Правовое и организационное обеспечение государственной службы в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы анализ государственной службы, понятие, принципы и виды, ее перспективы.
Объект исследования Государственная служба.
Предмет реформирование государственной службы.
Задачи работы:
1. Определить сущность государственной службы
2. Проанализировать процесс реформирования государственной службы в Республике Казахстан.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..……………………….3
1. Понятие и принципы государственной службы……..………...……………..5
1.1 Понятие государственной службы ……..………..…..………………………5
1.2 Принципы государственной службы……….………………………………..6
2. Казахстанская модель государственной службы и ее особенности……….10
2.1.Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан…………………………………………………………………………10
2.2.Пути профессионализации государственной службы…………………….15
3. Пути совершенствования государственной службы в Казахстане………...17
3.1. Совершенствование системы государственного управления: структурные реформы и реализация важнейших программ развития………………………17
3.2. Государственные услуги в Казахстане: современное состояние………...24
3.3. Борьба с коррупцией: новые идеи и методы………………………………41
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_ТГУ.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Сначала необходимо выделить слабые стороны существующего  государственного аппарата.

Несмотря на проведенные структурные преобразования, сокращение числа государственных  органов и их штатной численности, государственный аппарат по-прежнему остаётся недостаточно гибким и эффективным. Многоуровневая структура и дублирование функций, а также размытость задач, стоящих перед государственными органами, привели к неупорядоченности в вопросах ответственности и подотчётности. В результате постоянного пересмотра структуры государственных органов и уточнения их задач и функций ослабло межведомственное взаимодействие, наблюдается низкий уровень интеграции, контроля и координации как внутри государственного аппарата, так и в отношении внешних институтов.

Деятельность  государственно аппарат характеризуется  медленной адаптацией к быстро меняющейся внешней среде и потребностям общества, неэффективным механизмом принятия решений. Репутация государственного аппарата и государственной служащих в общественном сознании по-прежнему остаётся невысокой.

Проблемным  остаётся вопрос оплаты труда государственных  служащих. Проблема не только в адекватном уровне оплаты труда, но и в том, чтобы  система оплаты поощряла повышение  квалификации государственных служащих. Недостаточно активно ведется поиск социальных предпосылок коррупции, целенаправленно не осуществляется деятельность по их ограничению и нейтрализации.

Таким образом, требуется чёткая стратегия действий и системный подход к организации  деятельности государственного аппарата.

Если затормозить  процесс реформирования, то возникают  следующие угрозы:

    • неупорядоченная оптимизация структуры государственного аппарата, в основном за счёт сокращения количества государственных органов, что может привести к ситуации, при которой Правительство не будет в состоянии управлять экономикой;
    • реагирование на отдельные коррупционные проявления вместо системной работы по устранению причин и условий, способствующих коррупции, что обостряет угрозу криминализации общества;
    • сохранение практики проведения частых структурных преобразований, что может привести к дестабилизации в рядах государственных служащих.

В чём же возможности  нынешнего этапа реформирования и совершенствования государственного аппарата?

  1. Это понимание высшим руководством страны и обществом необходимости реформирования государственного аппарата.
  2. Это достаточно высокий уровень образованности населения Казахстана, который позволяет при наличии соответствующих стимулов привлечь на государственную службу профессиональные кадры.
  3. В Казахстане сегодня есть достаточно большой и высококвалифицированный корпус государственных менеджеров, ориентированных на суверенное развитие страны.
  4. Наконец, есть поддержка международными организациями процесса государственного строительства в Казахстане.

Выделим стратегические задачи  совершенствования государственного аппарата на современном этапе:

- в нынешних условиях рыночная инициатива нуждается в активном и оперативном участии государства;

- проведение активной политики в экономических и социальных сферах предполагает повышение роли государства. В конечном счёте – это разработка и проведение в жизнь эффективных, соответствующих потребностям общества законов и нормативных правовых актов;

- повышение эффективности деятельности государства – главный фактор, определяющий будущее Казахстана. Следовательно, это – важнейшая стратегическая задача. Поэтому сегодня необходимо повысить эффективность работы государственных служащих и государственных органов в целом и, соответственно, более рационально использовать государственные ресурсы;

- повышению эффективности работы госаппарата в целом и его отдельных звеньев должно способствовать внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий.

