Правовые системы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ основных правовых систем современности.
Поставив цель исследования, определим постановку решения следующих задач:
1) Рассмотреть понятие правовой системы.
2) Изучить классификацию правовых систем современности.
3) Ознакомиться с основными правовыми системами современности.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 98.87 Кб (Скачать файл)

Думается,  правовой  аспект  этой  проблемы  в  современной  юридической литературе только еще начинает осознаваться и обсуждаться. Существует точка зрения, согласно  которой  правовые  системы  стран,  входивших  в  социалистическое содружество,  ранее  принадлежали  к  романо-германской  правовой  семье  и  поэтому сейчас речь идет лишь о их «возвращении» в это сообщество. Надо сказать, что на этой  позиции  основаны  сейчас  официальная  юридическая  политика  подавляющего большинства новых государств, включая Россию, их внешнеполитические ориентации, концепции реформирования своего социально-экономического уклада.

Однако принятие данной позиции будет означать, что бывшие социалистические страны  и  прежде  всего  республики  СССР — ныне  самостоятельные  государства, должны постепенно (или как можно быстрее) интегрироваться в западный мир: его политику, идеологию, экономику, систему духовно-нравственных ценностей.

 

 

2.1 Романо-германская правовая система

 

Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (I в. до н. э. – VI в. н. э.) [21, с. 13]. Данная правовая система сформировалась в континентальной Европе; здесь и сейчас ее главный центр, несмотря на то, что вследствие экспансии и рецепции многочисленные неевропейские страны присоединились к этой системе или позаимствовали у нее отдельные элементы [22, с. 30].

Она сложилась на основе изучения римских, канонических и местных правовых традиций права в итальянских, французских и германских университетах, сформировавших в XII – XVI веках на базе Свода законов Юстиниана в общую для многих европейских странах юридическую науку.

Новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность, которых требует божественный замысел и которые необходимы для прогресса [22, с. 32].

Формирование романо-германской правовой семьи было подчинено общей закономерной связи права с экономикой и политикой и не может быть понято вне учета сложного процесса развития товарно-денежных отношений в недрах средневекового общества, прежде всего отношении собственности, обмена, первоначального накопления, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению и т.п. [20, с. 155]

Зарождение романо-германской правовой системы в XII и XIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической власти или централизации, осуществленной королевской властью. Этим романо-германская правовая система отличается от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. На Европейском континенте ничего подобного не наблюдалось. Система романо-германского права, напротив, утверждается в эпоху, когда Европа не только не составляет единого целого, но сама идея такого рода кажется несбыточной. В эту эпоху становится очевидным, что усилия папства или империи не приведут к восстановлению в политическом плане единства Римской империи. Система романо-германского права никогда не основывалась ни на чем ином, кроме общности культуры. Она возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо политических целей; это важно подчеркнуть [22, с. 33].

Первым шагом к возрождению римского права стало то, что его стали снова изучать в университетах. Это означает то, что стали использовать понятия сформулированные еще римскими юристами.

Университеты, в которых возрождалось изучение римского права, предлагали одно решение: вновь ввести в действие римское право. Однако возможно было и другое решение: создать новое право на основе существующих обычаев или — за отсутствием таковых — на основе судебной практики. Можно было взять полностью готовое право и принять его; но можно было и создать по мере необходимости что-то совсем иное [22, с. 45].

Процесс создания чего-то иного получил название «рецепция римского права». Рецепция (от лат. receptio – принятие) – это восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественно-правового развития [20, с. 154].

Вначале эта рецепция носила доктринальные формы: римское право непосредственно не применялось, изучались его понятийный фонд, весьма развитая структура, внутренняя логика, юридическая техника. Действительно, римское право – непреходящая ценность правовой культуры человечества [20, с. 155].

XVIII век стал новым этапом развития Романо-германской правовой системы. До этого времени изданные королем единолично приказы признавались законами. Но только школа естественного права выступила против этой концепции.

Она видит в короле законодателя; она признает за ним полномочия изменять право для исправления прошлых ошибок и придавать авторитет нормам, полностью соответствующим естественному праву. Под влиянием этих идей страны Европейского континента стали ориентироваться на новую форму кодификации, весьма отличавшуюся от предшествовавших компиляций. Кодификация подводит нас к новому периоду в истории романо-германской правовой семьи, к периоду, когда функции создания и развития права осуществляет главным образом законодатель.

Так же школа естественного права достигла успеха в кодификации. Кодификация – это процесс сведения к единому нормативно-правовых актов путем переработки их содержания. Кодификация всегда носит официальный характер. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правового акта, формируется структура кодифицированного акта составляющего специальное содержание.

Кодификация не ограничивается изменением только формы, она дает систематическое объединение содержания, а потому кодификация не ограничивается одним действием в момент составления кодекса законодательством. Он может черпать свой материал и из обычного права и из судебной практики, и из иностранного права, и из научных материалов.

Кодификация позволила по словам Давида Р, «положила конец достаточно многочисленным юридическим архаизмам, правовому партикуляризму, множественности обычаев, мешавшей практике».

По словам того же самого Давида Р. необходимы два условия. Во-первых, кодификация должна быть творением просвещенного суверена, не подвластного путам прошлого и желающего закрепить — даже в ущерб привилегиям старого порядка — новые принципы справедливости, свободы и достоинства индивидуализма. Во-вторых, нужно, чтобы такая кодификация была осуществлена в крупной стране, оказывающей влияние на другие страны.

Кодифицированное право является одной из характерных отличий Романо-германской правовой системы от других правовых систем.

