Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.

Содержание работы

Введение
3
1. Характеристика рынка труда и его особенностей
1.1. Структура, содержание и показатели рынка труда
1.2. Государственное регулирование рынка труда
1.3. Зарубежный опыт регулирования рынка труда

5
5
19
24
2. Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО
2.1. Характеристика и анализ рынка труда на примере ХМАО
2.2. Регулированию рынка труда на местном уровне
2.3. Основные направления совершенствования и развития рынка труда региона

27

27

33
38
Заключение
42
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Регулирование рынка труда на региональном уровне.doc

— 719.00 Кб (Скачать файл)

 

Реализация   представленных проектов и контроль за ходом их исполнения закреплена за  Департаментом по труду и социальным вопросам ХМАО и Управлением  социальной защиты населения ХМАО, которые в рамках своих полномочий могут привлекать средства  спонсоров и меценатов на  достижение  стратегических целей  повышения  уровня и качества жизни населения ХМАО и  его социальной защиты.

Региональные программы, ориентированные на решение общетерриториальных проблем, связанных  с  регулированием  рынка  труда, можно рассматривать как конкретизацию федеральных проектов. В качестве наиболее  эффективного способа решения проблем на  рынке  труда  можно предложить  проект общегородских   слушаний   "Проблемы и перспективы развития  ХМАО ".

Таким образом, представленные данные  свидетельствуют, что Программа регулирования  рынка  труда в  ХМАО и составит общую сумму финансовых средств – 46 421,0 тыс.руб.   из которых 11528,0 тыс.руб. составит  финансирование из Федерального бюджета, 21883,0 тыс.руб. – из бюджета ХМАО, и 3010,0 тыс.руб. из Фонда спонсорской и благотворительной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев тему данной работы, можно сделать следующие выводы.

Рынок труда представляет собой систему, в которой взаимодействуют субъекты собственности на факторы производства — на средства труда и рабочую силу, — происходит стоимостная оценка разнокачественной рабочей силы, формируются объем и структура спроса на рабочую силу и ее предложения. Условиями рынка труда являются существование товарного рынка и денег, а также наличие свободного наемного рабочего — продавца и капиталиста-покупателя.

Основными элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, или заработная плата, конкуренция между наемными работниками за лучшие рабочие места, между работодателями — за лучших работников, между наемными работниками и работодателями при заключении тарифных соглашений об условиях труда и его оплате.

Рынок труда неоднороден. Он дифференцирован по качеству pабочей силы, по признакам национальности, пола, возраста и т.п. Проводится деление рынков труда по отраслям и территориям.

Рыночная система хозяйствования меняет не только экономическую политику управления хозяйством, но и требования к рабочей силе, формирует новую политику хозяйственной мотивации. Процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет не совсем гладко. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей.

Ханты-Мансийский автономный округ образован 10 декабря 1930 г., Округ состоит из 9 районов, 15 городов и 25 поселков городского типа. Доля городского населения очень высокая — 91,5%. Основу хозяйства округа составляет добыча и переработка нефти и газа, а также лесная (преобладает деревообработка) и пищевая (выделяется рыбная) промышленность, развивается производство строительных материалов. С 1940 по 2012 год население увеличилось более чем в 10 раз. При этом численность сельского населения увеличилась только в 2 раза, половина — это люди, живущие в небольших поселках и по своему образу жизни ближе к городскому населению. В округе  проживают не только русские, украинцы, белорусы, но и казахи, представители народов Кавказа, Средней Азии и других этнических групп. Резкое увеличение притока трудовых ресурсов радикально изменило этническую структуру района, вызвало резкое сокращение удельного веса коренного населения. Численность населения округа на 1 января 2013 года составила 1478,2 тыс. человек, из них 49% - мужчины, 51% - женщины.

Удельный вес пенсионеров в отчетном 2013 году сократился на  2,1%, так как многие   жители ХМАО с выходом на пенсию  уезжают    в  места прежнего местожительства. Если в экономической сфере  регион  относится к  успешным и развитым  регионом, то в социальной сфере в настоящее время  существует много проблем, главной из которых является безработица, хотя на  фоне общероссийских показателей по безработице  ХМАО является наиболее благополучным регионом.

В структуре экономически активного населения   среди мужчин   преобладают  люди в  возрасте  от  20 до 35 лет – 238,8 и 239,3 тыс. чел по годам соответственно.  В  категории женщин наблюдается  такая же  динамика – преобладают  люди молодого возраста. Удельный вес женщин в общей численности безработных к 2013г. составил 61,2%, он вырос по сравнению со своим значением в 2001 году на 2,23%. В среднем за каждый исследуемый год данный показатель увеличивался на 0,45%, что указывает на постоянно увеличивающееся количество безработных женщин.

