Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:46, курсовая работа
Цель работы анализ государственной службы, понятие, принципы и виды, ее перспективы.
Объект исследования Государственная служба.
Предмет реформирование государственной службы.
Задачи работы:
1. Определить сущность государственной службы
2. Проанализировать процесс реформирования государственной службы в Республике Казахстан.
Введение…………………………………………………..……………………….3
1. Понятие и принципы государственной службы……..………...……………..5
1.1 Понятие государственной службы ……..………..…..………………………5
1.2 Принципы государственной службы……….………………………………..6
2. Казахстанская модель государственной службы и ее особенности……….10
2.1.Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан…………………………………………………………………………10
2.2.Пути профессионализации государственной службы…………………….15
3. Пути совершенствования государственной службы в Казахстане………...17
3.1. Совершенствование системы государственного управления: структурные реформы и реализация важнейших программ развития………………………17
3.2. Государственные услуги в Казахстане: современное состояние………...24
3.3. Борьба с коррупцией: новые идеи и методы………………………………41
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Характерной чертой
реформирования системы предоставления
государственных услуг в
Например, система "Хартии услуг", инициированная в Великобритании в 1991 г., была рассчитана на 10 лет, но совершенствование отдельных компонентов этой системы продолжается и поныне.
Программа "Первый приоритет - клиенты", принятая в США в 1993 г., также продолжается до сих пор.
С начала 80-х гг. Малайзия начала реформы в области государственных услуг. Реформы в данной сфере продолжаются и на современном этапе развития государства, а предпринимаемые в этой области меры включены в 5-летние планы развития и стратегический план "Перспектива-2020".
Объяснение длительных сроков проведения реформ в сфере повышения эффективности государственного сектора заключается в масштабности поставленных целей и задач, а также большом количестве вовлеченных в процесс реформы сторон. Проведение реформ предполагает комплексную трансформацию, направленную на формирование нового поколения государственных служащих, разрушение укоренившихся в обществе стереотипов и формирование положительного имиджа государственной службы, а также культивирование новых форм взаимодействия между государством и гражданами. Немаловажную роль играет и фактор технического прогресса, который является мощным стимулом к внедрению новых подходов, механизмов и принципов в сфере управления госсектором.
Анализ существующего положения в Казахстане
Как показал предварительный анализ, на данный момент в Казахстане не существует законодательной базы по стандартам государственных услуг, отсутствует структура, занимающаяся данной проблематикой, не проводились системные исследования.
По инициативе Агентства в рамках проекта ПРООН "Поддержка реформ в государственном секторе" в 2003 г. проведено исследование "Государственные услуги: современное состояние и перспективы развития". В рамках исследования автором совместно с участниками проекта: координатором программы ООН в области реформы государственного управления Наталией Максимчук, национальными экспертами Ильдаром Наильевичем Даурановым и Андреем Рудецких - проведен анализ современного состояния в сфере предоставления государственных услуг и обзор зарубежного опыта реформ, определены рекомендации по совершенствованию системы предоставления государственных услуг.
Заслуживает внимания разница в оценке качества предоставляемых услуг между государственными служащими центральных исполнительных органов и госслужащими на местах. Так, доля ответов государственных служащих местного уровня, выставивших хорошие и отличные оценки качества услуг, составляет 43,5%, что заметно выше, чем у государственных служащих центральных органов - 21,4%. Это объясняется тем, что большая часть услуг предоставляется на местном уровне. В связи с этим ответ на данный вопрос расценивался как оценка качества своей работы.
Мнение потребителей в части оценки качества государственных услуг кардинально отличается от позиции, которую занимают по данному вопросу государственные служащие. Доля предпринимателей и населения, оценивающих качество государственных услуг как неудовлетворительное (42,9%), гораздо выше, чем, например, доля государственных служащих местного уровня, выставивших такую же оценку (13,3%).
В то же самое время наибольшая часть опрошенных во всех группах считают качество предоставляемых услуг удовлетворительным и полагают, что для совершенствования их качества существует потенциал. Этот факт свидетельствует о своевременности и правильном направлении реформ в данной области.
В силу того, что часть государственных услуг предоставляется потребителям на платной основе, одной из задач исследования являлось изучение мнения респондентов по поводу стоимости услуг.
Государственные служащие местных органов относятся к существующим расценкам более критично, о чем свидетельствует мнение 21,7% респондентов, отметивших высокую стоимость услуг. Для сравнения, только 12,1% госслужащих центральных исполнительных органов разделяют это мнение.
Сравнивая оценки по данному вопросу государственных служащих с оценками населения и предпринимателей, можно сделать вывод, что в целом государственные служащие недооценивают важность такого фактора, как стоимость, для потребителей государственных услуг и не считают, что этот фактор влияет на качество услуг.
В целом по вопросам стоимости и сроков предоставления услуг можно констатировать, что государственные служащие и потребители государственных услуг имеют диаметрально противоположное мнение. Так, если большинство госслужащих расценивают стоимость и сроки предоставления услуг как приемлемые, то потребители услуг считают их стоимость необоснованно высокой, а сроки - растянутыми.
