Понятие, структура и виды правосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение понятия правового сознания и правовой культуры, их структуры, уровней проявления, видов, функций, правового нигилизма, идеализма, правового воспитания, а также выделение основных проблем правового сознания и правовой культуры и возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. дать определения основных понятий (правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание), рассмотреть их взаимосвязь;
2. изучить структуру, уровни проявления, виды, функции правосознания и правовой культуры;
3. проанализировать основные проблемы формирования и повышения правосознания и правовой культуры;
4. наметить возможные пути повышения правосознания и правовой культуры граждан в современной России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Правосознание, как явление правовой действительности………………………………….5
2. Понятие, структура и функции правовой культуры……………………………………….15
2.1 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры………………..20
3. Право и правосознание в России……………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………………………...30
Список использованных источников и литературы………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Теория государства и права. КУРСОВАЯ.docx

— 83.69 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Правосознание, как явление  правовой действительности………………………………….5

2. Понятие, структура и функции правовой культуры……………………………………….15

2.1 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры………………..20

3. Право и правосознание в России……………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………………………...30

Список использованных источников и литературы………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема настоящей работы имеет значительную актуальность, особенно в современных условиях построения в России правового государства. Важнейшим признаком правового  государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Значительность данной темы с  точки зрения теории права также  несомненна. Вот почему в настоящее  время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.

Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни  страны в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологических учений, новые взгляды на сущность государства и права потребовали  обращения к серьезной проблеме уровня правового сознания и правовой культуры современного российского  общества.

При выборе темы для курсовой работы я руководствовалась актуальностью правовых проблем современного российского общества, возникших в России в настоящий момент: низкий уровень правового сознания и правовой культуры, юридический беспредел, правовой нигилизм, правовое бескультурье, царящие во всех сферах жизни: от сферы повседневных отношений людей (когда, не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защищать свои интересы); до деятельности высших законодательных органов государства, от центрального управленческого аппарата до самодеятельности местных властей; непоследовательность и несформированность системы правового воспитания и обучения населения, и в частности - молодого поколения; правовое бескультурье средств массовой информации.

Данная тема также интересна  и важна с точки зрения выбранной  мною сферы деятельности, т.к. любой  юрист должен сам обладать высоким  уровнем правового сознания и  правовой культуры.

Это необходимо ему в первую очередь для профессиональной деятельности, для профилактики правонарушений, а  также для формирования правовой культуры населения и положительного отношения граждан к праву. Ужасно, когда юридически неграмотными оказываются  лица, осуществляющие законотворческую деятельность или работающие в судебных, правоохранительных органах, занимающие ведущие посты в органах государственной  власти и управления.

Исходя из всего вышесказанного о приоритетности проблемы правового  сознания и правовой культуры, можно  сформулировать цель и задачи данного  исследования, проведенного в рамках выбранной темы.

Цель исследования - изучение понятия правового сознания и  правовой культуры, их структуры, уровней  проявления, видов, функций, правового  нигилизма, идеализма, правового воспитания, а также выделение основных проблем  правового сознания и правовой культуры и возможных путей их решения.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие  задачи:

1. дать определения основных  понятий (правосознание, правовая  культура, правовой нигилизм, правовой  идеализм, правовое воспитание), рассмотреть  их взаимосвязь;

2. изучить структуру, уровни  проявления, виды, функции правосознания  и правовой культуры;

3. проанализировать основные  проблемы формирования и повышения  правосознания и правовой культуры;

4. наметить возможные  пути повышения правосознания  и правовой культуры граждан  в современной России.

Основными методами исследования являются анализ и обобщение научной  и периодической литературы по проблеме, а также нормативно-правовых актов, призванных помочь в решении возникших  проблем.

Основой курсовой работы послужили труды Перевалова В.Д, Хропанюка В.Н., Матузова Н.И., Лазарева В.В., Комарова С.А, а так же учебные пособия , где по разному даётся понятие правосознания и его основные функции, а так же определение правовой культуры. Все эти книги как бы дополняют друг друга.

Содержание работы соответствует  поставленной цели, задачам и состоит  из введения, трех глав и заключения.

В первой главе «Правосознание как явление правовой действительности»  я подробно дала определение правовому  сознанию, рассмотрела разные точки  зрения многих авторов и учёных, выделила два основных элемента структуры  правосознания, таких как правовая психология и правовая идеология.

Так же рассматриваются виды и функции правового сознания, деформация правосознания граждан  Росси и его роль жизни общества.

Во второй главе «Правовая  культура в системе культуры общества»  я раскрыла понятие, структуру правовой культуры личности, правовой культуры общества, роль правового воспитания в формировании правовой культуры, а также значение правовой культуры в жизни современного общества.

Глава третья «Право и правосознание в России» раскрывает наиболее значимые проблемы правового сознания .

Таким образом, правосознание  есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Современное  правосознание свидетельствует  также о высокой общей правовой культуре личности, делает её полноценным  участником разнообразных правоотношений.