Наибольшее количество людей, занятых в экономике ХМАО, имеют среднее (полное) общее образование, причем эта тенденция прослеживается на протяжении последних лет.

Для  снижения уровня безработных и их социальной защищенности расходы,  направленные на  снижение уровня безработица ежегодно возрастают.

В округе сформирован  пакет   программ  по   снижению уровня безработицы:

Проект "Надежда";

Проект «Профессия»;

Проект “Вторая профессия”;

Проект  «Безработице – нет!»;

Наиболее перспективными  с точки зрения их социальной  значимости следует особо выделить такие программы как «Профессия» и «Безработице – нет»,  так  как реализация именно этих программ позволит  снизить  уровень безработицы среди молодого населения ХМАО и вовлечь в трудовой процесс  энергичных   работников с высоким производственным потенциалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

Нормативные акты

 

1. Конституция Российской  Федерации (в ред. Законов Российской Федерации о поправке  к  Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008  года №6-ФКЗ и № 7 –ФКЗ) // Российская газета. 2008.

  2. Гражданский  процессуальный кодекс РФ от 04.12.2007. № 330-ФЗ. //СЗ РФ 2007. №28. Ст 1015.

2. Гражданский кодекс  РФ  в ред.  от 24.02.2012. № 17-ФЗ.//Российская газета от 26 февраля  2012 г. 

3. Жилищный кодекс РФ в ред.  от  01.02. 2012 года № 4-ФЗ. //Российская газета от 4 февраля 2012 г.

4. Семейный кодекс РФ  по состоянию на  15.12. 05. № 32-ФЗ. //Российская газета. №4. 06.01.2006.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 197 //СЗ РФ 2008. № 25. Ст. 2740.

7. Закон РФ от 22.08.2008 №122-ФЗ «О  занятости населения в Российской  Федерации». //СЗ РФ. 2008. Ст.2435.

 

Научная литература

1. Акопова Е. П., Еремина С. Н. Договоры  о труде. Ростов-на-Дону.: Феникс,  2012. – 265 с.

2. Адамчук В.В. Кокин Ю.П. Яковлев  Р.А.  Экономика и социология  труда. -М.: Финстатинформ,  2010. – 380 с.

3.Баканов М.И. Шеремет А.Д. Экономический анализ. -М.: Финансы и статистика, 2013. – 376 с.

4. Бреева Е.Б. Программа социальной  работы с безработными и их  семьями. М.: ИНФРА-М, 2008. – 277 с.

5. Бугров Л. Ю. Проблемы свободы  труда в трудовом праве. Пермь, 2008. – 190 с.

6. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.: Норма,  2010. - 205 с.

7. Гаврилина А. К. Гарантии работникам  при увольнении // Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. М.: БЕК,  2013. – 325 с.

8. Гусов К. Н. Трудовые контракты  и реализация права на труд // Вестник МГУ. Право. 2012. № 4.

9. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовой  договор: комментарий ТК. М.: Юрайт,  2012. – 310 с.

10. Гусов К.Н. Право социального  обеспечения. М.: Проспект, 2013.  - 325 с.

11. Гершанов Е. М. Трудовой договор. М.: Мысль,  2008. – 420 с.

12. Дмитриева И. К. Трудовой договор. М.: Юрист,  2010. – 267 с.

13.Добрынин А.И. Экономика. М.: Юрайт, 2013. –427 с.

14. Дановский С.Л. Социальная типология  безработных. //Человек и труд. – 2010. № 5-6. –с. 22-26.

15. Дановский С.Л., Карташов С.А., Социальная динамика безработицы в Москве. //Социологические исследования. – 2008. -№12. –с.44- 47.

16. Жилинский  С.Э. Правовая основа  предпринимательской деятельности. - М.: Норма, 2013. - 397 с.

17. Зайкин А. Д. Трудовой договор (контракт). Учебное пособие. М.: Юнити,  2012. – 450 с.

18. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Юрист, 2013. – 490 с.

19. Иванова В.Н. Управление занятостью  населения на местном уровне. М.: Финансы и статистика. 2013. – 210 с.

21. Котелевская И.В. Охрана труда. - М.: Феникс, 2008. - 248 с.

22. Коршунова Т.Ю., Нуртдинова  А. Ф. Трудовой договор в современных условиях (к вопросу о найме труда) // Государство и право. 2010. № 2.

23. Кокин Ю.П. Политика доходов  и заработной платы. М.: Юрист, 2013. – 395 с.

24. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Юнити, 2013. – 324 с.

