Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:04, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.
Введение
3
1. Характеристика рынка труда и его особенностей
1.1. Структура, содержание и показатели рынка труда
1.2. Государственное регулирование рынка труда
1.3. Зарубежный опыт регулирования рынка труда
5
5
19
24
2. Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО
2.1. Характеристика и анализ рынка труда на примере ХМАО
2.2. Регулированию рынка труда на местном уровне
2.3. Основные направления совершенствования и развития рынка труда региона
27
27
33
38
Заключение
42
Список использованных источников
Для полноценного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура. Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.
Сегментация рынка труда — это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда [15.C.194].
Первичный рынок труда — это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, система управления и т.п.
Вторичный рынок труда характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники и технологий и отсутствием профсоюзов.
Особенности |
Первичный рынок труда |
Вторичный рынок труда |
1 Уровень оплаты труда |
Высокий |
Низкий |
2 Важнейшие зарплатообразующие факторы |
Должность, стаж, квалификация, мера ответственности |
Выработка, дисциплинированность |
3 Специфика форм заработной платы |
Высокая доля единовременных выплат, индивидуальный характер оплаты труда |
Ведущая роль основной заработной платы, коллективная форма оплаты труда |
4. Содержание труда |
Творческий, высококвалифицированный |
Исполнительный, рутинный труд |
5 Условия труда |
Хорошие |
Плохие |
6 Степень ответственности за конечные результаты производства |
Высокие |
Низкие |
7 Поддержка со стороны профсоюзо |
Большая |
Малая |
8 Характер занятости |
Стабильный |
Прерывный |
9 Особенности рабочего времени |
Нормальная или ненормированная продолжительность рабочего дня, недели, года |
Неполные рабочий день, неделя, сезонная и временная работа |
10 Продолжительность трудовых контрактов |
Долгосрочная |
Краткосрочная |
11 Развитость нормирования труда |
Низкая |
Высокая |
12 Доступ и работа извне |
Сложный |
Простой |
13 Доля женщин, молодежи, людей предпенсионного возраста, других лиц, нуждающихся в особой социальной защите |
Низкая |
Высокая |
14 Степень социальной |
Высокая |
Низкая |
15 Объем вложений в образование и профессиональную подготовку |
Большой |
Малый |
16 Возможность продвижения по службе |
Большая |
Малая |
17 Степень участия в управлении производством |
Большая |
Малая |
Внутренний рынок труда обусловливается наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. При рассмотрении процессов формирования труда любого уровня важно иметь в виду, что положение работника на нем обусловлено тремя состояниями: степенью подготовленности к работе (обучение и переобучение, инструктаж); поиском работы, предложением на рынке товара рабочей силы; занятостью в трудовом процессе на конкретном рабочем месте.
Внешний рынок труда — это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу [12.C.163].
Изменение экономической и социально-политической ситуации в стране в последние годы привело к возникновению ряда новых явлений в сфере занятости населения — сегментации рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и др. Всех лиц, занятых в экономике в настоящее время, можно условно разделить на три группы: занятые в формальном государственном, формальном негосударственном (частном), неформальном секторах. К последнему из названных относится не зарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность, занятые в которой не платят налогов. В России складывающийся неформальный сектор чрезвычайно разнороден. Граница между формальным и неформальным секторами, формальным сектором и экономической неактивностью, неформальным сектором и «теневой» экономикой, «теневой» и криминальной экономикой довольно условна. Поэтому целесообразно рассматривать неформальный сектор в широком плане, включая смежные с ним формы деятельности [15.C.136].
Внутри неформального сектора можно
выделить несколько разновидностей занятости:
по профессионально-
Наряду с разделением на формальный и неформальный секторы происходит сегментация занятости в рамках формального сектора. К новым явлениям на рынке труда можно отнести развитие занятости в негосударственном секторе экономики.
Распределение численности занятого населения по месту работы, статусу занятости, полу, возрасту и уровню образования дает представление о структуре спроса на рабочую силу, о перераспределении занятых между секторами экономики.
Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.
Предложение рабочей силы — это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе —
источника средств
-численностью населения, прежде всего трудоспособного;
-средним количеством рабочих часов за определенное время (неделя, месяц, год);
-количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой. Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос количественно должен быть равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход) [13.C.89].
В Законе «О занятости населения» сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер.
Первый принцип— обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.
Второй принцип — создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ,
Закон закрепил основные принципы государственной политики в области содействия занятости: обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; развитие трудовых ресурсов; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве; сочетание местных мер с централизованными в области занятости; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и другие принципы.
Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона РФ о занятости):
-работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;
-самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;
-избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
-военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;
-трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;
-временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.);
-выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда). Важно определить статус занятости для экономически активного населения, включая и безработных. Обычно различают пять статусов.
1. Наемные работники — это
лица, работающие по заключенному
письменному контракту (договору) либо
по устному соглашению с
2. Работающие на индивидуальной основе — лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.
3. Работодатели — лица, управляющие
собственным либо
4. Неоплачиваемые работники
5. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости — это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.
Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов занятости. Так, различают полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Отношения занятости обусловливаются экономическими, демографическими и социальными процессами.
Экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное — в формировании и развитии личности.
Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др.
Полная занятость — это обеспеченность профессиональным трудом, который приносит доход личности и достойное существование ему и его семье.
Основной смысл продуктивной занятости сводится к следующему. Общественно приемлемой может считаться не любая работа, а только отвечающая двум важнейшим требованиям. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней — содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы — политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества [14.C.153].
Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.
Приведенные выше виды занятости отражают состояние количественной и качественной балансировки между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества. В условиях переходного периода к рыночным отношениям, по мере роста эффективности труда, уровень занятости профессиональным трудом будет снижаться в целом по стране. Это связано с тем, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе работников, а также со снижением потребности самого населения в рабочих местах из-за переключения интересов в другие сферы общественно полезной деятельности.
Информация о работе Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО