Правомерное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие правомерного поведения, правонарушения и их взаимосвязь с уровнем общественного правосознания и правовой культуры населения.
Поставив цель исследования, определим постановку решения следующих задач:
1) Ознакомиться с понятием, видами и признаками правомерного поведения.
2) Рассмотреть признаки правонарушений.
3) Рассмотреть понятие, признаки, цели, функции и принципы юридической ответственности.
4) Рассмотреть понятие правовой культуры общества, его структуру и функции.
5) Ознакомиться с понятием правового воспитания.
6) Рассмотреть понятие и источники правового нигилизма.
7) Рассмотреть соотношение правосознания и правовой культуры общества.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 89.96 Кб (Скачать файл)

Структурными  элементами правовой культуры выступают  компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и  в другие структуры. Более того, эти  элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.

Особого внимания заслуживает деятельная сторона  правовой культуры. При этом необходимо, преяеде всего, иметь в виду две  области деятельности:

1) непосредственно  в правовой сфере; 

2) внеправового  характера, но связанная со  сферой действия права Понимание  первой не представляет особой  сложности, хотя и здесь проявляются  весьма нетрадиционные взгляды.  О второй может идти речь  тогда, когда содержанием ее  оказывается разработка, предположим,  в художественной форме каких-либо  произведений, отражающих правовые  идеи, теории, оценки, чувства. Эта  деятельность непосредственно не  входит в предмет правовой  культуры, но своим идейным содержанием  наполняет ее. Например, радио, телевидение, литература, живопись, кино, журналистика.

Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Здесь можно вести речь о нескольких плоскостях структуры: формах выражения, социальном уровне, содержании и т.д. Юридическая образованность личности выражается в трех состояниях - правовых культурных ориентациях, творческой деятельности по их реализации и в полученных результатах реализации.

Далее, правовая культура - это определенный характер и уровень творческой деятельности личности, в процессе которой она  приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Наконец, правовая культура выступает как  результат творческой деятельности в сфере права. Последний способ существования данного явления  выражается как его внутренний потенциал. [27, с. 360]

Предлагаемый  подход имеет не только теоретическое, но и практическое значение. При  анализе реального состояния  юридической культуры личности необходимо учитывать уровень ее развития у населения. Так, если правовую культуру рассматривать лишь как юридический потенциал, то вольно или невольно остаются в стороне не только перспективы ее дальнейшего развития, но и устойчивость уже приобретенной. Первое обеспечивается правокультурной творческой деятельностью, второе - выработкой правовой ориентации.

С этих позиций  структура правовой культуры личности выступает в двуедином качестве - типа человеческой деятельности и  ее ориентации на право, отрасль, отдельный  закон. Здесь говорят о цивилистической, криминалистической, административной, судебно-процессуальной правовой культуре.

С точки  зрения содержания, структура правовой культуры личности состоит из следующих  элементов:

1) психологический  (правовая психология);

2) идеологический (правовая идеология);

3) поведенческий  (юридически значимое поведение). [28, с. 187]

При оценке правовой культуры личности важно учитывать  уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются следующие уровни правовой культуры.

Обыденный уровень - ограничен повседневными  рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми  явлениями.

Профессиональный  уровень - складывается у лиц, которые  специально занимаются правовой деятельностью (юристы-практики).

Теоретический уровень. Правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма  правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.

Обыденный, профессиональный и научно-теоретический  уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

Кроме этого  возможна оценка правовой культуры, как  и культуры вообще, по уровню развития компонентов правовой системы.

При этом оцениваются:

а) уровень  общественного и индивидуального  правосознания, в том числе уровень  развития юридической науки и  юридического образования;

б) уровень  законности;

в) уровень  совершенства законодательства;

г) уровень  совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то есть состояние правосудия в обществе.

Данные  уровни можно расценивать как  элементы правовой культуры.

В правовой культуре можно выделять также общечеловеческий и национальный компоненты.

По видам  правовую культуру можно разделить, на:

а) правовую культуру общества в целом;

б) правовую культуру индивида;

в) правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.

Правовая  культура в реальной жизни выполняет  одновременно несколько специфических  функций - познавательно-преобразовательную, пра- ворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную. [25, с. 56]

1. Познавательно-преобразовательная  функция связана с теоретической  и организаторской деятельностью  по формированию правового государства  и гражданского общества. Эта  функция связана с созданием  правовых и нравственных гарантий  таких общечеловеческих ценностей,  как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный  самоконтроль и совестливость,  человеческое достоинство и свобода  выбора.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение  устойчивого, слаженного, динамичного  и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало  быть, и общества в целом.

Ценностно-нормативная  функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических  характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через  призму формирования правовых качеств  личности. Безусловно, на этот процесс  существенное влияние оказывает  правовая действительность.

Выполняя  коммуникативную функцию, правовая культура обеспечивает общение граждан  в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.

 

 

2.2 Правовое воспитание: понятие, цели и функции

 

В казахстанском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства.

 Формирование  правосознания личности означает  создание таких условий, при  которых у граждан появляется  положительное отношение к праву.  Правильное воспитание каждой  отдельной личности ведет к  созданию культурного, социально  активного и законопослушного  общества.

 Обычно  говорят о правовом воспитании  в широком и узком смысле. В  первом случае речь идет, скорее  о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей  обстановкой в целом, всей юридической  практикой и поведением людей,  должностных лиц - представителей  государственного аппарата в  правовой сфере. Правовое воспитание  в узком смысле отличается  своей целенаправленностью на  повышение правовой культуры  человека, группы людей и общества  в целом. 

