Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:04, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.
Введение
3
1. Характеристика рынка труда и его особенностей
1.1. Структура, содержание и показатели рынка труда
1.2. Государственное регулирование рынка труда
1.3. Зарубежный опыт регулирования рынка труда
5
5
19
24
2. Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО
2.1. Характеристика и анализ рынка труда на примере ХМАО
2.2. Регулированию рынка труда на местном уровне
2.3. Основные направления совершенствования и развития рынка труда региона
27
27
33
38
Заключение
42
Список использованных источников
Отношения занятости обусловливаются экономическими, демографическими и социальными процессами. Экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное — в формировании и развитии личности. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др.
Сущностные характеристики занятости,
в том числе закономерности в распределении по видам занятости,
отраслям народного хозяйства, профессионально-
1.2. Государственное регулирование рынка труда
Государственная политика в области занятости и трудоустройства, а точнее, ее правовой механизм включает две основные группы норм.
Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер (включая и оплату вынужденного прогула). Эти нормы уже апробированы практикой.
В другую группу входят нормы, регулирующие непосредственно занятость, трудоустройство, его формы и объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства. В основе актов, содержащих нормы второй группы, лежит Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации.
Эта программа содержала ряд важных целевых установок и определяла главную задачу социальной политики, состоящую в обеспечении в стране полной занятости и формировании гибкой государственной системы социальной поддержки населения. Наряду с ней действует целый ряд важных нормативных актов, в частности Закон о занятости населения, в котором содержится правовое определение занятости (ст. 1).
Осуществляемые при проведении политики занятости меры можно сгруппировать по разным признакам, хотя на практике эти меры тесно взаимосвязаны. Например, по направлениям регулирования выделяются меры социальные и экономические, с точки зрения способа воздействия — меры прямого и косвенного влияния. К первым относятся различные программы создания рабочих мест, программы образования, профессиональной подготовки и переподготовки, мероприятия региональной политики, изменения в трудовом законодательстве и т.д. К косвенным мерам воздействия принадлежат налоговая, кредитная и денежная политика, субсидирование предпринимателей для трудоустройства безработных и организации производственного обучения и переподготовки и другие меры общеэкономического характера.
Если анализировать деятельность государства, избрав критерием объект регулирования, то можно разграничить существующие меры по их влиянию на спрос на рабочую силу или на ее предложение, в том числе и путем воздействия на заработную плату.
При выработке концепции политики занятости и ее реализации в условиях социально-экономических преобразований в России были учтены основные особенности российского рынка труда и тенденции регулирования в странах с развитой рыночной экономикой.
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный.
Активная политика занятости— это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.
Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить ситуацию. Отсутствие активной политики может значительно сузить функции службы занятости, превратив ее в обычный собес.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:
-развитие людских ресурсов для труда;
-обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
-создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
-поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
-обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
-предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
-поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
-сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
-координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
-координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
-международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.
Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития .
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также путем региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий. Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:
-республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;
-областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня. Например, выделение городов приоритетного развития;
-районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда. Региональное регулирование занятости позволяет учитывать многие особенности развития регионов и на их основе разрабатывать конкретные целенаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм собственности, размеров предприятий и т.д..
Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижение трех основных целей:
-стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников;
-наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
-предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Меры государственной политики занятости дифференцируются по.
-объекту воздействия (общие меры и специализированные);
-источникам финансирования.
К методам воздействия на занятость можно отнести:
-прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
-косвенные (экономические): финансовая, монетарная, фискальная политики. Типы государственного воздействия на занятость:
-пассивный — социальная помощь незанятому населению;
-активный - стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.
В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости (они есть в каждом городе и районе).
Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются органами службы занятости бесплатно. Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях, при религиозных органах и т.д. Находят применение биржи труда. Практика показывает, что они в полной мере могут стать действенным регулятором рынка труда. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах. Как рыночная структура, биржа труда выполняют многообразные функции .
Существуют и другие формы коммерческих структур в области организации занятости населения на негосударственном уровне. На конец 2013 г. в России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве.
Правовое понятие занятости важно в связи с осуществлением государственной политики в социальной сфере, необходимостью оказания помощи лицам, которые не считаются занятыми.
1.4. Зарубежный опыт регулирования рынка труда
В мировой практике сложился определенный стандарт уровня безработицы в стране, который не должен превышать 10% от числа имеющихся трудовых ресурсов. Увеличение до 15% сверх числа занятых ведет к обострению криминогенной ситуации, утрате квалифицированных навыков, снижению склонности к инвестированию особенно иностранных инвесторов. В том случае, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг от роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А. Оукеном:
(Qпз - Qф) : (Qф) = a (Uф – Uпз),
где Qпз — уровень выпуска продукции при полной занятости;
Qф — фактический выпуск продукции;
Uф —фактический уровень безработицы;
Uпз — норма безработицы при полной занятости (естественная норма безработицы);
а — коэффициент, рассчитанный эмпирическим путем, а = 2,5.
Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем, приводит к уменьшению фактического ВНП, по сравнению с потенциально возможным ВНП, в среднем на 2,5%.
Таблица 1.2
Страны |
2012 |
Процент безработицы |
2013 |
Процент безработицы |
Австралия |
сентябрь |
8,4 |
сентябрь |
8,7 |
Австрия |
август |
5.4 |
август |
5,7 |
Бельгия |
сентябрь |
14,8 |
сентябрь |
14,2 |
Великобритания |
август |
8,4 |
август |
7-8 |
Германия |
сентябрь |
10,2 |
сентябрь |
11,2 |
Испания |
2 кв. |
22,7 |
2кв. |
22,3 |
Канада |
июль |
9,8 |
июль |
9,8 |
Польша |
сентябрь |
15,0 |
сентябрь |
13,5 |
Словакия |
2кв. |
13,3 |
2кв. |
12,1 |
США |
октябрь |
5,2 |
октябрь |
4,9 |
Финляндия |
сентябрь |
16,4 |
сентябрь |
15,1 |
Чехия |
июль |
2,9 |
июль |
3,0 |
Чили |
2кв. |
5,8 |
2кв. |
6,6 |
Швеция |
сентябрь |
7,9 |
сентябрь |
8,3 |
Япония |
сентябрь |
3,2 |
сентябрь |
3,3 |
Информация о работе Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО