Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:07, курсовая работа
Цель исследования - изучение понятия правового сознания и правовой культуры, их структуры, уровней проявления, видов, функций, правового нигилизма, идеализма, правового воспитания, а также выделение основных проблем правового сознания и правовой культуры и возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. дать определения основных понятий (правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание), рассмотреть их взаимосвязь;
2. изучить структуру, уровни проявления, виды, функции правосознания и правовой культуры;
3. проанализировать основные проблемы формирования и повышения правосознания и правовой культуры;
4. наметить возможные пути повышения правосознания и правовой культуры граждан в современной России.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Правосознание, как явление правовой действительности………………………………….5
2. Понятие, структура и функции правовой культуры……………………………………….15
2.1 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры………………..20
3. Право и правосознание в России……………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………………………...30
Список использованных источников и литературы………………………………………….31
Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Отечественные ученые - Л. Петрашицкий, М. Рейснер, И. Фарбер и другие оставили крупный след в изучении правосознания. Н
Структурная характеристика правосознания представляется двумя элементами: правовой психологией и правовой идеологией.
Правовая идеология - главный
элемент в структуре
В правосознании можно
выделить и эмоциональные структурные
элементы, которые называются правовой
психологией. Эмоции органически включены
в структуру сознания, и человек
не может руководствоваться в
сфере правового регулирования
только рациональным мышлением. Эмоциональная
окраска (положительная или
Правовая психология охватывает
совокупность правовых чувств, ценностных
отношений, настроений, желаний и
переживаний, характерных для всего
общества в целом или конкретной
социальной группы. Она является непосредственным
отражением жизненных отношений
членов общества, составляющих нации,
народности, различные группы и слои
населения. Через правовую психологию
реализуются: а) органически присущие
правовой культуре обычаи и традиции
и вообще все то, что вошло в
привычку, в быт, в культуру личности;
б) ее самооценка, т.е. умение критически
оценить свое поведение с точки
зрения его соответствия нормам права.
Самооценка может завершаться чувством
удовлетворения своим поведением (деятельностью)
или, наоборот, отрицательным отношением
к нему, пониманием, что нарушены
нормы права, законность. Самооценка
может проявляться и в форме
таких нравственных категорий; как
стыд и совесть. Правовая психология
характеризует те переживания, чувства,
мысли людей, которые возникают
в связи с изданием норм права,
состоянием действующего законодательства
и практическим осуществлением его
требований. Радость или огорчение
после принятия нового закона, чувство
удовлетворения или неудовлетворения
при реализации конкретных норм, нетерпеливое
или равнодушное отношение к
нарушениям правовых предписаний - это
все относится к области
Психологическая структура правосознания играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология. Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношения у этносов к тем или иным правовым нововведениям, модернизациям.
От уровня идеологической
подготовки личности зависит возможность
контроля ее над эмоциями и чувствами,
умение властвовать собой. Это свидетельство
взаимосвязи и
Итак, как элемент правовой культуры, правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через которой пропускается все факторы, влияющие на право и правовое поведения (деятельность).
Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актом позволяет выделить в правосознании и другие элементы.
Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например: после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания - обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.
Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируется мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей интересов человека.
На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях предусмотренных законом.
Использовать закон для
реализации собственных задач или
«обойти» его, строго исполнять закон
или найти другие правовые акты,
более отвечающие интересам и
потребностям, - все эти моменты
входят в волевой элемент
Волевую направленность правосознания
иногда именуют правовой установкой,
то есть психологической
Безусловно, в реальной жизни
правосознание проявляется как
нечто целое, не структурированное.
Выделение структурных
Для понимая того, что есть правосознания, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделение правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его качественную характеристику. По данным критериям правосознание делится на три уровня.
Первый уровень - обыденное
правосознание. Это уровень свойствен
основной массе членов общества, формируется
на базе повседневной жизни граждан
в сфере правового
Второй уровень - профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменение - одна из бед нашего общества. Профессиональное правосознание - это правовое сознание, прежде всего юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных юридических и государственных работников.). Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д.
Третий уровень - это научное,
теоретическое правосознание. Оно
характерно для исследователей, научных
работников, занимающихся вопросами
правового регулирования
В зависимости от субъектов правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное. Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры. Индивидуальное правосознание - это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.
Каналы формирования индивидуального правосознания самые различные. Это и средства массовой информации, и сведения о праве, которыми делится сосед, это и сборники, и рассказы отсидевших в местах лишения свободы бывалых людей, и представления, идущие из глубины веков.
Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных конкретных законопроектов, законов.
В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации - работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.
Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).
Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное правосознания» (правосознания всего общества). Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей. Правосознание общества проявляет себя в ходе общенациональных акций типа референдума, голосования за тех или иных кандидатов в депутаты, на должность президента и т.п. Это весьма сложный феномен, который изучают и измеряют разными способами.
Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.