Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.

Содержание работы

Введение
3
1. Характеристика рынка труда и его особенностей
1.1. Структура, содержание и показатели рынка труда
1.2. Государственное регулирование рынка труда
1.3. Зарубежный опыт регулирования рынка труда

5
5
19
24
2. Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО
2.1. Характеристика и анализ рынка труда на примере ХМАО
2.2. Регулированию рынка труда на местном уровне
2.3. Основные направления совершенствования и развития рынка труда региона

27

27

33
38
Заключение
42
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Регулирование рынка труда на региональном уровне.doc

— 719.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

Тюмень 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение

 3

1. Характеристика рынка труда и  его особенностей

   1.1.    Структура,  содержание и  показатели рынка  труда

   1.2.    Государственное  регулирование  рынка  труда

   1.3.    Зарубежный  опыт регулирования  рынка труда

 

5

5

19

24

2. Практика  применения  государственного  регулирования Рынка труда ХМАО

   2.1.   Характеристика  и анализ  рынка труда  на примере ХМАО

   2.2.   Регулированию  рынка  труда  на   местном  уровне

   2.3.   Основные  направления  совершенствования и развития рынка труда региона

 

27

 

27

 

33

38

Заключение

42

Список  использованных источников

45

Приложение

48

Глоссарий

50


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы заключается в том, что занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.

Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силой. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов: отношения между наемными работниками и работодателями; отношения между субъектами рынка труда и их представителями; отношения между субъектами рынка труда и государством. Основная функция рынка труда состоит в обеспечении через сферу  обращения перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

В современных условиях в России занятость населения по-прежнему наименее изучена как в области теории и методологии, так и на практике. В рамках данной проблемы особенно актуальны вопросы прогнозирования занятости в системе местного самоуправления, а также разработка планово-программных методов в управлении процессами занятости и оказания социальной помощи безработным. От своевременных активных позиций на рынке труда во многом зависят эффективная занятость населения в целом, снижение уровня открытой и особенно скрытой безработицы, нормализация воспроизводственного цикла населения и рабочей силы.

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход).

Объект исследования – рынок труда Российской Федерации.

Предмет исследования - занятость и безработица на рынке труда.

Целью данной работы является  регулирование  рынка  труда  на  местном   уровне.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

-дать понятие  содержания  сущности, структуры и показателей  рынка труда и  занятости;

-охарактеризовать основные  направления  государственного  регулирования  рынка  труда;

-рассмотреть зарубежный  опыт  регулирования  рынка  труда;

-охарактеризовать   рынок труда  на примере ХМАО;

    -оценить результаты  государственного  регулирования рынка труда ХМАО;

-рассмотреть основные направления  совершенствования и развития  рынка труда региона.

Методологической базой данного исследования   послужили нормативно-правовые  акты Российской Федерации, а также   работы в области трудового права таких известных ученых-правоведов, экономистов и социологов, как В.Н. Толкунова, А.Н. Силина,  А.Д. Зайкин, С.Э. Жилинский, С.В. Валдайцев, Л.А. Велихов, Е.А. Лукашев, А. Г. Воронин, Т. Ю. Коршунов,  и др.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 35 источников,  приложений и глоссария, состоящего из семи терминов.

В первой главе  раскрыты  теоретические основы  состояния рынка труда и безработицы.

Во второй главе -  проведен анализ состояния рынка труда на примере ХМАО и отражены  пути его регулирования.

 

 

1. Характеристика  рынка труда и его особенностей

1.1.    Структура, содержание  и  показатели рынка труда

 

Прежде чем рассматривать сущность и структуру рынка, необходимо выяснить, что продается и покупается на рынке труда: «рабочая сила» или «труд». Сторонники марксисткой теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается рабочая сила, т.е. способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель. Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата есть плата за труд (и называется это оплатой труда). Сторонники третьей точки зрения считают рынок труда ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи выступают работодатель — покупатель труда, а также юридически свободный и юридически защищенный собственник — продавец ресурса труда [8.C.18]. Последний является носителем и собственником своей рабочей силы, т.е. всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого заключается в физической неотделимости его от собственника, что отражается на характере объекта купли-продажи на рынке труда. Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурса труда определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени.

Цена труда на рынке труда выступает в форме ставки — заработной платы (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), заключаемом между работодателем и нанимающимся на работу. На этой основе рыночная цена единицы ресурса труда данного качества сложится в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. В результате фактическая цена труда отразит равновесную ставку заработной платы.

Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование.

1. Неотделимость прав собственности  на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, в процесс купли-продажи труда возникают особые отношения.

2. Большая продолжительность контакта  продавца и покупателя. Сделка, совершаемая  на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем.

3. Наличие и действие неденежных  аспектов сделки. Это, прежде всего, условия труда, микроклимата в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста.

4. Наличие большого числа институциональных  структур особого ;

рода. К их числу относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т д.

5. Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования.

Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение (П), охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос (С) как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда.


 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Совокупный рынок труда:

С —совокупный спрос на труд;

П — совокупное предложение труда;

УС— удовлетворенный спрос на труд

Таким образом, та часть, которая образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд (УС). Не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку:

 

ТР = СР - УС,                                                                               (1.1)

где  СР — совокупный рынок труда;

        ТР - текущий  рынок труда.

 

Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он состоит из отдельных элементов:

-открытый рынок труда — это  экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.

-скрытый рынок труда — это  лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены.

Исходным материалом для оценки ситуации на открытом рынке труда, анализа тенденций и предложения рабочей силы являются:

-данные Госкомстата РФ по  форме № 1-Т — «трудоустройство  населения» (годовая, квартальная); месячные  отчеты Федеральной службы занятости (далее ФСЗ) «О трудоустройстве и занятости населения, обратившегося в службу занятости РФ, в территориальном разрезе»;

-данные Госкомстата РФ по  форме № 17 «О наличии и прогнозе  рабочих мест», приеме — выбытии  штата и намечаемом высвобождении  работников в территориально-отраслевом разрезе (месячные и квартальные.).

Использование перечисленных материалов позволяет выявить емкость как официального рынка труда, охваченного посреднической деятельностью ФСЗ, так и его неофициальной части, а также проследить динамику показателей спроса и предложения на открытом рынке труда в целом, в рамках его официальной и неконтролируемой частей, оценить их соотношение.

Анализ открытого и скрытого рынков труда будет приведен ниже, в разделе материалов по безработице.  Исходя из определения и характеристики рынка труда можно установить основные его элементы: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктуру рынка; службы занятости населения; инфраструктуру рынка труда; систему социальной защиты и др.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель — наниматель, который может быть представлен разными «фигурами» в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п [11.C.132].

Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.).

-отношения между наемными работниками и работодателями;

-отношения между субъектами рынка труда и представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

-отношения между субъектами рынка труда и государством. Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:

-организация встречи работодателей и наемных работников;

-обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками;

-установление равновесных ставок заработной платы;

-решение вопросов занятости населения;

-осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.

Конъюнктура рынка — это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда. Она складывается в зависимости от состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития технического базиса; благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы [9.C.219].

В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов:

-трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

-трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;

•равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями, секторами экономики.

Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Она — неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Чисто конкурентный рынок характеризуется наличием большого количества покупателей (фирм), которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной штаты.

Информация о работе Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО