Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие правомерного поведения, правонарушения и их взаимосвязь с уровнем общественного правосознания и правовой культуры населения.
Поставив цель исследования, определим постановку решения следующих задач:
1) Ознакомиться с понятием, видами и признаками правомерного поведения.
2) Рассмотреть признаки правонарушений.
3) Рассмотреть понятие, признаки, цели, функции и принципы юридической ответственности.
4) Рассмотреть понятие правовой культуры общества, его структуру и функции.
5) Ознакомиться с понятием правового воспитания.
6) Рассмотреть понятие и источники правового нигилизма.
7) Рассмотреть соотношение правосознания и правовой культуры общества.
Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.
Особого внимания заслуживает деятельная сторона правовой культуры. При этом необходимо, преяеде всего, иметь в виду две области деятельности:
1) непосредственно в правовой сфере;
2) внеправового
характера, но связанная со
сферой действия права
Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Здесь можно вести речь о нескольких плоскостях структуры: формах выражения, социальном уровне, содержании и т.д. Юридическая образованность личности выражается в трех состояниях - правовых культурных ориентациях, творческой деятельности по их реализации и в полученных результатах реализации.
Далее, правовая культура - это определенный характер и уровень творческой деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Наконец, правовая культура выступает как результат творческой деятельности в сфере права. Последний способ существования данного явления выражается как его внутренний потенциал. [27, с. 360]
Предлагаемый подход имеет не только теоретическое, но и практическое значение. При анализе реального состояния юридической культуры личности необходимо учитывать уровень ее развития у населения. Так, если правовую культуру рассматривать лишь как юридический потенциал, то вольно или невольно остаются в стороне не только перспективы ее дальнейшего развития, но и устойчивость уже приобретенной. Первое обеспечивается правокультурной творческой деятельностью, второе - выработкой правовой ориентации.
С этих позиций
структура правовой культуры личности
выступает в двуедином качестве
- типа человеческой деятельности и
ее ориентации на право, отрасль, отдельный
закон. Здесь говорят о
С точки зрения содержания, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:
1) психологический (правовая психология);
2) идеологический (правовая идеология);
3) поведенческий
(юридически значимое
При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются следующие уровни правовой культуры.
Обыденный уровень - ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями.
Профессиональный уровень - складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью (юристы-практики).
Теоретический уровень. Правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.
Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Кроме этого возможна оценка правовой культуры, как и культуры вообще, по уровню развития компонентов правовой системы.
При этом оцениваются:
а) уровень
общественного и
б) уровень законности;
в) уровень совершенства законодательства;
г) уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то есть состояние правосудия в обществе.
Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры.
В правовой культуре можно выделять также общечеловеческий и национальный компоненты.
По видам правовую культуру можно разделить, на:
а) правовую культуру общества в целом;
б) правовую культуру индивида;
в) правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.
Правовая
культура в реальной жизни выполняет
одновременно несколько специфических
функций - познавательно-
1. Познавательно-
Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.
Ценностно-нормативная
функция правовой культуры выражается
с помощью системы
Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность.
Выполняя коммуникативную функцию, правовая культура обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.
2.2 Правовое воспитание: понятие, цели и функции
В казахстанском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства.
Формирование
правосознания личности
Обычно
говорят о правовом воспитании
в широком и узком смысле. В
первом случае речь идет, скорее
о правовой социализации
А.А.Кваша
определяет правовое
Под правовым
воспитанием в «Теории
Есть
еще ряд определений правового
воспитания, но все они сводятся
к необходимости формирования
в человеке правовых идей, норм,
принципов, представляющих
Правовое
воспитание неразрывно связано,
Идеология
правового воспитания, т.е. систематизированное,
научно обоснованное научение правовым
взглядам, требованиям, идеям, предполагает
теоретическое осознание
В целом можно констатировать, что целью процесса правового воспитания является выработка устойчивых качеств личности индивида по отношению к социуму, воспитание высокой правовой культуры, которая включает в себя все элементы правосознания и правового поведения: овладение знаниями, выработку навыков и умений соответствующего правового поведения, аргументированную правовую оценку реальной действительности; утверждение в сознании гражданина взглядов, которые обеспечивают уважение к законам Республики Казахстан.
Правовое воспитание направлено на повышение регулирующей роли права и не должно сводиться только к разъяснению норм права. Большая роль принадлежит пропаганде Конституции РК. Ее изучение органически связано с воспитанием гражданской ответственности перед обществом и Российским государством. Правовое воспитание направлено на формирование позитивных качеств, формирование у людей правовых поведенческих установок. Причем воспитание осуществляется в направлении от внешних требований, предъявляемых обществом к личности, к внутреннему убеждению, а затем к практическим действиям. Именно таким представляется процесс формирования правового сознания как необходимое условие обеспечения правопорядка в обществе. Реализация права возможна тогда, когда происходит адекватный процесс взаимодействия требований норм права с сознанием индивида через социально-психологические и индивидуально-психологические механизмы[32, с. 13]. Этой же цели развития правовой активности личности служат и средства государственного поощрения. Они способствуют развитию позитивных побуждений личности в соответствии с требованиями правовых норм.
Таким образом,
магистральная цель правовоспитательного
процесса состоит в переходе приобретенных
правовых знаний в ценностные установки,
превращение их во внутреннее убеждение,
придание им положительной эмоциональной
окраски и закреплении в
Данные цели предполагают адекватные функции правового воспитания.
1. Системно-теоретическая.
При реализации целей и
2. Интегрирующая
и синтезирующая. В
3. Стимулирующая.
В теоретической разработке и
обосновании правовых идей