25. Ляшенко А.К. Как поддержать  безработного. //Служба кадров. – 2010. №11. – с.34-37.

26. Лукашев Е.А. Права человека. - М.: Норма, 2010. - 433 с.

27 Минин Э.В.  Экономика. М.: Профиздат, 2013. – 255 с.

28. Мирманов В.Г. Макроэкономика. - М.: Дело, 2013. – 345 с.

29. Основы социальной работы: Учебник. /Под ред.П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М,  2010. – 368 с.

30. Орловский Ю.П. Комментарий к  Трудовому кодексу РФ. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 959 с.

31. Попов А.Г. Регистрируемая безработица.//Вопросы экономики. 2010. № 11. –с. 66-70.

32. Савченко П.В. Политика доходов  и заработной платы. -М.: Юрист, 2013.-  355 с.

33. Симионова Ю.Ф. Экономическая  теория. -М.: Феникс, 2012. – 618 с.

34.Сыроватская Л.А. Трудовое право.- М.: Юрист, 2010.  - 312 с.

35. Ставцева А. И., Хохрякова О. С. Трудовой договор. -М.: Юрист,  2013. - 377 с.

36. Толкунова В.Н. Трудовое право. -М.: Проспект, 2010. -315 с.

37. Ткаченко Д.И. Социальная психология. -М.: Юнити, 2010. – 495 с.

38. Фролов С.С. Основы социологии. -М.: Юрист, 2010. –320 с.

39. Фадеев В.И. Трудовое право  РФ. - М.: Юрист, 2012. - 215 с.

40. Худышкина П.Р. Рынок труда  и его особенности. -М.: БЕК, 2013. – 294 с.

41. Чащин  А.П. Социология. -М.: Приор, 2010. – 410 с.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Отраслевая структура занятости в России

Отрасли

2011г.

2012г.

2013г.

млн чел.

%

млн чел.

%

млн. чел.

%

Всего занято

73,33

100

75,3

100

65,4

100

Сфера материального производ

 

 

 

 

 

 

производства, всего

41,8

57,0

41,7

55,4

30,4

46,4

В том числе:

 

 

 

 

 

 

промышленность

23,8

32,5

22,8

30,3

15,5

23,7

сельское и лесное хозяйство

11:0

15,0

9,9

13,2

9,3

14,2

строительство

7,0

9,6

9,0

12,0

5,6

8,5

Сфера услуг, всего

31,5

43,0

33,6

44,6

35,0

53,6

В том числе:

 

 

 

 

 

 

транспорт и связь

7,0

9,6

5,8

7,7

5,1

7,8

торговля, общественное

 

 

 

 

 

 

питание, сбыт и заготовки

6,0

8,3

5,9

7,8

6,9

10,6

жилищное коммунальное

 

 

 

 

 

 

хозяйство и бытовое

 

 

 

 

 

 

обслуживание населения

2,8

3,9

3,2

4,3

3,4

5,2

здравоохранение, социальное

 

 

 

 

 

 

 обеспечение, физкультура

 

 

 

 

 

 

 и спорт

3,5

4,8

4,3

5,6

4,5

7,0

образование, культура,

 

 

 

 

 

 

искусство

6,0

8,2

7,3

9,6

7,4

11,3

наука и научное обслуживание

3,3

4,5

3,1

4,2

1,4

2,2

кредитование, финансы и

 

 

 

 

 

 

страхование

0,4

0,5

0,4

0,5

0,8

1,2

аппарат органов управления

1,3

1,8

1,8

2,4

2,8

4,3

Другие отрасли

0,9

1,3

1,8

2,4

2,6

4,0


 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Формы российской безработицы

Критерии классификации

Формы безработицы

Разновидности

форм

Сфера

распространения

1. Причины возникновения безработицы

Текущая Структурная

Конверспособная Технологическая Конъюнктурная

Повсеместно

Центры ВПК

Города с градооб-

разующими предприятиями

 

Циклическая

 

в период спада

 

Сезонная

 

производства в сельском хозяйстве

 

 

 

промысловых отраслях,

 

 

Экстремальная

 

строительстве

Районы интенсивной миграции населения,

 

 

 

 

«горячие точки»

 

 

 

и т.д.

2. Продолжительность

Застойная Краткосрочная

 

Повсеместно

Повсеместно

3. Внешняя форма проявления безработицы

Скрытая

Аграрная

Частичная

Сельская местность Промышленные центры

 

 

Открытая

 

Повсеместно


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

1. Внешний рынок труда — это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли.

2. Конъюнктура рынка — это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда.

Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства.

Информация о работе Практика применения государственного регулирования Рынка труда ХМАО