Правовые основы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

В современном мире каждое государство имеет своё право. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, обычаями и верованиями.

Файлы: 1 файл

Правовые системы современности.docx

— 78.96 Кб (Скачать файл)

Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а  право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном  побережье Африки, преимущественно  в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм  обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному  миропониманию.

Одним из основных убеждений  индуизма является то, что люди разделены  с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма.

При этом каждый человек  должен вести себя так, как это  предписано социальной касте, к которой  он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным  правом, в котором в той или  иной мере преобладает религиозная  доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает  в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим  наказанием считается отлучение  от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы  по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.

Правительству разрешается  законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются  источниками права. Даже когда имеется  закон, судья не должен применять  его ригористически (по всей строгости). Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами  примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника может претендовать здесь судебная практика.

Итак, в период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, ни на судебных решениях.

В период колониальной зависимости  индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами "общественного права". Семейное и наследственное право и другие обычаи не претерпели изменений. К 1864 г. накопились судебные прецеденты. Однако правило прецедента осталось далеко от традиций индусского права. Многие его институты и нормы подвергались модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права не произошло. Сложилось нечто вроде "англо-индусского права", т.е. индусское право сохранило свое регулирующее значение, но с определенными ограничениями.

Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако новый Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии. Верность традициям прослеживается сквозь все трансформации, вековые корни, связанные с религией, дает о себе знать.

Есть свои особенности  у систем китайского и японского  права. Китайцы отрицательно относятся  к идее права с его строгостью и абстрактностью. До начала ХХ в. считалось, что, используя абстрактные нормы, юристы создают препятствия к  достижению компромиссов, на которых  основано общество.

Идея "общества без права" была как бы поставлена под сомнение революцией 1911 г. После провозглашения республики велась работа по модификации. В 1929 - 1931 гг. вступил в силу Гражданский кодекс, включающий и гражданское и торговое право. Гражданско-процессуальный кодекс был принят в 1932 г., Земельный - в 1930 г. Внешне китайское право европеизировалось и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. При этом продолжали существовать традиционные понятия, и именно они преобладали в жизни. Имеется в виду конфуцианство, соблюдение ритов (правил), предписываемых обычаями, неуважение к суду, презрение к людям, знающим закон. В течение веков Китай не знал организованных юридических профессий. Суд творили администраторы, руководствовавшиеся советами чиновников, принадлежащих к наследственной касте, с целью примирения обращались к семье, клану, соседям, знатным лицам. Не было юридической доктрины. И после 1949 г. было принято не много законов. Применительно к Китайской Народной Республике существование традиций по-прежнему имеет место, но в формальном, техническом смысле. Модель, с которой хотят согласовать гармонию мира, строится теперь на марксистском учении вначале в том виде, как она трактуется председателем Мао. При нем произошел отказ от принципа законности, господствовал культ личности. После его смерти в 1976 г. наступило время перемен. В 1978 г. принята Конституция КНР. Начиная с 1979 г. издан ряд нормативных актов. Избирательный закон, органический закон о судах, Закон о современных предприятиях, Закон об иностранных инвестициях, Закон о браке и др. Однако в литературе отмечается, что законодательство в Китае не может быть реализовано, пока существенно не возрастет количество судов, судей и адвокатов и не изменится традиционная враждебность к твердым законам. Сомнительно, что право и законность будут играть в этой стране ту же роль, что и в современных цивилизованных государствах. Считается, что современная правовая система Японии в своих основных чертах сформировалась в эпоху Мэйдзи ("просвещенного правителя"), начавшуюся с буржуазной революции 1867-1868 гг. и закончившуюся в первом десятилетии ХХ в. До этого на протяжении нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая, что явно отразилось на ее праве. Основной принцип гласил: "Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им". При этом исходной была концепция древнекитайского права, согласно которому неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от совершения преступления, нежели точнее знание конкретного наказания.

Особенно значимые изменения  в японском законодательстве произошло  после Второй мировой войны, когда  в 1946 г. была принята Конституция. На законодательство в области регулирования торговли и функционирования промышленных компаний существенное влияние оказало американское право. Под его воздействием были внесены изменения и в другие отрасли действовавшего законодательства (семейное, наследственное и др.). Источниками гражданского и торгового права в Японии наряду с кодексами и отдельными законами признаются действующие обычаи и нормы морали. Интенсивно развивается пенсионное законодательство, законодательство об охране окружающий среды, трудовое законодательство, а также процессуальное всех видов.

Современная судебная система  Японии включает в себя Верховный  суд, высшие территориальные, семейные и первичные суды. Прокуратура  в Японии входит в систему Министерства юстиции. В целом Япония приблизилась к идее, что господство права - необходимое  условие господства справедливости, т.е. к правовому государству, и  в то же время там сохраняется  образ жизни, игнорирующий нормы  права, отдающий дань обычаям и традициям. Право предлагает способ решения  для тех случаев, которые невозможно решить путем соглашения в соответствии с нравами страны.

Итак, имеет место определенный дуализм в содержании японской правовой системы по причине, заимствованной как из французской, германской, так  и американской правовых систем, а  также внутренняя противоречивость современного и будущего права Японии и сохранившихся старых обычаев, традиций, отвергающих право.

Социалистическая правовая семья (или социалистические правовые системы) составляет или, точнее, во многом составляла в прошлом третью правовую семью, выделенную в основном по идеологическому  признаку. Правовые системы стран, входящих в "социалистический лагерь", ранее  принадлежали к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют  ряд ее черт. Норма права здесь  всегда рассматривалась как общее  правило поведения. Сохранились  в значительной степени и система  права, и терминология юридической  науки, созданная усилиями европейских  и советских ученых и восходящая к римскому праву.