Такой подход к праву позволил найти много сторонников. Тем самым Романо-германская правовая система стала распространяться за континентальной Европы. В настоящее время в Романо-германскую правовою семью входит подавляющего большинства государств Центральной и Южной Америки (бывших колоний Испании, Португалии и Франции), право Японии, Южной Кореи, Индонезии, Таиланда и некоторых других азиатских стран. Правовые системы многих африканских государств, а также стран Ближнего и Среднего Востока тяготеют к романо-германскому праву. В Афро-Азиатском регионе романо-германское право вступает в сложное взаимодействие с мусульманским и обычным правом [20, с. 157].

Марченко М.Н. в своей рабате определяет общие источники права для правовых систем, входящие в Романо-германскую правовую семью:

  1. Нормативно-правовые акты во главе с законом.

В странах Романо-германской правовой семьи, считается, что для юриста лучшим способом установления справедливого, соответствующего праву решения является обращение к закону [22, с. 78].

Даже в судебных решениях значимость закона в романо-германской правовой системе становится очевидным, что судье в принятии решения отводится второстепенная роль. Действия судьи здесь лучше всего определены термином подчинение закону, т. е. его задача сводится к поиску и применению той правовой нормы, которая наилучшим образом описывает спорную ситуацию [23, с. 76].

Так же во всех странах Романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет, выражающийся в том числе и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов [24, с. 357].

Чтобы оценить практическую значимость судебного контроля за конституционностью законов, следует учитывать различные факторы. Так, масштабы этого контроля, меньше, если конституция относится к разряду нежестких, сравнительно легко изменяемых. Масштабы эти будут меньше и в тех странах, исполнительной власти предоставлено право приостанавливать действие конституции. Сказанное относится ко многим странам Африки и Америки [22, с. 79].

В большинстве континентальных стран приняты и действуют гражданские( либо гражданские или торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы [25, с. 554].

Концепция принимаемых в законодательном порядке норм исходит из того, что в эту систему норм включаются нормы, содержащиеся не только в актах, принимаемых законодательными органами, но и в актах, исходящих от “исполнительной – распорядительной и административных органов.

В различных странах Романо-германского права, характер, название актов далеко не одинаковы. К примеру во Франции кроме законов в систему нормативно - правовых актов входят регламентарные акты, издаваемые согласно ст.37 Конституции Франции, по вопросам, “не входящих в сферу законодательства”. К тому же виду источников права относятся ордонансы – акты принимаемые в соответствии со ст. 38 Конституции Франции правительством (Советом министров). Согласно ст.76 Конституции Италии к системе нормативно-правовых актов относятся законодательные декреты. Также к системе нормативно-правовых актов в Италии относятся декреты президента, имеющие силу закона, и регламенты.

  1. Обычаи

Обычай – правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений [25, с. 268].

Обычай довольно редкое в Романо-германском праве, по-своему уникальное явление, которое не только не приветствуется по вполне понятным причинам, но, наоборот, всячески ограничивается, а в некоторых национальных системах законодательно запрещается.

В целом положение обычая в системе Романо-германского права весьма своеобразно.

Он может действовать не только “в дополнение к закону”, но и “кроме закона”. Возможны ситуации, когда обычай занимает положение “против закона” (к примеру, в навигационном праве Италии, где морской обычай превалирует над нормой Гражданского кодекса) [25, с. 555].

Таким образом обычай потерял характер самостоятельного источника права на современном развитии Романо-германского права.

  1. Судебная практика, судебные прецеденты

Прецедентом является такое юридически значимое поведение власти, которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для последующего поведения этой власти. Иными словами, правовой прецедент – это решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении аналогичных дел [25, с. 271].

Любое судебное решение, основанное, например, на аналогии закона или на общих принципах, может восприниматься другими судами после прохождение решения через кассационную инстанцию как фактический прецедент.

Данному виду источника права многие исследователи уделяют особое внимание.

Это обусловливается, с одной стороны, практической значимостью прецедента как источника континентального права, а с другой – противоречивостью, точнее – неопределенностью его положения, места и роли в системе других источников романо-германского права [26, с. 101].

Тот же Марченко М.Н выделяет три группы. В первую группу входят страны которые полностью поддерживают прецедент. В других правовых системах прецедент вовсе не воспринимается. И в третьей группе – Романо-германской системе прецедент занимает весьма неопределенное место в источников права.

Рассматривая прецедент как один из источников права прежде всего следует обратить внимание, “ на исторически сложившиеся в странах Романо - германского права весьма противоречивые традиции и обычаи” [26, с. 103].

  1. Международные договоры

С развитием интернациональных связей большое значение для систем права отдельных стран приобретает международное право. В некоторых государствах международным договорам придается большая юридическая сила, чем внутренним законам. Конституция ФРГ 1949г., например, устанавливает, что “общие нормы международного права” имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории(ст.25).

Что же касается толкования норм международных договор то оно может быть отнесено к компетенции наднациональных юрисдикций. В этих случаях при серьезных сомнениях в том, как должен толковаться такой договор, национальным судом следует отказаться от его интерпретации. Таково, в частности, положение дел с Римским и Парижским договорами, которыми в 1951 и 1957 годах были созданы разные европейские сообщества.

  1. Доктрина

В Романо-германском праве термин доктрина употребляется довольно широко. В работе Марченко М.Н под доктриной понимает следующее. А именно: Как учение, философско-правовая теория; Как мнения ученых-юристов по тем или иным вопросам, касающиеся сущности и содержания различных юридических актов, по вопросам правотворчества и правопонимания; Как научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права; в виде комментариев различных кодексов, отдельных законов, “аннотированных версий» (моделей) различных нормативно-правовых актов.

Информация о работе Правовые системы современности