Стратегия административной реформы включает решение следующих задач:

создать оптимальную  структуру Правительства;

усовершенствовать систему и методы управления, внедрить эффективные механизмы координации  и контроля;

усовершенствовать систему кадрового обеспечения  в государственном секторе;

создать системные  основы взаимоотношения общества и государства, направленные на предупреждение всех форм проявления коррупции.

На практике реализация этих задач потребует  создания оптимальной структуры  Правительства. Предстоит провести реорганизацию правительства на основе разделения государственных органов по функциям (планирующие, исполнительные, регулирующие и контрольные). В соответствии с данной схемой, было целесообразно создание министерства, ответственного за экономическое и бюджетное планирование, - Министерство экономики и бюджетного планирования. В задачи данного министерства входят: составление республиканского бюджета и планирование государственных инвестиционных программ. Исполнение государственного бюджета сконцентрировано в Министерстве финансов.

Основными направлениями деятельности данной комиссии могли стать:

комплексный анализ работы органов государственной  власти с выработкой соответствующих  рекомендаций; 
 организация интенсивной стажировки (с заимствованием методологии совершенствования государственного управления) в странах с высококвалифицированным государственным менеджментом перспективных государственных чиновников;

разработка  положений о каждом государственном  органе, чётко формулирующих их функции;

разработка  стандартов предоставления государственных  услуг;

выработка унифицированных требований к компетентности и психологическим качествам государственных служащих, занимающих высшие и средние посты;

подготовка  унифицированных должностных инструкций, определяющих, кто, на каком уровне и какое может принять самостоятельное решение;

выработка унифицированных  критериев оценки деятельности Правительства, госорганов, ведомств и должностных  лиц;

исключение  практики создания ведомствами структурных  подразделений , дублирующих функции  других ведомств;

продуманное и  взвешенное проведение реорганизации государственных структур, с объявлением после их проведения моратория на недопустимость каких-либо изменений в структуре государственного аппарата.

Чтобы двигаться  дальше по пути совершенствования системы  и методов управления, внедрения эффективных механизмов координации и контроля, потребуется сформировать целостную многоуровневую систему стратегического планирования во всех государственных органах, национальных компаниях и республиканских государственных предприятиях. Каждая государственная структура должна строить свою работу, исходя из стратегических целей и задач. Для согласованной координации деятельности государственных органов необходимо сформировать постоянно действующие межведомственные комиссии, состав которых регламентируется на основе должностей. Следует усилить горизонтальное взаимодействие министерств и ведомств. На основе унифицированных должностных инструкций ввести практику решения вопросов на уровне руководителей структурных подразделений государственных органов (отделов, управлений, департаментов) в рамках их компетенции. Установить единую процедуру согласования и взаимодействия центральных органов исполнительной власти, включая их территориальные подразделения, с местными органами власти.

Качество государственного управления во многом зависит от деятельности высших руководителей. Признание их особой роли в государственном аппарате способствовало появлению в ряде стран (США, Австралии) отдельного института – службы высших чиновников, позволяющего отбирать наиболее талантливых руководителей и компетентных специалистов, ориентированных не на карьеру, а на выполняемую работу. Предоставление большой самостоятельности потребовало новых подходов к системе отчётности и контроля за государственным аппаратом. Если раньше основное внимание уделялось контролю за процессом выполнения работы и использованием государственных ресурсов, то сейчас упор делается на контроль и оценку результатов и последствий. Наблюдается переход к более простым и экономным организационным структурам, ведущий к ликвидации многих промежуточных звеньев.

Оценка деятельности государственных органов зависит  от уровня удовлетворённости граждан  государственными услугами, степени  их доверия к государству и  реальной возможности участвовать  в разработке и принятии решений.

В целом, говоря об оценке организационной деятельности в государственном секторе, необходимо отметить, что она представляет весьма сложную проблему.