При значительном сходстве с континентальным правом правовые системы социализма имели существенные особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Единственным источником социалистического права  являлось вначале революционное  творчество исполнителей, а позже - нормативно-правовые акты, в отношении  которых декларировалось, что они  выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией. Само совершение социалистической революции связывалось с целями построения настоящего социализма, но при условии мировой социалистической революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы и инструкции), фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата [8].

Господствовало узконормативное  понимание права. Частное право  уступало господствующее место праву  публичному. Для советской правовой системы оставались чуждой идея господства права и мысль о том, что  надо изыскивать право, соответствующее  принципу справедливости, основанному  на примирении, согласовании интересов  частных лиц и общества. Право  носило императивный характер, было теснейшим  образом связано с государственной  политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов.

В теории исключалась возможность  для судебной практики выступать  в роли создателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкования права. Эта принципиальная позиция в  какой-то мере подкреплялась и отсутствием  в стране судебной касты, которая  претендовала бы на то, чтобы стать  независимой от государственной  власти, если не соперничающей с  ней. Несмотря на конституционный принцип  независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался  инструментом в руках господствующего  класса (группы), обеспечивал его  господство и охранял прежде всего  его интересы. Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и  исполнительную ветви власти.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской  Америки, составляющие "социалистический лагерь", существенное влияние оказала  первая правовая система, считавшаяся  социалистической, - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Северная Корея) разновидностями социалистического  права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА

 

3.1 Структура казахстанской  правовой системы

 

 

Правовая система Казахстана входит в Романо-Германскую правовую семью, образуя в ней вместе с  правовыми системами России и  других республик СНГ самостоятельную  «евразийскую» группу.

 Вплоть до 1920-х годов  на территории современного Казахстана  господствовало система обычного  права (адат). Оно существовало  преимущественно в устной форме,  что было естественно при почти  неграмотности населения. Обычное  право отличалось архаичностью  и противоречивостью, его нормы  соответствовали потребностям патриархального  общества кочевников – скотоводов. Наиболее значительная до присоединения  Казахстана к России кодификация  обычаев была предпринята при  Тауке хане (1680-1718гг.). Созданный им  свод законов «Жеті Жарғы» (Семь  уложений) не был писаным правом, а представлял собрание устных  пословиц и изречений, которые  обязан был знать каждый бий–судья,  старшина и аксакал казахских  родов, отделений и аулов. Нормы  обычного права, в том числе  и «Жеті Жарғы», постоянно пополнялись  и видоизменялись в процессе  судебной деятельности ханов,  султанов и особенно биев–судей, решения наиболее авторитетных  из которых становились обязательными  прецедентами.

Посредством судебных прецедентов  и ереже казахские бии внесли в обычное право (под влиянием мусульманского духовенства) некоторые  нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама.

В советский период в Казахстане была фактически осуществлена рецепция социалистического права РСФСР  и до конца 1980 г. официальная правовая система Казахской ССР копировала право других союзных республик.

Как и в других бывших советских республиках, правовая система  Казахстана переживает коренную трансформацию  с начала 90-х годов. Провозглашенные  принципы реформ: идеологический и  политический плюрализм, социально  ориентированная рыночная экономика, расширение прав и сводов личности и укрепление их гарантий. По темпам правовых реформ Казахстан занимает одно из первых мест среди бывших советских республик.

Казахстанское право вполне может быть отнесено к романо-германской правовой семье по следующим призанкам:

Во-первых, Республика Казахстан - страна кодифицированного права. Основной источник права – законодательство, т.е. нормативные акты, издаваемые высшими  органами государства. Основные отрасли  казахского права кодифицированы.

Во-вторых, иерархия источников права. Система источников казахстанского права включает: Конституцию, конституционные  законы, обычные законы, указы Президента, имеющие силу закона, постановления  Кабинета Министров, нормативно-правовые акты. В отношении правовой системы, основанной на романо-германской традиции, особенно важным является наличие кодексов, изданных по модели Наполеоновских кодификаций.

В настоящее время кодексы, наряду с другими нормативными актами и, в первую очередь, с обычными, текущими законами, регулирующими практически  все наиболее важные сферы общественной жизни, выступают в романо-германской правовой семье в качестве ведущих  источников права» [10]. 

В годы незвисисмости принято  множество кодексов: Гражданский  кодекс РК, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс о семье и браке, Гражданско-процессуальный кодекс и  другие. Новые кодексы и законы, чаще всего, концептуально совпадают  с соответствующим российским законодательством, поскольку при их создании в качестве основы используются общие модельные  акты. В то же время развитие Казахстанской  правовой системы на современном  этапе носит самостоятельный  и достаточно творческий, оригинальный характер.

В-третьих, принцип верховенства закона. Принцип верховенства закона -важнейший элемент иеархического  построения системы источников права. При этом особое значение имеет принцип  верховенства Конституции Республики Казахстан, за нормами Конституции  признается высший юридический авторитет. Согласно Конституции п.1 ст.4 действующим  правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих  ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и  других обязательств республики, а  также нормативных постановлений  Конституционного совета и Верховного суда республики. Таким образом, принцип  верховенства Конституции означает: запрет всякой, в том числе законодательной  деятельности противоречащей Конституции; обязанность всех нормотворческих  органов действовать в развитие конституционных норм; особый характер принятия Конституции, охрану Конституции, иначе говоря наличие конституционного контроля.

Информация о работе Правовые основы современности