Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:04, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.
Введение
3
1. Характеристика рынка труда и его особенностей
1.1. Структура, содержание и показатели рынка труда
1.2. Государственное регулирование рынка труда
1.3. Зарубежный опыт регулирования рынка труда
5
5
19
24
2. Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО
2.1. Характеристика и анализ рынка труда на примере ХМАО
2.2. Регулированию рынка труда на местном уровне
2.3. Основные направления совершенствования и развития рынка труда региона
27
27
33
38
Заключение
42
Список использованных источников
Как видно из табл. 1.2, наибольший уровень безработицы отмечен в Испании, Финляндии, Бельгии, Польше и Германии. Наименьший — в Чехии и Японии. Низкий уровень безработицы в этих странах объясняется целенаправленной политикой государства на рынке трупа этих стран.
Говоря о квалификационной структуре, необходимо отметить, что характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня.
Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. В настоящее время можно выделить три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.
Известный американский исследователь в области макроэкономики Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП (валовой национальный продукт). Это отношение известно во всем мире как закон Оукена, в соответствии с которым каждые 2%, на которые реальный объем производства превышает свой естественный уровень, сокращают уровень безработицы и, наоборот, каждые 2% сокращения реального национального объема производства ниже естественного уровня увеличивают уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы.
Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и. как следствие, росте доходов работающих такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.
Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.
Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.
Использование той или иной модели влияет на политику занятости как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости, других социальных проблем. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.
2. Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО
На территории Тюменской области на правах самостоятельных субъектов Российской Федерации согласно Конституции России, принятой в 1993 году, расположены Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Ханты-Мансийский автономный округ образован 10 декабря 1930 г., занимает площадь 523,1 тыс. кв. км, население — 1336,0 тыс. чел. Центр — город Ханты-Мансийск. Из других крупных городов выделяются Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск. Округ состоит из 9 районов, 15 городов и 25 поселков городского типа. Доля городского населения очень высокая — 91,5%. Средняя плотность населения составляет 2,5 чел. на кв. км.
Социально-экономический потенциал – это возможности региона в природно-ресурсной, экономической и социальной сфере.
Проблема региона заключается в отсутствии эффективных транспортных коммуникаций, так как строительство автомобильных дорог (особенно в районе вечной мерзлоты и заболоченной местности) связано с большими затратами.
Ханты-Мансийский национальный округ занимает особое место как в Тюменской области, так и регионе Западной Сибири в целом. Он представляет собой территорию, освоение природных ресурсов которой связано с добычей и транспортировкой нефти, газа, леса. ХМАО сегодня по своему экономическому потенциалу входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. Он – первый по объему промышленного производства и по добыче нефти, второй – по выработке электроэнергии, третий – по добычи газа. Десятая часть налоговых платежей в федеральный бюджет поступает из бюджета ХМАО. В округе насчитывается 22 муниципальных образования.
Характеристика экономического потенциала ХМАО представлена в табл 2.1.
Таблица 2.1
Структура экономического потенциала ХМАО
Отрасли экономики |
2012 год |
2013 год |
Изменение | |||
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% |
(+;-) |
% | |
Отрасли ТЭК |
1289,0 |
45,3 |
1190,4 |
40,4 |
-98,6 |
92,3 |
Торговля и предпринимательство |
478,0 |
16,8 |
613,5 |
20,8 |
+135,5 |
128,3 |
Электроэнергетика |
599,8 |
21,1 |
677,4 |
23,0 |
+77,6 |
112,9 |
Сельское хозяйство |
285,0 |
10,0 |
265,0 |
9,0 |
-20,0 |
93,0 |
Транспорт и связь |
190,6 |
6,7 |
210,5 |
7,1 |
+19,9 |
110,4 |
Итого |
2842,4 |
100 |
2946,8 |
100 |
+104,4 |
103,7 |
Исходя из представленных данных можно сделать вывод, что в целом экономический потенциал региона в отчетном году увеличился на 104,4 млн.руб. или на 3,7%. В структуре отраслей промышленности произошли изменения: возрос удельный вес таких отраслей как торговля и предпринимательство на 135,5 млн.руб, электроэнергетика и транспорт и связь. Снижение удельного веса в общем объеме произошло в отраслях топливно-экономического комплекса на 98,5 млн.руб. и в сельском хозяйстве – на 20,0 млн.руб.
Основу хозяйства округа составляет добыча и переработка нефти и газа, а также лесная (преобладает деревообработка) и пищевая (выделяется рыбная) промышленность, развивается производство строительных материалов.
В сельском хозяйстве преобладает животноводство (оленеводство, молочное скотоводство и звероводство). Традиционной отраслью является пушной промысел. В силу суровых природно-климатических условий пригородное направление имеют овощеводство и картофелеводство.
В настоящее время достаточно хорошо функционируют следующие виды деятельности: производство хлебобулочных изделий, молочных продуктов, изделий из мяса, рыбной продукции, безалкогольных напитков. [13. 67]]
Рис. 2.1. Структура экономики ХМАО
Сегодняшний ХМАО — это быстроразвивающийся нефтегазоносный район страны.
Численность населения округа на 1 января 2013 года составила 1478,2 тыс. человек, из них 49% - мужчины, 51% - женщины.
Для округа характерен высокий уровень урбанизации: на долю городского населения приходилось 91%, сельского - 9% (по области - соответственно 79% и 21%).
В трудоспособном возрасте находилось 72% жителей округа, моложе трудоспособного - 20, старше трудоспособного - 8%.