 

 

 

 

 

1. Правосознание,  как явление правовой действительности

Правовая действительность представляет собой особую область  социальной жизни общества, обусловленную  правом, его воздействием на общественные отношения. Правовая действительность является разновидностью социальной действительности и состоит из идеального и материального. Область идеального определяется сознанием, а область материального - социальной практикой. Применительно к правовой действительности идеальное и материальное проявляются в правосознании, законодательстве, реализации права и правовой культуре. Перечисленные правовые явления взаимообусловлены на уровне закономерностей так, что изменения в одних явлениях неизбежно влекут соответствующие изменения в других явлениях правовой действительности. Общественное сознание как явление социальной действительности, имеет различные формы: политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное, а также правовое сознание. Посредством указанных форм общественного сознания люди отражают окружающий мир. С помощью же правосознания происходит отражение правовой действительности, которое предполагает: осмысление и ощущение необходимости права; оценку права; осознание необходимости создания развитой системы законодательства; осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов; восприятие процесса и результатов реализации права; соотношение правовых ценностей с иными (моральными, политическими, национальными и др.). Как показывает история, в тоталитарном обществе роль права всегда была невысока. Ранее, в СССР, форма существовавшего на тот момент государственного режима не предусматривала для права главенствующей роли. Господствовавшая на тот момент марксистская теория государства и права, была ориентирована на то, что постепенно и государство и права отомрут за ненадобностью. Но история не подтвердила эту концепцию. Наоборот, исторический опыт позволяет сделать вывод о том, что чем выше будет уровень развития общественных отношений, тем больше будет потребность в регулировании этих отношений при помощи права. Построение правового государства немыслимо без обновления правового сознания и правовой культуры. В юридической литературе понятия правового сознания и правовой культуры достаточно хорошо описаны.

Правосознание - явление  идеальное, непосредственно ненаблюдаемое. Оно представляет собой сферу  или область сознания, отражающую правовую действительность в форме  юридических знаний и оценочных  отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций регулирующих поведения людей в  юридически значимых ситуациях.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Это неизбежный спутник права. Существование права  нераздельно связано с волей  и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в  качестве юридических предписаний  до тех пор, пока они не пройдут  через волю и сознание людей.

В то же время и воздействие  права на общественные отношения  также осуществляются через волю и сознание граждан. Всё это и  вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п.

Право как социальное явление  вызывает то или иное отношение к  нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость  и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным  и ненужным).

Люди в той или иной форме выражают своё отношение ко всему, что связанно с представлениями  о праве (к законам и другим правым актам, к деятельности суда и  других правоприменительных органов, к поведению членов общества в  сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к  праву, существующему сейчас, и к  праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может  быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или  иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у  одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Если признать право объективной  реальностью, то надо признать и наличие  субъективной реакции людей на право именуемой правосознанием. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделённых волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.

Примером работы сознания в процессе реализации права выступает  жизнь любого из нас, когда мы при  совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных  актов, а теми представлениями о  них, которые сложились в нашем  сознании.

Правосознание - это одобрительная  или отрицательная реакция людей  на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и  т.п. Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, ибо взаимосвязано  с другими видами и формами  сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание  переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных  категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и  чести и другое.

Правосознание теснейшим  образом спряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые  мыслители считали, что нормы  права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому  право - явление психологическое.

Специфическая черта правосознания  как составной части механизма  правового регулирования состоит  в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового  воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права.

В той или иной степени  оно присутствует во всех элементах  механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах  реализации права. Словом, правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов  органично связанно с правом как  целостным социальным институтом, с  его возникновением, функционированием  и развитием, с правотворчеством и правоприменением, и иными сторонами правового бытия общества.

Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание во времени. Так, правосознание было отличительной  чертой общественного сознания древних  римлян, когда торжествовало римское  право. Судебные и иные правовые формы  жизнедеятельности римского общества находили и адекватное отражение  в идеях и эмоциях римских  граждан, формировали их поведения. Приметой быта и нравов древних римлян были непрерывные обращения к  примерам, в сенат, в судебные учреждения по любому спорному вопросу: касалось ли это судеб государства или продажи раба.

Буржуазные общества XIX-XX веков, базирующихся на фундаментальных  правовых документах - декларациях, конституциях, конвенциях, на включенных в них  основных правах и свободах, на гражданских  и иных кодексах, также пронизаны  юридическими мировоззрением.

Всплеск правосознания характеризует  и периоды социальных перемен, революций. Тоска о прошлой правовой системе  у одних, надежда на формирование новой у других. Но пока идет ломка  действующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели революционных перемен. Правосознание  выполняет роль важнейшего критерия в правотворчестве и правоприменение.

В этих условиях регулирующая роль правосознания может закрепляться даже законодательно. Так, в условиях Октябрьской революции Декрет о  суде от 22 ноября 1917 года гласил: «местные суды решают дело именем Российской республики и руководствуются в своих  решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку  таковые не отменены революцией, не противоречат революционной совести  и революционному правосознанию».

Информация о работе Понятие, структура и виды правосознания