Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.

Содержание работы

Введение
3
1. Характеристика рынка труда и его особенностей
1.1. Структура, содержание и показатели рынка труда
1.2. Государственное регулирование рынка труда
1.3. Зарубежный опыт регулирования рынка труда

5
5
19
24
2. Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО
2.1. Характеристика и анализ рынка труда на примере ХМАО
2.2. Регулированию рынка труда на местном уровне
2.3. Основные направления совершенствования и развития рынка труда региона

27

27

33
38
Заключение
42
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Регулирование рынка труда на региональном уровне.doc

— 719.00 Кб (Скачать файл)

 

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что  в структуре экономически активного населения   среди мужчин   преобладают  люди в  возрасте  от  20 до 35 лет – 238,8 и 239,3 тыс. чел по годам соответственно.  В  категории женщин  наблюдается  такая же  динамика – преобладают  люди молодого возраста. Следует отметить,  что  в 2012-2013 гг. наблюдается тенденция снижения   возрастной категории от 45 и старше лет. Это связано с тем, что  выйдя на пенсию, многие  жители ХМАО  покидают округ и  уезжают  в свои прежние  места  проживания (украинцы, азербайджанцы, белорусы).

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса являются рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.

Таким образом, рассмотрев характеристику социально-экономического потенциала региона,  определив  уровень  его развития и  состояние на рынке труда, далее  проведем оценку  эффективности  действующей  социальной политики  региона  по регулированию  занятости и безработицы.

 

2.2.   Регулирование  рынка  труда  на   местном  уровне

  

           Рынок труда ХМАО – это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Рынок труда является неотъемлемой составной частью рыночной системы. Он сложился как система общественных отношений,  отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством.

Наиболее распространенным    инструментов  регулирования  рынка  труда в ХМАО является социальная помощь безработным. Она осуществляет тремя путями.

Во-первых, выплачиваются пособия по безработице. Это наиболее крупное материальное вспомоществование, составляющее в среднем 50% заработка.

Помощь по безработице – это второй этап финансовой помощи не имеющим работы.

Таблица  2.6

Динамика численности занятых, безработных и экономически активного населения ХМАО

Период

Численность, тыс. человек

Уровень, %

занятых

безработных

экономически активных

безработицы

занятости

Базисный год (2012)

763,2

86,4

849,6

8,13

91,87

Отчетный год (2013)

792,4

86,2

878,6

8,337

91,663

Коэффициент роста

1,038

0,997

1,034

1,0255

0,9977


 

Таким образом, общий темп динамики численности экономически активного населения 103,4% определяется темпами роста численности занятых (103,8%) и безработных (99,7%).

При росте  экономически активного населения и   занятости   наблюдается  снижение  уровня безработицы,  что  может характеризоваться  с положительной стороны. Далее необходимо проанализировать динамику общей безработицы по половому признаку, что представлено в табл. 2.7.

Удельный вес женщин в общей численности безработных к 2013г. составил 61,2%, он вырос по сравнению со своим значением в 2012 году на 2,23%. В среднем за каждый исследуемый год данный показатель увеличивался на 0,45%, что указывает на постоянно увеличивающееся количество безработных женщин.

Таблица 2.7

Динамика общей численности безработных по полу

(тыс. чел)

Год

Всего

Из их числа

мужчин

женщин

городское

сельское

2008

790,8

334,9

455,9

242,7

113,2

2009

784,5

331,5

453,0

260,0

93,0

2010

786,6

332,6

454,0

214,9

140,0

2011

798,8

339,3

459,5

212,4

147,1

2012

763,2

377,5

472,1

298,6

73,5

2013

792,4

393,5

485,1

289,0

96,1


 

Доля безработного городского населения превышает долю безработного сельского населения более, чем в 2 раза. Однако по сравнению с 2008 годом количество безработных городских жителей уменьшилось почти на 9% (9,08%).

Рис. 2.3. Распределение численности безработных по возрастным группам

 

Расчет показывает, что тенденция к увеличению числа безработных прослеживается в возрастных группах до 20 лет и 45-72 лет, причем наиболее заметен этом процесс среди людей, принадлежащих группе 45-49 лет. Здесь этот показатель за 12 лет увеличился на 7%. В возрастной группе до 20 лет число безработных стало увеличиваться только начиная с 2008 года, в период 2008-2013 года этот показатель увеличился на 3,4%, однако, по сравнению с 2008 годом он уменьшился на 6,4%. Таким образом, за рассматриваемые 12 лет в этой возрастной группе прослеживается наиболее интенсивное сокращение безработицы.

По данным на 2013 год, наибольшее количество безработных приходится на возрастную группу 20-24 лет, наименьшее – 60-72 лет.