На протяжении ряда лет демографическая ситуация выгодно отличает округ от других субъектов Российской Федерации. Определяющий фактором увеличения численности населения в округе является естественный прирост. Устойчивость демографического развития достигается за счет молодой возрастной структуры населения и сравнительно низким уровнем смертности в сравнении с другими регионами России. В 2012 году средний возраст жителей - 32,8 года (по области -34 года). Естественный прирост населения составил 9,5 тыс. человек (по области -10,5 тыс.).
По социально-демографическим характеристикам в составе населения района преобладает трудоспособное население. Высокий процент населения составляют дети дошкольного и школьного возраста, а также лица, нуждающиеся в социальной поддержке (2379 человек и 730 семей признаны льготными категориями) (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Структура населения ХМАО, %
Категории населения |
2012 г |
2013 г. |
Изменение (+;-) |
1.Трудоспособное население, В том числе |
100 |
100 |
- |
мужчины |
56,2 |
49,0 |
+3,3 |
женщины |
43,8 |
51,0 |
-3,3 |
В структуре трудоспособного населения 2012 года преобладающую долю занимают мужчины - 56,2%, а в 2013 году –женщины 51,0% по годам соответственно. В отчетном году наблюдается тенденция выравнивания соотношения мужского и женского населения за счет притока трудовых ресурсов на трудоемкие работы по строительству объектов соцкультбыта и промышленного назначения, что обусловлено экономическим подъемом в развитии региона.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства.
Таблица 2.3
Численность занятых и безработных
ХМАО, тыс. чел
Показатели |
2000 |
2001 |
2005 |
2008 |
2011 |
2012 |
2013 |
Общая численность населения |
1358,0 |
1375,0 |
1389,0 |
1413,0 |
1452,4 |
1478.2 |
1498,5 |
Численность экономически активного населения - всего |
877,7 |
990,0 |
1000,1 |
1017,4 |
945,7 |
849,6 |
878,6 |
в том числе: |
|||||||
занятые в экономике - всего |
684,7 |
790,8 |
784,5 |
786,6 |
798,8 |
763,2 |
792,4 |
безработные – всего |
193,0 |
199,2 |
215,6 |
230,8 |
146,9 |
86,4 |
86,2 |
Уровень занятости (Уз1), % |
39,538 |
42,767 |
43,884 |
44,2 |
45,357 |
46,377 |
46,632 |
Уровень занятости (Уз2), % |
86,78 |
87,4 |
90,206 |
91,118 |
91,31 |
91,87 |
91,663 |
Уровень экономической активности (Уэа), % |
45,561 |
48,933 |
48,648 |
48,508 |
49,674 |
50,481 |
50,874 |
Уровень безработицы (Уб), % |
13,22 |
12,6 |
9,7937 |
8,8816 |
8,6903 |
8,13 |
8,337 |
Из приведенных данных следует, что уровень безработицы имеет тенденцию к снижению. Так, в 2012 году безработных было 86, 4 тыс.чел. против 146,9 тыс.чел. в 2005 году. Рассчитанные показатели уровня занятости и безработицы также свидетельствуют о значительном улучшении ситуации на рынке труда ХИАО
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется по следующей формуле:
Уб = [(Эа – З) : Эа] х 100, (2.1)
где Уб — уровень безработицы,
Эа — численность экономически активного
населения,
3 — численность занятых.
В табл. 2.4. приведена динамика численности безработных и уровня официально зарегистрированной безработицы в ХМАО.
Таблица 2.4
Динамика численности безработных и уровня официально
зарегистрированной безработицы в ХМАО
На конец периода, годы |
Численность безработных, тыс. чел |
Уровень безработицы, % |
2006 |
199,2 |
- |
2007 |
215,6 |
8,2 |
2008 |
230,8 |
7,0 |
2010 |
146,9 |
-36,4 |
2012 |
86.4 |
-41,2 |
2013 |
86,2 |
-0,3 |
Как следует из представленных данных, рост численности официально зарегистрированных безработных произошел в 2006-2008 гг. г. Затем в течение последующих лет численность безработных снизилась, а начиная с 2010 года уровень безработицы снизился значительно, что представлено на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Динамика численности безработных ХМАО.
Далее необходимо рассмотреть возрастной состав населения ХМАО.
Таблица 2.5
Состав экономически активного населения
Показатели |
2012 г |
2013 г |
Отклонение | |
(+;-) |
% | |||
Экономически активное население всего: |
849,6 |
878,6 |
29,0 |
103,4 |
В том числе |
||||
мужчины |
477,5 |
493,5 |
16.0 |
103,3 |
-до 20 лет |
95,5 |
113.3 |
17,8 |
118,6 |
От 20 до 35 лет |
238,8 |
239,3 |
5,0 |
100,2 |
От 35 до 45 лет |
119,4 |
120,4 |
1,0 |
100,8 |
От 45 и более лет |
23,8 |
20,5 |
-3,3 |
86,1 |
женщины |
372,1 |
385,1 |
13,0 |
103,4 |
-до 20 лет |
84,5 |
98,3 |
13,8 |
116,3 |
От 20 до 35 лет |
199,7 |
217,5 |
17,8 |
108,9 |
От 35 до 45 лет |
75,6 |
82.9 |
7,3 |
109,6 |
От 45 и более лет |
12,3 |
10,9 |
-1,4 |
88,6 |
Информация о работе Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО