Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие правомерного поведения, правонарушения и их взаимосвязь с уровнем общественного правосознания и правовой культуры населения.
Поставив цель исследования, определим постановку решения следующих задач:
1) Ознакомиться с понятием, видами и признаками правомерного поведения.
2) Рассмотреть признаки правонарушений.
3) Рассмотреть понятие, признаки, цели, функции и принципы юридической ответственности.
4) Рассмотреть понятие правовой культуры общества, его структуру и функции.
5) Ознакомиться с понятием правового воспитания.
6) Рассмотреть понятие и источники правового нигилизма.
7) Рассмотреть соотношение правосознания и правовой культуры общества.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что к числу наиболее актуальных задач казахстанской юридической науки относится определение границ между правомерным поведением и правонарушением, разработка проблем правонарушений в современном обществе и путей их ликвидации. Изучением данных вопросов занимаются все отраслевые дисциплины правовой науки. Кроме того, большое внимание правомерному поведению и правонарушению уделяют такие науки, как социология, психология, философия и другие. Но только наука - теория государства и права может обеспечить методологическое единство исследований по данным проблемам.
Изучая вопросы правомерного
поведения и правонарушений, не следует
забывать о правосознании, правовой
культуре, которые оказывают активное
воздействие на регулирование человеческого
поведения в обществе и государстве.
Актуальное значение имеет познание
роли правосознания в
Право – важнейшее средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения являются продуктом жизнедеятельности людей, их поведения в обществе.
Глава 2 ст. 13 Конституции Республики Казахстан [1] говорит о том, что «каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону; на судебную защиту своих прав и свобод; на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Это означает, что человек является самым важным элементом всего государства и общества, а все действия государства и права должны быть направлены на обеспечение его достойного существования.
Из этого можно сделать вывод, что действия граждан по осуществлению своих законных возможностей не должны нарушать права и обязанности других лиц, что и является одной из важнейших составляющих правомерного поведения. Все эти действия должны регулироваться правом, так как без правового регулирования люди не смогут сосуществовать вместе, а право в свою очередь зависит от человеческого общества.
Однако человек в своей
жизненной деятельности руководствуется
также своими жизненными принципами,
моралью, а также уровнем развития
правосознания в обществе, историческими
особенностями его развития и
многими другими факторами. Из этого
множества критериев и
Обязательно нужно помнить, что чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами. Это ежечасно и ежеминутно должны помнить мы все.
Любое поведение соответствующее правовым нормам оценивается, как правомерное, а противоречащее им - как правонарушение.
Но не следует оценивать
поведение только с одной
Понятно, что все виды
общественно полезного
Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие правомерного поведения, правонарушения и их взаимосвязь с уровнем общественного правосознания и правовой культуры населения.
Поставив цель исследования, определим постановку решения следующих задач:
1) Ознакомиться с понятием, видами и признаками правомерного поведения.
2) Рассмотреть признаки
3) Рассмотреть
понятие, признаки, цели, функции
и принципы юридической
4) Рассмотреть
понятие правовой культуры
5) Ознакомиться
с понятием правового
6) Рассмотреть понятие и источники правового нигилизма.
7) Рассмотреть соотношение правосознания и правовой культуры общества.
Объектом курсовой работы выступает общественные отношения, в которых действует субъект права.
Предметом является теоретические вопросы правомерного поведения и правонарушения.
Теоретическую основу исследования составили работы авторов: Матузов Н. И., Протасов В. Н., Алексеев С. С., Венгеров А. Б. и др., а также была использована Конституция Республики Казахстан.
Методологическая основа исследования состоит в диалектическом материализме. Наряду с этим здесь широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Объем и содержание курсовой работы:
В первой главе рассмотрены понятие, виды и признаки правомерного поведения; правонарушения и их признаки; понятие, цель, функции и принципы юридической ответственности.
Во второй главе – понятие, структура и функции правовой культуры общества; понятие правового воспитания, его цель и функции; понятие и источники правового нигилизма.
В третьей главе освещено соотношение правосознания и правовой культуры общества.
Объем курсовой работы – 39 страниц.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, шести подглав, заключения и списка использованной литературы.
1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЯ,
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
1.1 Правомерное поведение: понятие, виды и признаки
Человек
– существо социальное, общественное.
Для удовлетворения своих потребностей
и интересов он ежедневно вступает
в сотни отношений с другими
людьми. Причем его участие в этих
отношениях может иметь различную
степень социальной значимости. Своим
поведением индивид может принести
контрагентам как значительную пользу,
так и существенный вред. В этой
связи государство, будучи официальным
представителем и гарантом безопасности
всех членов общества, устанавливает
своеобразные границы социально
значимого поведения своих
Заинтересовавшиеся в этом вопросе Н.И. Матузов и А.В. Малько отмечают подвижность данных границ. Они весьма динамичны и изменяются под влиянием объективных и субъективных факторов. Объективированную форму оценки общественно значимое поведение получает, как правило, в правовых нормах. Отражая степень важности тех или иных вариантов поведения, данная разновидность социальных норм одни поступки поощряет, другие, напротив, ограничивает или вовсе запрещает под страхом наказания за совершенные деяния. [2, с. 326]
Таким образом, оценивая поступки человека через призму права, государство декретирует два основных вида его поведения – правовое (юридически значимое) и юридически безразличное. Специфика правового поведения отражается в его признаках:
- во-первых, это социально значимое и типичное, сознательно-волевое поведение, поддающееся как внутреннему (со стороны самого субъекта), так и внешнему (со стороны органов, представляющих государство) контролю;
- во-вторых, это поведение получает государственную оценку и официальное документальное закрепление в правовых предписаниях, четко и детально устанавливающих границы запрещенного и дозволенного;
- в-третьих, оно влечет юридические последствия.
Большинство деяний в правовой сфере составляют правомерные поступки. Они определяют основу нормального функционирования общества. О правомерном поведении субъектов можно говорить лишь в той мере, в какой его действия совпадают с их моделью, зафиксированной в правовой норме, которая служит как бы основанием и вместе с тем критерием и гарантом правомерного поведения лица или коллектива. Однако при оценке поведения конкретного человека важен не только формально юридический критерий. Социально-психологические исследования поступков показывают много вариантность поведения личности. Оказывается, что иногда, действуя в границах закона, можно причинить весьма ощутимый вред, и наоборот, формальное нарушение правовых предписаний не приносит даже минимальных негативных последствий для окружающих. В этой связи правоприменителю полезно обратиться к волевым сознательным элементам мотивации поведения субъекта, имевшим в своей основе порой самое причудливое сочетание личных, общественных, государственных, национальных, материальных и иных интересов.
Выбирая вариант своего поступка, человек как минимум должен знать предъявляемые к нему правовые требования. Поэтому в правовой сфере действует принцип «незнание закона не освобождает от ответственности».
Итак, правомерное поведение – это такое правовое поведение, которое, во-первых, отвечает интересам общества, государства и отдельных лиц; во-вторых, соответствует требованиям правовых предписаний; в-третьих, обеспечивается государством.
Желательные
варианты поведения не имеют такой
высокой социальной значимости, так
как непосредственно не затрагивают
основ жизнеспособности общества. Однако
они весьма существенно влияют на
эффективность его
Правомерное
поведение становится нормой для
абсолютного большинства
«Общий
же механизм формирования правомерного
поведения складывается из трех взаимосвязанных
подсистем - юридического («специально-юридического»)
механизма, психологического механизма
и социального механизма. Обособить
их можно только в теоретическом
плане: с той целью, чтобы отдельно
проанализировать специально-юридические,
психологические и
Другими
словами, правовые предписания прежде,
чем воплотиться в конкретном,
фактическом правомерном
В научной
литературе существует несколько понятий
правомерного поведения: правомерным
считается то поведение, которое
соответствует предписаниям юридических
норм; правомерным считается любое
поведение, не запрещенное юридическими
нормами. Право является единственным
и универсальным регулятором
общественных отношений - оно охватывает
все сферы жизни и существует
такое поведение, которое является
юридически нейтральным, но в то же
время отрицательным для
По мнению С.С. Алексеева: «Правомерное поведение – это массовое по масштабам социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством». [4, с. 342]
Правомерному поведению присущи следующие признаки.
Во-первых,
правомерное поведение
Во-вторых,
правомерное поведение обычно социально
полезно. Это действия, адекватные образу
жизни, полезные (желательные), а порой
и необходимые для нормального
функционирования общества. Положительную
роль оно играет и для личности,
ибо благодаря ему