Рис. 2.4. Средний возраст безработных

 

Как показано на рис. 2.7, с 2002 по  2013 год средний возраст безработных имел ярко выраженную тенденцию к росту. С 2004 по 2013 год этот показатель не имеет какой-либо определенной тенденции, однако, по сравнению с 2004 годом он снизился на 0,5 года, а по сравнению с 2002– увеличился на 2,2 года. Средний возраст безработных за 12 лет составил:

 

 года.

 

Наибольшее количество людей, занятых в экономике ХМАО, имеют среднее (полное) общее образование, причем эта тенденция прослеживается на протяжении всего исследуемого периода. Следует отметить, что по сравнению с 2003 годом, число людей с высшим профессиональным образованием сократилось на 0,3%. На данный момент увеличивается количество специалистов с начальным профессиональным образованием, за счет этого уменьшается доля всех остальных категорий.

Если тот или иной трудящийся не работает и не может по какой-либо причине получать пособие или помощь по безработице или уже закончил их получать, а работы по независящим от него обстоятельствам, найти так и не удается, государство выделяет ему и его семье некоторые денежные средства и оплачивает пользование некоторыми коммунальными услугами. Эта помощь меньше, чем пособие или помощь по безработице, но зато она выделяется без ограничения срока.

В табл.  2.8.  представлены расходы на программы, финансируемые    из средств фонда занятости.

Таблица 2.8

Расходы на программы, финансируемые из средств фонда занятости

Направления

20101г.

2012 г.

2013 г.

тыс.руб.

В %

тыс.руб..

В %

тыс.руб..

В%

Профессиональное обучение

41323

10

93494

11

110366

11

Поддержка рабочих мест и общественные работы

167203

41

270427

30

169398

17

Поддержка расходов безработных

200530

49

523423

59

730473

72

Расходы на программу, всего

408957

100

887344

100

1010237

100


 

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что  расходы,  направленные на  снижение уровня безработица ежегодно возрастают.

Итак,  выявив  все положительные и отрицательные стороны  социально-экономического  развития региона, на следующем этапе данной работы   необходимо определить направления  выработки и развития эффективной  социальной политики ХМАО  по снижению уровня безработицы.

 

    1. Основные направления  регулирования рынка

труда ХМАО

   

Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой.

Во – первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает  тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства.

Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.

В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы  с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны.

В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

          Также  необходимо  выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое.

          К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников.

Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственноего регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Одним из важнейших направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб трудоустройства.

Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

Социально-экономическая инфраструктура ХМАО представлена конкретной номенклатурой предприятий, учреждений и организаций. Поэтому здесь возможны нормативы, подлежащие планированию и соответствующему проектному обеспечению.

Наиболее важный  регулирования  рынка  труда региона  —разработка технологий стратегического управления, стратегического и текущего планирования, призванных задать не только общие идеи, на основе которых формируются стратегические цели, но и обеспечить механизм их реализации, осуществить на практике выработанные стратегии.

Для реализации данных стратегических направлений, объединенных в рамках целевой комплексной программы, разработан механизм ее реализации, который служит средством запуска и реализации стратегий, достижения поставленных стратегических целей развития местного сообщества. В рамках каждого стратегического направления в ХМАО приняты конкретные целевые программы.

Одной  из  новых  перспективных форм   регулирования  рынка  труда    является   внедрение проекта «Единое социальное окно» (далее «ЕСО»). Проект «ЕСО»  предполагает создание возможности для граждан  обратиться в  одну  инстанцию и получить несколько видов социальной помощи по   единому пакету документов. Цель проекта - значительное упрощение процедуры назначения  социальных пособий и  выплаты денежных компенсаций.

Кроме того, планируется    разработка и   реализация программ по поддержке и  вовлечению в трудовой процесс инвалидов и   поддержке других категорий населения ХМАО :

Проект "Надежда";

Проект «Профессия»;

Проект “Вторая профессия”;

Проект  «Безработице – нет!»;

В таблице 2.9.  представлены источники финансирования  политики регулирования  рынка  труда  ХМАО.

Таблица 2.9

Перечень целевых программ  по  регулированию  рынка  труда согласно источников финансирования

Наименование программы

Сумма, тыс. руб.

Финансирование из  Федерального бюджета

21528

Окружная целевая программа "Занятость" на 2008-2013 годы

10000,0

Финансирование из   бюджета ХМАО

41883

Региональная  целевая программа содействия занятости населения  ХМАО   на 2013-20015 годы

659

Комплексная целевая программа по развитию образования  до 2015 год

11 120

Подпрограмма "Меры по созданию условий для развития системы образования в  ХМАО  до 2015 года"

11 120

Прочие  целевые программы

13010

Финансирование за счет благотворительности и спонсорства

3010

Региональная  целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства   на 2013-2015 годы

1060

Окружная целевая программа "Состояние безработицы  ХМАО (2013-2015 годы)"

720

Окружная целевая программа "Трудоустройство молодежи  ХМАО  (2013-2015 годы)"

367

ИТОГО

46 421,0

Информация о работе Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО