Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:46, курсовая работа
Цель работы анализ государственной службы, понятие, принципы и виды, ее перспективы.
Объект исследования Государственная служба.
Предмет реформирование государственной службы.
Задачи работы:
1. Определить сущность государственной службы
2. Проанализировать процесс реформирования государственной службы в Республике Казахстан.
Введение…………………………………………………..……………………….3
1. Понятие и принципы государственной службы……..………...……………..5
1.1 Понятие государственной службы ……..………..…..………………………5
1.2 Принципы государственной службы……….………………………………..6
2. Казахстанская модель государственной службы и ее особенности……….10
2.1.Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан…………………………………………………………………………10
2.2.Пути профессионализации государственной службы…………………….15
3. Пути совершенствования государственной службы в Казахстане………...17
3.1. Совершенствование системы государственного управления: структурные реформы и реализация важнейших программ развития………………………17
3.2. Государственные услуги в Казахстане: современное состояние………...24
3.3. Борьба с коррупцией: новые идеи и методы………………………………41
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Внедрение "электронного Правительства", стандартов предоставления государственных услуг позволит ускорить процесс вступления Казахстана в мировое сообщество, создаст благоприятные условия для эффективного развития экономических отношений с ведущими странами. Использование опыта зарубежных стран в сфере государственного регулирования создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности отечественных предпринимателей как на внутреннем, так и на внешних рынках [10].
Обзор зарубежного опыта реформ в сфере предоставления государственных услуг
Как показывает зарубежный опыт, реформа государственной службы и совершенствование системы предоставления государственных услуг является частью более комплексных преобразований в сфере управления в государственном секторе. Анализ зарубежного опыта в рамках данного компонента был направлен на выявление основных причин, тенденций и подходов к проведению реформ в рассматриваемой области в таких странах как: Великобритания, США, Австралия, Канада, Германия, Малайзия, Венгрия, Польша, Китай, Южная Корея, Голландия, Бразилия и ряде других государств. Выбор этих стран обусловлен, с одной стороны, схожестью существующих в Казахстане проблем, с другой стороны, впечатляющими результатами, достигнутыми этими странами в ходе реформ.
Сравнительный анализ причин реформирования государственного сектора в разных странах, предпринятый Всемирным Банком в рамках исследования международного опыта проведения административной реформы, свидетельствует, что побудительными мотивами административной реформы и реформы государственной службы в большинстве стран являются стремление сократить государственные расходы, повысить эффективность принятия политических решений и их последующей реализации, повысить привлекательность и имидж государственной службы, усовершенствовать предоставление государственных услуг и укрепить доверие к правительству со стороны граждан и частного сектора .
Анализ зарубежного
опыта позволил выявить основные
подходы и принципы, используемые
в мировой практике, для проведения
реформы государственной
Определение принципов
является одним из ключевых элементов
в процессе создания эффективной
системы предоставления государственных
услуг. Принципы должны отвечать целям
и задачам стратегии
Исходя из
поставленных целей, в основу
стратегии были положены
Таким образом, достижение желаемых результатов в процессе реформирования государственного сектора в значительной мере определяется правильной постановкой задач и выбором соответствующих этим задачам принципов.
Координация процесса реформирования государственной службы и предоставления государственных услуг должна осуществляться одним уполномоченным государственным органом. Для обеспечения должного уровня координации, доступа к информации и взаимодействия между участниками процесса реформирования этот государственный орган должен обладать соответствующим статусом [11, 27].
В США ответственность за выработку конкретных рекомендаций по повышению качества государственных услуг была возложена на Межведомственную Комиссию по пересмотру деятельности государственных учреждений, созданную 3 марта 1993 г. Президентом Б. Клинтоном и возглавленную вице-президентом А. Гором. Комиссия состояла из 250 высокопоставленных государственных чиновников, представляющих федеральный и местный уровни власти, и независимых консультантов.
В Польше вопросы реформирования государственного управления координируются Правительственным Уполномоченным по реформе государственной системы при канцелярии премьер-министра. В функции данного органа входит разработка стратегических направлений реформ в сфере государственного управления и контроля за их исполнением, а также проведение приватизации и координация международной помощи.
В Великобритании с приходом к власти консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер были приняты беспрецедентные меры по совершенствованию действующей системы государственного управления. Реформой были охвачены практически все аспекты, так или иначе связанные с административной системой. Учитывая важность и масштабы проводимых работ, было создано отдельное Ведомство по реформе государственных услуг (Office of Public Services Reform) при аппарате премьер-министра страны. Глава этого Ведомства подчиняется премьер-министру и отчитывается перед ним.
В Малайзии реформами по повышению качества государственных услуг занимается Отдел Административной Модернизации и Управленческого Планирования (MAMPU), образованный в 1977 г. в качестве подразделения канцелярии премьер-министра. Главной задачей MAMPU является проведение административных реформ в государственном секторе в целях повышения качества государственных услуг и эффективности деятельности государственной службы.
Таким образом, зарубежный опыт свидетельствует о той значимости, которую страны придавали реформе государственного сектора, и о необходимости координации данного процесса на самом высоком уровне.