 А.А.Кваша  определяет правовое воспитание  через его составные элементы: «правовое воспитание состоит  в передаче, накоплении и усвоении  знаний принципов и норм права,  а также в формировании соответствующего  отношения к праву и практике  его реализации, умении использовать  свои права, соблюдать запреты  и исполнять обязанности. Отсюда  необходимость в осознанном усвоении  основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого  уважения к праву. Полученные  знания должны превратиться в  личное убеждение, в прочную  установку строго следовать правовым  предписаниям, а затем - во внутреннюю  потребность соблюдать закон».[29, с. 301-319]

Под правовым воспитанием в «Теории государства  и права» под редакцией Н.И.Матузова и А.В.Малько понимается «целенаправленная  деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан  по передаче юридического опыта; систематическое  воздействие на сознание и поведение  человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм».[30, с. 51]

 Есть  еще ряд определений правового  воспитания, но все они сводятся  к необходимости формирования  в человеке правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности  мировой и национальной правовой  культуры. Анализируя вышесказанное,  подытожим: правовое воспитание  есть формирование уважительного  отношения к закону, видение закона  большой социальной ценностью,  развитие чувства ответственности,  непримиримости к произволу, коррупции  и т.д. 

 Правовое  воспитание неразрывно связано,  и реализуется через правовое  образование – непосредственное  получение знаний. Воспитание не  может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает  воспитательный эффект. Правовое  обучение – это «способ внешнего  выражения и организации передачи  теоретического правового материала объекту воспитания».[31, с. 97]

Идеология правового воспитания, т.е. систематизированное, научно обоснованное научение правовым взглядам, требованиям, идеям, предполагает теоретическое осознание интересов, целей и задач общества, государства, индивида.

В целом  можно констатировать, что целью  процесса правового воспитания является выработка устойчивых качеств личности индивида по отношению к социуму, воспитание высокой правовой культуры, которая включает в себя все элементы правосознания и правового поведения: овладение знаниями, выработку навыков и умений соответствующего правового поведения, аргументированную правовую оценку реальной действительности; утверждение в сознании гражданина взглядов, которые обеспечивают уважение к законам Республики Казахстан.

Правовое  воспитание направлено на повышение  регулирующей роли права и не должно сводиться только к разъяснению  норм права. Большая роль принадлежит  пропаганде Конституции РК. Ее изучение органически связано с воспитанием гражданской ответственности перед обществом и Российским государством. Правовое воспитание направлено на формирование позитивных качеств, формирование у людей правовых поведенческих установок. Причем воспитание осуществляется в направлении от внешних требований, предъявляемых обществом к личности, к внутреннему убеждению, а затем к практическим действиям. Именно таким представляется процесс формирования правового сознания как необходимое условие обеспечения правопорядка в обществе. Реализация права возможна тогда, когда происходит адекватный процесс взаимодействия требований норм права с сознанием индивида через социально-психологические и индивидуально-психологические механизмы[32, с. 13]. Этой же цели развития правовой активности личности служат и средства государственного поощрения. Они способствуют развитию позитивных побуждений личности в соответствии с требованиями правовых норм.

Таким образом, магистральная цель правовоспитательного процесса состоит в переходе приобретенных  правовых знаний в ценностные установки, превращение их во внутреннее убеждение, придание им положительной эмоциональной  окраски и закреплении в правовых привычках, становящихся мотивом выполнения правовых норм.

Данные  цели предполагают адекватные функции  правового воспитания.

1. Системно-теоретическая.  При реализации целей и поставленных  на их основе задач правового  воспитания неизбежно осуществляется  разработка (зачастую пересмотр)  правовых идей, теоретических проблем  права, правового регулирования.  В результате вырабатывается  более стройная система правовых  знаний.

2. Интегрирующая  и синтезирующая. В формировании  идеологии правового воспитания  причастные к этому компетентные специалисты используют материалы конкретных социологических исследований, статистические данные о состоянии экономики, демографических процессов в обществе, учитывают общественное мнение, настроения в отдельных социальных группах, картину и динамику правонарушений. В современный период развития российского общества в разработке теоретических проблем правосознания, права важно учитывать взаимодействие правовой системы общества с политическим и нравственным сознанием. Жизнь указывает на необходимость преодоления в правовом воспитании остатков догматического мышления, остатков тоталитарной системы, одномерности классового подхода, упрощенного классового видения всей социальной реальности. Специалиста в области правового воспитания такая ситуация заставляет смотреть на правовые феномены комплексно и цельно, интегрирование с другими областями гуманитарного и точного знания. Следует указать также на то, что воспитание правовой культуры, восполняя арсенал общей культуры личности, одновременно с этим формирует несущую основу, объединяющую в себе и правовую культуру личности, и правовую культуру определенных социальных слоев и групп, а также профессиональную правовую культуру, т.е. всех составляющих правовой культуры. Функциональная роль правового воспитания в данном направлении заключается в том, что она влияет на социализацию общества, направляет данный процесс в сторону совершенствования государственности и становлению наивысшего типа гражданского общества.

3. Стимулирующая.  В теоретической разработке и  обосновании правовых идей правового  воспитания происходит борьба  мнений, что отвечает дальнейшему  развитию юридической науки. Но  мировоззренческие аспекты, идеология  как выражение интересов класса, социальной группы оказывают  воздействие на правосознание  общества, человека. В трактовке  правосознания российского общества  в современный период необходимо  учитывать возросшее за последние  годы влияние религиозного сознания.

Информация о работе Правомерное поведение