Правовое и организационное обеспечение государственной службы в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы анализ государственной службы, понятие, принципы и виды, ее перспективы.
Объект исследования Государственная служба.
Предмет реформирование государственной службы.
Задачи работы:
1. Определить сущность государственной службы
2. Проанализировать процесс реформирования государственной службы в Республике Казахстан.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..……………………….3
1. Понятие и принципы государственной службы……..………...……………..5
1.1 Понятие государственной службы ……..………..…..………………………5
1.2 Принципы государственной службы……….………………………………..6
2. Казахстанская модель государственной службы и ее особенности……….10
2.1.Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан…………………………………………………………………………10
2.2.Пути профессионализации государственной службы…………………….15
3. Пути совершенствования государственной службы в Казахстане………...17
3.1. Совершенствование системы государственного управления: структурные реформы и реализация важнейших программ развития………………………17
3.2. Государственные услуги в Казахстане: современное состояние………...24
3.3. Борьба с коррупцией: новые идеи и методы………………………………41
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_ТГУ.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

1. Не все государственные служащие выполняют функции, связанные с государственным управлением и руководством (учителя, врачи и т.д.).

2. В зависимости  от положения организации, в  которой работает государственный  служащий:

а) служащие государственных  организаций, учреждений, предприятий;

б) служащие государственного аппарата.

3. По характеру  труда (т.е. по старшинству должности).

4. По юридическим  свойствам должностей (по характеру  служебных полномочий) [5].

Внутренняя  структура  государственного  органа  представляет  собой  систему различных по  своему  характеру,  значению  и уровню  должностей,  включённых  в утверждённый  штат  должностей.  Государственные должности -  это учреждённая в установленном порядке государственная организация (путём принятия  коллегиального  решения  или  единоличного  распоряжения  должностного  лица)  первичная  структурная  единица,  которая  отражает  содержание  и  объём  полномочий  занимающего  её  лица  и  содержится  за  счёт  финансовых  средств  государственного бюджета  (сюда  включается  заработная  плата служащего,  занимающего данную  должность её  техническое обеспечение,  установленные льготы  и привилегии  и пр.).

Государственный  служащий  не  владеет  занимаемой  им  должностью.  Она  принадлежит  государственной  администрации.  Назначение  государственным,  органом  (должностным  лицом)  служащего  на  должность,  соответствующую  его  квалификационному  разряду   (рангу,  классному  чину,  степени  и  т.д.),  происходит  в  рамках  установленных  законом правил  разделения  квалификационных  разрядов,  классных  чинов,  рангов  и степеней,  с одной стороны,  и должностей  -  с другой.

«Государственная должность - структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей» [3, 95].

Закон установил  следующую классификацию государственных  должностей. В состав должностей государственных служащих входят политические и административные должности государственных служащих.

К политическим должностям относятся должности, занимаемые политическими государственными служащими:

1) назначаемыми  Президентом Республики Казахстан,  их заместители;

2) назначаемыми  и избираемыми палатами Парламента  Республики Казахстан и Председателями палат Парламента, их заместители;

3) являющимися  представителями Президента и  Правительства в соответствии  с Конституцией;

4) возглавляющими (руководители) центральные исполнительные  органы и ведомства, их заместители.

Для административных государственных служащих устанавливаются категории. Категории должностей и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом республики по представлению уполномоченного органа. Для политических государственных служащих категории должностей не устанавливаются [5, статья 7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Казахстанская  модель государственной службы  и ее особенности

 

2.1. Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан

Новая модель государственной службы

В международной  практике можно выделить две типовые  модели государственной службы –  карьерную и позиционную.

Несмотря на существующие в данных моделях различия в порядке поступления и прохождения государственной службы, для них характерен ряд общих условий, обеспечивающих эффективность системы государственной службы. Первое – это разделение государственных служащих на политических «назначенцев» и профессиональных «исполнителей». Второе – это прием на государственную службу на конкурсной основе, что позволяет отбирать на государственную службу квалифицированных и компетентных специалистов и снизить возможности для патронажной системы отбора и продвижения кадров.

Важной особенностью системы государственной службы за рубежом является высокий престиж и статус государственной службы.

В настоящее  время большинство стран предпочитает выстраивать смешанные модели государственной службы, учитывающие особенности национальной системы государственного управления.

Во многих эффективных  моделях государственной службы (Нидерланды, Сингапур, США, Италия) для разграничения процесса принятия политических решений от процесса их реализации действует институт старшей государственной службы, функциями которого являются выработка управленческих установок и проведение административной деятельности в соответствии с общей государственной политикой.

Новая модель государственной  службы Республики Казахстан будет  оставаться смешанной, включая в себя элементы карьерной и позиционной моделей государственной службы.

Вместе с  тем в новой модели государственной службы согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года будет четко прослеживаться корпусная вертикаль: политические государственные служащие, управленческий корпус «А» и исполнительный корпус «Б» административной государственной службы.

Формирование  новой модели предполагает утверждение  к 2012 году нового реестра государственных  должностей, основанного на трех корпусах.

В корпус политических государственных служащих будут  включены служащие, формирующие государственную политику, осуществляющие руководство отраслью (сферой) государственного управления, определяющие стратегические направления государственного развития в соответствующей сфере, а также служащие, назначение которых носит политико-определяющий характер.

В состав политических государственных должностей будут  отнесены следующие должности: первые руководители центральных государственных органов, органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их заместители, акимы областей, столицы и города республиканского значения и их заместители, а также ряд государственных должностей, перечень которых будет определяться Президентом Республики Казахстан.