При проведении
реформы в сфере
За рубежом подобные организации осуществляют свою деятельность на основе следующих принципов:
- максимальная приближенность и ориентация на нужды потребителя;
- профессионализм в управлении деятельностью и предоставлении услуг;
- устойчивость результатов;
- практическая польза от их деятельности.
Например, в Канаде действуют телефонизированные центры "1-800 Канада", которые предоставляют необходимую информацию населению о том, где и когда можно получить определенную услугу. Также действуют "Центры доступа", которые оказывают услуги по консультированию начинающих предпринимателей. Эти центры располагаются в зданиях государственных учреждений по всей Канаде. Их особенность состоит в том, что помимо предоставления консультаций предпринимателям они оказывают значительное количество государственных услуг и работают по принципу "одного окна".
В Польше в 2002 г. был создан Информационный центр государственной службы. Целью его создания является расширение доступа рядовых граждан и самих госслужащих к информации о видах государственных услуг, сферах деятельности отдельных государственных органов и учреждений и т.д.
В Греции в рамках реформы административной системы разработана "Программа качества", которая предусматривает создание консультационных центров по государственным услугам, объединенных в единую информационную сеть.
В Венгрии в одном из регионов был осуществлен пилотный проект, в рамках которого при участии всех государственных учреждений был создан информационный центр. Этот центр открыл гражданам доступ к информации о взаимодействии с различными государственными службами. В дальнейшем этот опыт будет распространен по всей стране.
Суммируя зарубежный опыт в данной области, можно сказать о том, что эффективность рассматриваемых институтов определяется профессионализмом в управлении их деятельностью, доступностью предлагаемых услуг и как можно более широким охватом потенциальных потребителей государственных услуг.
Использование
новых информационно-коммуникац
В Австралии в 1997 г. был принят закон "Об агентствах по предоставлению услуг в Содружестве". Согласно этому закону, в том же году было создано государственное учреждение "Centrelink". Оно предоставляет госуслуги от имени и в партнерстве с 25 федеральными министерствами и государственными агентствами посредством Интернет, телефонизированных центров по обслуживанию клиентов и в обычных офисах. Информация на сайте представлена на 56 языках. "Centrelink" предоставляет услуги министерства труда, министерства транспорта, министерств по делам ветеранов, здравоохранения, образования и науки, сельского хозяйства, иностранных дел и торговли, министерства коммуникаций, информационных технологий и искусств и многих других. При этом плата за услуги может производиться путем электронных переводов, чеков и т.д. В 2002 г. этим органом были обслужены 700 000 инвалидов, 500 000 молодых людей, включая студентов, 1,1 млн. безработных, 2 млн. пенсионеров, 1,8 млн. семей. В этом органе работают 24 000 сотрудников.
Другим примером
в сфере предоставления услуг
на основе использования информационно-
В Германии разработана программа электронного правительства "BundOnline - 2005". Предоставление услуг административными органами государства будет усовершенствовано путем использования информационных технологий. В федеральном правительстве уже 170 видов услуг оказываются с использованием Интернет. Особое внимание при этом уделяется упрощению процедур регистрации предприятий малого и среднего бизнеса.
В Венгрии в 2001 г. была начата программа "Электронное правительство". Данная программа нацелена на интеграцию стратегий и проектов по развитию информационных технологий различных секторов и государственных учреждений для обеспечения граждан услугами высокого качества. В данное время Офис Уполномоченного Министра координирует 36 программ, которые осуществляются в 17 государственных учреждениях. Результатом данной программы должно стать эффективное и прозрачное управление и качественное предоставление услуг.
В Малайзии реформы по внедрению системы электронных государственных услуг (e-public services) проводятся Отделом Административной Модернизации и Управленческого Планирования (MAMPU) в составе канцелярии премьер-министра. Целью данных реформ является обеспечение эффективной внутриведомственной и межведомственной координации и предоставление упрощенного доступа предпринимателей и граждан к государственным услугам. В данное время инициированы несколько пилотных проектов по предоставлению услуг через Интернет: регистрация автомобилей, выдача водительских прав; оплата за коммунальные услуги; предоставление информации Министерства здравоохранения; осуществление государственных закупок; электронная биржа труда.
Процесс совершенствования предоставления государственных услуг тесно связан с использованием на практике принципа "обратной связи" с потребителем услуг.
В США в рамках общенациональной программы "Первый приоритет - клиенты" проводится мониторинг оценки качества предоставляемых услуг и изучение ожиданий потребителей. Наряду с этим проводятся регулярные опросы среди государственных служащих, которые непосредственно контактируют с населением в процессе предоставления услуг, с целью выявления недостатков и сбора предложений для достижения уровня стандартов качества услуг, предоставляемых частным сектором.
В Австралии
на веб-сайте "Canberra-Connect" также
выставлены формы, которые могут
заполнить желающие предложить пути
совершенствования
Использование
на практике принципа "обратной связи"
с потребителем является проверенным
и эффективным методом изучения
современного состояния в области
предоставления услуг и формирования
стратегии дальнейшего