"Государство
- это аппарат, который
Следует отметить, что мнение государственных служащих, работающих в государственных органах на различных уровнях управления, не имеет принципиальных различий по данному вопросу. 39,8% опрошенных госслужащих считают численность чиновников, предоставляющих государственные услуги, достаточной. Однако в то же время почти треть респондентов из этой же группы считают, что для эффективного предоставления услуг численность аппарата следует увеличить.
В свою очередь, предприниматели и население (34%) полагают численность госслужащих избыточной. Это, вероятно, объясняется сложившейся практикой работы государственных органов, когда для решения довольно простых вопросов потребителям услуг приходится обращаться к значительному, по их мнению, количеству государственных служащих. В связи с этим у них складывается впечатление об избыточном количестве государственных служащих.
В целом данный вопрос требует дополнительного изучения на предмет определения реальной трудоемкости работ, которые необходимо выполнять для качественного предоставления конкретной государственной услуги. Помимо этого необходимо четко определить различия между государственной и гражданской службой и их роль в предоставлении услуг, поскольку на сегодняшний день большая часть госуслуг предоставляется сотрудниками государственных учреждений, казенных государственных предприятий и республиканских государственных предприятий, деятельность которых не регулируется законом Республики Казахстан "О государственной службе".
Наличие доступных источников информации о регламенте и условиях предоставления государственных услуг является одним из важных элементов, влияющих на их качество. Открытость и доступность этой информации расширяет доступ к услугам, а также дает возможность потребителям услуг знать о своих правах и обязанностях и оценивать качество предоставленной услуги. В свою очередь, государство через эту обратную связь имеет возможность совершенствовать систему предоставления государственных услуг.
Примечательно то, что "другие" источники, составляющие всего лишь 0,2%, включают в себя глобальную сеть Интернет, обладающую огромным потенциалом. Несмотря на то, что многие государственные органы в Казахстане имеют собственные сайты, пользователи редко обращаются к данному источнику информации, по всей видимости, из-за отсутствия доступа или недостаточной развитости компьютерных сетей в стране, а также элементарной компьютерной безграмотности населения. Также данный факт в значительной мере сужает возможности выхода на внешние рынки для частного сектора.
Всего 13,6% опрошенных высказали мнение, что информация в документах, с которыми им пришлось сталкиваться, изложена четко и понятно. Большая часть (80,3%) опрошенных респондентов отметили свою неудовлетворенность качеством документов, регламентирующих порядок предоставления услуг.
Подобное распределение ответов респондентов свидетельствует о необходимости упорядочения и приведения в соответствие законодательной и нормативной базы в сфере предоставления государственных услуг.
Государственные служащие на различных уровнях управления высказали разное мнение по поводу важности тех или иных препятствий, с которыми они сталкиваются в процессе предоставления государственных услуг.
Сопоставление мнений государственных служащих исполнительных органов различных уровней позволяет сделать вывод о том, что на местном уровне подавляющее большинство респондентов (35,2%) отмечают значительную трудоемкость работ в качестве основного препятствия в процессе предоставления услуг. При этом они связывают этот факт с низким качеством разрабатываемых нормативно-правовых и программных документов. В то же время государственные служащие центральных исполнительных органов в качестве основного препятствия при предоставлении услуг обозначили несовершенство нормативно-правовой базы (43,1%). Однако, по их мнению, это не вопрос низкого качества принимаемых решений, а проблема реализации нормативно-правовых и программных документов на местном уровне [10].
Судя по полученным ответам, можно говорить о существовании двух основных групп проблем: несовершенство действующей нормативно-правовой основы и отсутствие соответствующей информационно-справочной поддержки системы предоставления госуслуг. Первая группа проблем связана с моральным устареванием документов, и ее решение зависит от модернизации нормативно-правовой базы. Вторая группа проблем имеет большое количество проявлений и отличается своей сложностью и многообразием. Решение проблем, входящих в эту группу, зависит от развития информационных технологий и облегчения доступа рядовым потребителям государственных услуг к существующим источникам информации.
Основная цель анализа существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс предоставления государственных услуг, состояла в оценке ее соответствия современным условиям, а также проверке достоверности и объективности результатов, полученных в ходе анкетного обследования. Было проведено выборочное изучение состава и содержания нормативно-правовых документов в области финансовой отчетности и социального обеспечения.
В целом отметим, что действующие в настоящее время нормативно-правовые акты, как правило, охватывают следующие аспекты предоставления государственных услуг:
К недостаткам нормативно-правовой документации можно отнести:
Основной недостаток
нормативных актов, регламентирующих
порядок и стандарты
Выборочный анализ состава и содержания отдельных документов в целом подтвердил результаты анкетного опроса.
Анализ современного состояния позволил выявить следующие направления реформирования системы госуслуг: