными и местными властями.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого  образования. В отличие от форм правления  организация государства рассматривается  с точки зрения распределения  государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями  государства.

Государство объединяет своей  властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какой - либо нации. Это означает, что государство  имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения  извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся  в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они  имеют особое правовое положение.

Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении  выступает в разных аспектах.

Во-первых, это определенный порядок образования и организации  высших органов государственной  власти и управления.

Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.

В-третьих, это приемы и  методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется  из трех основных элементов, которые  в свою очередь находятся в  прямой зависимости друг от друга, а  именно: форма (государственного) правления, формы государственного устройства, формы государственного режима.

Являясь одни из аспектов формы государства, государственное устройство играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства.

В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных  единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и  этими территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, как государства в целом, так и каждый из его территориальных единиц.

Таким образом, под формой государственного устройства понимают административно - территориальную  организацию государственной власти, характер взаимоотношений между  государством и составляющими его  частями, между отдельными частями  государства, между центральными и  местными органами.

Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной  властью, но и с территориальной  организацией населения - еще одним  существенным свойством государства. Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование, а найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру  и задачам, могут стать одной  из причин его распада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные формы государственного  устройства

На текущий момент выделяются три основные формы государственного устройства:

Унитарное государство - простое, единое государство, которое характеризуется  отсутствием у административно-территориальных  единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

Федерация – государство, которое не представляет собой единого  целого, оно состоит из территорий субъектов (членов федерации). Государственные  образования, входящие в состав федеративного  государства, могут не быть государствами  в собственном смысле слова, поскольку  они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней  политической жизни.

Конфедерация – это  объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющих создать  наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем  конфедерация, но тем не менее организованное объединение государств, характеризуемых  наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

Вышеперечисленные три формы  государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства  выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников».

Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При  существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом  ЕС в Люксембурге) происходит углубление государственной интеграции, что  может выразиться в переходе к  конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию.

 

 

 

 

 

 

2.1. Унитарное государство

Унитарное государство-форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличие от федерации  не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:      

1) На территории унитарного  государства действует одна конституция  на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения  полномочий  между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание  содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты правовые  и правовые обычаи).    

2) Единая система высших органов  государственной власти (глава государства,  правительство,  парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер  и  не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству,  парламенту.

3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний – Национального собрания и верхний – Сената. На  протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.    

4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальные единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным.         Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.    

В подавляющем большинстве современных  унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).

Число ступеней политико-административного  деления зависит от численности  населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция — четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления  заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации — создании крупных регионов, как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории,  не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

Информация о работе Основные формы государственного устройства