Правомерное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие правомерного поведения, правонарушения и их взаимосвязь с уровнем общественного правосознания и правовой культуры населения.
Поставив цель исследования, определим постановку решения следующих задач:
1) Ознакомиться с понятием, видами и признаками правомерного поведения.
2) Рассмотреть признаки правонарушений.
3) Рассмотреть понятие, признаки, цели, функции и принципы юридической ответственности.
4) Рассмотреть понятие правовой культуры общества, его структуру и функции.
5) Ознакомиться с понятием правового воспитания.
6) Рассмотреть понятие и источники правового нигилизма.
7) Рассмотреть соотношение правосознания и правовой культуры общества.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 89.96 Кб (Скачать файл)

4. Нравственно-этическая.  В современных условиях наблюдается  возрастающее значение морально-этических  критериев в оценке правовых  явлений жизни общества, в том  числе и правовых взглядов, идей, теоретических концепций. Несомненную  роль в их формировании играет  правовое воспитание. Несомненно, что  оно, основанное на этике ненасилия, оказывает воздействие на состояние и развитие правосознания на его нравственном и психологическом уровне. Такое же влияние на обучаемого оказывает и практическая философия, т.е. учение о морали и человеческом долге. Исследование этой проблематики, естественно, сказывается и на развитии теоретических аспектов правовоспитательной деятельности, где на разработку правовой идеологии существенное воздействие оказывает сочетание научного анализа жизненных отношений с нравственно-этической и гуманистической оценкой происходящих изменений. Кроме того, в структуре правосознания правовое воспитание неизбежно взаимодействует с правовой психологией, которая охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих нации, народности, классы, группы населения. В формировании правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При этом люди руководствуются своим обыденным сознанием, здравым смыслом. Правовая психология, по сути, представляет собой правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях, правовых навыках, привычках, которые наряду с правовыми знаниями также являются предметом правового воспитания.

5. Регулятивная. Правовое воспитание, формируя правосознание  граждан, оказывает активное воздействие  на регулирование всего многообразия  жизненных процессов в обществе  и государстве, способствует консолидации  граждан, всех социальных групп,  поддержанию и укреплению целостности  общества, по¬рядка в нем. В  свою очередь, здоровое правосознание  общества, уважение граждан к  закону являются основой крепости  государства, эффективного функционирования  политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей  человека, дозволений и запретов  — все это воздействует на  формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

 

 

2.3 Понятие и источники нигилизма

 

Правовой  нигилизм – разновидность социального  нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с  точки зрения корней, причин – в  юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности  основной массы населения. Подобные аитиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного  сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни». [33, с. 20] Речь идет о невостребованности права обществом.

Одним из ключевых моментов здесь выступает  надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного  явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует  меру цивилизоранности общества, состояние  его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое  предназначение, потенциал, универсальность, возможности и даже необходимость  права – таков морально-психологический  генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, грамотности.

Играет  свою негативную роль и простое незнание права. Актуально звучат слова И.А. Ильина о том, что «народ, не знающий  своей страны, ведет внеправовую  жизнь или довольствуется... неустойчивыми  зачатками права. ...Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни. Поэтому  нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права... Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права».

Правовой  нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Причем эта почва постоянно  удобряется, так что «неурожайных»  лет практически не было. Как и  раньше, живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит  обществу огромный и невосполнимый  ущерб. Сказывается отсутствие опыта, юридических знаний, навыков, привычек.

Корни же этого недуга уходят в далекое  прошлое. В специальной литературе отмечается, что юридические доктрины в России отражали широкий диапазон взглядов – «от правового нигилизма  до правового идеализма. ...Идея закона ассоциировалась скорее с главой государства, монархом, нежели с юридическими нормами. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права  исключительно как приказа государственной власти». [34, с. 121] Представления о праве как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе – то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право. Но еще Л. Фейербах заметил:

«В государстве, где все зависит от милости  самодержца, каждое правило становится шатким». [35, с. 643]

Даже  такой ценитель и пропагандист права, как Б.А. Кистяковский, в своей  известной статье в защиту права  пишет: «Право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня. Значение его более относительно». [36, с. 122] Данное высказывание отводит праву не первое и даже не второе место в общем культурном наследии человечества.

В период сталинщины процветал как правовой нигилизм, так и правовой тоталитаризм. Ведь колесо репрессий крутилось  в юридических формах, разыгрывались  «театрализованные» процессы со всеми  их атрибутами, скрупулезно соблюдались  соответствующие нормы, инструкции. Право использовалось в качестве дубинки», с помощью которой, как  известно, можно и нападать, и  защищаться. Это значит, что право, в зависимости от того, в чьих оно руках, способно творить как  добро, так и зло. Это – палка  о двух концах».

Выше  говорилось о том, что перестроечные процессы, наряду с очистительной миссией, послужили мощным катализатором социально-правового нигилизма, который был вызван не только чисто внешними неурядицами этой ломки, но и более глубокими (подспудными) причинами.

В.А. Туманов  отмечает, что как только страна отказалась от тоталитарных методов  правления и попыталась встать на путь правового государства, как  только люди получили реальную возможность  пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать  низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение  к праву, его недооценка. Юридический  нигилизм при востребованном праве  оказался куда более заметным, чем при праве невостребованном. [37, с. 52]

Сегодня главный источник рассматриваемого зла – кризисное состояние  российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда  единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтеграция, конфронтация властей, морально-психологическая  неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют проявлению правового нигилизма, но постоянно  воспроизводят и приумножают  его.

Сложились идеальные условия для тех, кто  не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес. Расхлябанность, произвол, своеволие, игнорирование правовых и иных социальных норм достигли критической точки, за которой начинаются стихия, хаос, разлад. Потеря же управляемости, выход ситуации из-под контроля создает тягу к  «сильной руке», когда право вообще отодвигается в сторону. Люди испытывают страх, растерянность, отчаяние. Именно поэтому страна нуждается не только в социально-экономической и политической стабилизации, но и в правовой. Более  того, правовая стабилизация может  в немалой степени способствовать упрочению положения дел во всех других областях.

Новая Конституция  как раз и призвана была нормализовать  обстановку, обеспечить эффективную  деятельность всех государственных  и политических институтов. Проблема, однако, в том, что принятая на референдуме  Конституция имеет недостаточную (минимальную) легитимность и социальную базу, что затрудняет достижение на ее основе прочного гражданского мира и согласия.

Правовой  нигилизм – продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и  следствий. В частности, он подпитывается  и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Последнее – традиционно больное место нашей государственности. Пушкинское «он чином от ума избавлен» подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает  в двух качествах: как состояние  умов, чувств, настроений и как образ  действий, линия поведения. Последнее  – индикатор вредности и опасности  явления. Поступки – плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно  судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и  спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон  плох потому, что предусмотрел наказание  за совершенное им деяние.

Нигилизм  возникает и как результат  неудовлетворенности субъекта своим  социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в  теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

Не последними причинами правового и нравственного  нигилизма, деформации правосознания  являются изъяны в следственно-прокурорской и судебной практике. Еще классики утверждали: есть два способа разложить  нацию – наказывать невиновных и  не наказывать виновных. У нас допускается  и то, и другое. Устранение этих уклонов  – один из путей формирования высокой  правовой культуры общества, чувства  законности и справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СООТНОШЕНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

   ОБЩЕСТВА

 

Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших  сторон жизни общества. Это более  высокая и емкая форма правосознания.

Правовая культура характеризует  уровень правосознания, включает степень  сознания права, на которую опираются  исполнительная власть, должностные  лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой  пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового  государства. [15, с. 184]

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так  и «материальные придатки» права  – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной  и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и  соблюдение законных интересов в  обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами  общей культуры – политической, научной, художественной, так формы  рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное. [33, с. 20]

Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия  существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

Поскольку культура – выражение  специфически человеческого способа  деятельности, поскольку она по своей  природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут  совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в  себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию  действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное  и координационное средство проявляется  в форме институционализации  отношений и поведения. Ее сутью  является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения  и обеспечение их выполнения. Процесс  институционализации отношений  предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни  не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и  обеспечить взаимодействие – самую  глубинную основу любого коллективного  целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий  человеческого общества.

Информация о работе Правомерное поведение