Во-первых, в отличие от частных, государственные организации  не имеют единственного показателя результатов (каким являются, например, прибыль или доля рынка), с помощью которого можно сравнивать различные организации или продукты. Прибыль, как правило, не является целью деятельности организаций государственного сектора; результаты деятельности таких организаций, как, например, бюро аудита или отдел планирования Министерства финансов, используются только другими организациями того же государственного сектора.

Во-вторых, продукция организаций  государственного сектора, как правило, трудно поддаётся измерению и не предназначена для конкуренции.

В этих условиях, как правило, невозможно найти показатели деятельности, удовлетворяющие идеальным требованиям  содержательности, сопоставимости, ясности, контролируемости, широты охвата, неограниченности, значимости и доступности. Происходящее обсуждение результативности работы государственного сектора дает иллюстрацию возможных ориентиров для сравнения во времени, но мало помогает в решении проблемы сопоставимости различных учреждений и секторов. Показатели работы государственных организаций специфичны для каждой организации и её функций: нельзя сравнивать время ожидания в очереди к врачу с посещаемостью начальной школы.

Пути и методы реформирования системы государственного управления – международный опыт:

Сегодня, по статистическим данным, во всех, даже самых либеральных странах доля государственного сектора растет и, в частности, растёт его доля ВВП. Кроме того, сейчас резко возрастает его роль как лидера, строителя общества. Говоря о необходимости радикального реформирования государственного сектора в Казахстане с целью повышения его эффективности, обеспечения качества государственных услуг, необходимо посмотреть, как это было сделано в развитых странах, взяв самое передовое и адаптировав к условиям нашей страны.

Реформы государственных  учреждений в развитых странах начались с информатизации. Повсеместное использование  информатики не только изменило их методы работы, но и концепцию организации  труда и внутренних иерархических  связей.

Сыграл свою роль и социальный фактор – деятельность государственных учреждений все чаще сталкивалась с недовольством населения, ожидавшего, что ему будут оказываться услуги лучшего качества за более низкую (по сравнению с услугами частника) цену. Престиж администраций вследствие этого недовольства стремительно падал. Органы государственного управления были вынуждены перестроить свою работу, при этом общество отводило  им роль «скромного исполнителя», осознающего свои возможности и стремящегося как можно лучше распорядиться выделенными ему средствами налогоплательщиков.

В реформировании системы  государственного управления главным  был выделен вопрос качества административной деятельности.

Стратегическое планирование, бюджетное программирование и проектный  менеджмент становятся основными инструментами государственного управления, поэтому казахстанские государственные служащие должны  быть профессионально подготовлены к выполнению стоящих перед ними задач по обеспечению демократического порядка, внутриполитической стабильности, устойчивого социально-экономического роста.

Для профессионализации государственной  службы необходимы два условия –  стабильность кадров, что достигается  эффективной социальной и правовой защитой, и непрерывное обучение кадров. Все условия для этого  в Казахстане создаются, и есть уверенность, что стратегические цели, поставленные Президентом Н.А. Назарбаевым перед государственной службой, будут выполнены [9, 200-216].

 

3.2. Стандарты предоставления государственных услуг – новый этап административной реформы в Казахстане

В настоящее время для Казахстана особенно актуальна политика открытой торговли с расширяющимися мировыми рынками и вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) для получения преимуществ доступа к современным технологиям. В Послании Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 г. было указано на необходимость внесения серьезных изменений в систему государственной службы в целях повышения уровня государственного управления и качества предоставляемых государственных услуг. Создание эффективного и профессионального правительства является одним из приоритетных направлений Стратегии развития Казахстана до 2030 г. 

В Казахстане достигнуты определенные успехи в реформировании государственной  службы, создана законодательная  база, определены статус, права и  обязанности государственных служащих, регламентированы полномочия государственных органов. Вместе с тем, развитие общества, изменение условий и требований нынешнего дня требуют оценки возможностей изменения во взаимоотношениях государства и граждан в целях более эффективного и качественного повышения уровня жизни населения.

Информация о работе Правовое и организационное обеспечение государственной службы в Республике Казахстан