В новой модели в структуре административной государственной  службы будет сформирован управленческий корпус «А», обеспечивающий реализацию политики, формируемой политическими государственными служащими, и взаимосвязь между принятием стратегических решений и их исполнением.

Назначения  на административные должности управленческого корпуса «А» будут осуществляться исключительно из кадрового резерва, для обеспечения эффективности его использования будет предусмотрена правовая норма, предусматривающая обязательность нахождения кандидата в кадровом резерве корпуса «А».

Формирование  политического кадрового резерва  и кадрового резерва управленческого корпуса «А» административной государственной службы будет обеспечиваться Национальной комиссией по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан на основе предложений государственных органов и акимов областей, столицы, города республиканского значения. Состав и положение о Национальной комиссии по кадровой политике будут определены Президентом Республики Казахстан.

В новой модели государственной службы будет пересмотрен реестр политических государственных должностей и ограничено число политических государственных должностей, в том числе будут четко определены роль и степень ответственности лица, назначенного на должность ответственного секретаря, и разработан открытый, транспарентный, основанный на заслугах механизм его назначения.

Учитывая приоритеты развития государственной службы, определенные Президентом Республики Казахстан, должность ответственного секретаря  будет отнесена к управленческому  корпусу «А», соответственно, полномочия, права, обязанности ответственных секретарей будут определены в рамках нормативных правовых актов, регулирующих деятельность данного корпуса.

Также в целях  сохранения преемственности в работе государственного органа будет устанавливаться  срок, на который назначаются ответственные секретари, вне зависимости от периода пребывания в должности первых руководителей государственных органов.

Отбор в управленческий корпус «А» административной государственной  службы будет проводиться на основе постоянного рекрутинга из числа государственных служащих, отнесенных к исполнительному корпусу «Б», зарекомендовавших себя в качестве профессионально компетентных и эффективно работающих сотрудников.

Расширение  имеющегося кадрового потенциала и  открытость системы государственной службы также будет обеспечиваться за счет так называемого механизма «социального лифта».

Данный механизм позволит профессионально подготовленным кадрам, не являющимся государственными служащими, но занимающим руководящие  должности в организациях государственного и частного сектора, участвовать в конкурсном отборе для включения в кадровый резерв корпуса «А».

Критерии для  зачисления в политический кадровый резерв и кадровый резерв управленческого  корпуса «А» будут определены отдельным нормативным правовым актом по представлению уполномоченного органа по делам государственной службы.

В частности, основанием для принятия решения о зачислении кандидата в политический кадровый резерв и кадровый резерв управленческого  корпуса «А» административной государственной службы целесообразно определить следующие критерии:

  • уровень и профиль образования,
  • стаж и опыт работы,
  • оценка профессиональных и личностных компетенций,
  • соблюдение служебной этики,
  • наличие письменной рекомендации политического государственного служащего либо административного служащего управленческого корпуса «А» с многолетним опытом работы на руководящих должностях.

К кандидатам для  поступления в управленческий корпус «А» будет применяться оценка профессиональных и личностных компетенций, значимых для эффективного исполнения государственным служащим функциональных обязанностей на управленческой должности.

Механизмами конкурсного  отбора в кадровый резерв управленческого  корпуса «А» административной государственной  службы станет проведение тестирования на основе профессиональных и личностных компетенций, а также профессионально  ориентированного собеседования и экзаменов.

Для формирования эффективного механизма, обеспечивающего  при смене руководителя государственного органа, занимающего политическую должность, стабильность работы административных государственных служащих и внутриведомственную преемственность, будет устанавливаться срок пребывания государственного служащего в должности корпуса «А».

Назначение  на должность и освобождение от должности  служащего управленческого корпуса «А» будет согласовываться уполномоченным органом по делам государственной службы на основании решения Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан.

Для обеспечения  высокого уровня профессиональных и  управленческих навыков предусматривается проведение ротации государственных служащих.

Ротация государственных служащих будет проводиться на системной основе по следующим схемам: межуровневая («центр – регион», «регион – центр»), межрегиональная («регион – регион»), межсекторальная («центр – центр»), что позволит обеспечить приток профессиональных кадров как в центральные государственные, так и местные исполнительные органы.

Условия и порядок  проведения ротации государственных  служащих будут определены по представлению  уполномоченного органа по делам  государственной службы актом Президента Республики Казахстан.

Для успешного  проведения межуровневой и межрегиональной  ротации государственной службы будет разработан механизм социального  обеспечения, в том числе установления «надбавок» (региональных коэффициентов) к должностному окладу и будет обеспечено наличие жилищного фонда в регионах для государственных служащих, назначаемых в порядке ротации.

Разделение  действующих административных государственных  служащих на управленческий корпус и  исполнительный корпус будет осуществлено по должностному критерию (в соответствии с должностью, которую в настоящий момент занимает государственный служащий).

В исполнительный корпус «Б» государственной административной службы будут включены государственные  служащие, занимающие исполнительные должности (должности, не отнесенные к корпусу «А»).

Основной задачей  государственных служащих корпуса  «Б» станет реализация государственной политики (исполнительская деятельность) в соответствии с установками государственных служащих управленческого корпуса «А».

С учетом положительной  практики действующего реестра должностей административных государственных служащих по категориям, для должностей управленческого корпуса «А» и исполнительного корпуса «Б» административной государственной службы будут установлены категории.

Информация о работе Правовое и организационное обеспечение государственной службы в Республике Казахстан