Происхождение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:03, курс лекций

Описание работы

Происхождение права – одна из кардинальных проблем теории права. Долгое время ее трактовка давалась так, как ее представлял и описывал Ф. Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Отступление от энгельсовской трактовки происхождения права как атрибута государства в период советской власти было чревато для ученых многими неприятностями. Да и это вполне понятно: советское государство имело в качестве своей основы марксистско-ленинскую идеологию, подрыв которой строго наказывался.

Файлы: 1 файл

Опорный конспект лекций по дисциплине общая теория права.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Лекция 6. Право в системе социальных норм.

 

Социальные  нормы: происхождение, виды, единство и  различия.

Социальные нормы возникают  и существуют в силу потребности  социальных систем в саморегулировании. Они закрепляют полезные и необходимые формы и содержание человеческой деятельности, которая не разрушает социальную систему, а поддерживает в обществе стабильность и порядок. В процессе естественного общественного развития все вредные для социальной системы отношения и виды деятельности отторгаются системой или проявляются как нетипичные, ненормальные, а все полезные закрепляются, становятся нормальными, т.е нормой.

Всякое общество как социальная система состоит  из отдельных людей, индивидов как  ее элементов. Поэтому благо системы в конечном счете определяется благополучием составляющих ее людей. Если система существует и развивается за счет  поддержания и активизации каждого отдельного индивида, как элемента этой системы, она проявляется как персоноцентристская.

Вместе с  тем человеческое общество, как и  любая саморегулируемая система, обладает самоценностью, которая заключается  в том, что человек не может  существовать вне общества. Если система  оказывается во враждебной среде, то ей приходится жертвовать благополучием и даже существованием части своих элементов, т.е. людей ради сохранения самой себя, как целого, которое есть необходимое условие бытия людей. Такая система проявляется как системоцентристская.

В ранних цивилизациях, возникающих из родоплеменного сообщества, как уже говорилось, действуют так называемые “мононормы”, в массе которых еще трудно различить моральные, религиозные и политические нормы. Если цивилизация развивается как системоцентристская, в ней постепенно дифференцируются системоцентристские моральные, религиозные и политические нормы, подчиняющие жизнедеятельность человека интересам сообщества как целого. Наоборот, если цивилизация несет в себе начало персоноцентризма, то разложение мононорм, с одной стороны, приводит к появлению морали и религии, допускающих свободомыслие, возможность противопоставления человеком своих интересов воле богов и мнению коллектива, с другой – возникают правовые нормы, закрепляющие свободу и независимость человека, частную собственность и равенство свободных граждан.

Все виды социальных норм имеют свою сферу действия и  свое, только им присущее содержание, обладают собственным принципом регулирования  общественных отношений. Это -- обычаи, мораль и нравственность, корпоративные  нормы, политические и религиозные нормы, правовые нормы.

Моральные нормы  побуждают людей поступать, руководствуясь критериями добра и зла и поддерживаются силой личных убеждений, совести, привычек, общественного мнения.

Религиозные нормы также побуждают людей  творить добро и избегать зла, заставляют искупать грехи благодеяниями. В отличие от морали, основным побудительным мотивом здесь является вера человека в неизбежность наказания за грехи в реальном или загробном мире, страх наказания и нередко вера в награду за добродетели. Религиозные нормы в первую очередь регулируют не отношения между людьми, а общение человека с Богом, так что грехи и благодеяния могут и не затрагивать отношения человека с другими людьми.

Политические  нормы определяют организацию, распределение  и осуществление политической власти в обществе. В соответствии с ними власть в обществе организуется как монархическая или  и республиканская, демократическая или аристократическая и т.д. Субъектами политических отношений в основном являются не отдельные люди, а социальные группы, общественные объединения, политические партии и государства. Политические нормы могут быть различными. Они либо признают политическую свободу и равное право граждан на участие в политике, либо дают привилегии только некоторым, либо вообще отрицают политическую свободу. Чем меньше у граждан политической свободы, тем шире в обществе сфера действия силовых политических норм, причем в отсутствие политической свободы личности политика представляет собой господство силы.

Правовые  нормы определяют меру свободы людей в отношениях собственности и политической власти. Право обеспечивает свободу людей независимо от их моральных убеждений и религиозных верований, от их физической силы, от их участия в общественных объединениях. При правовом общении все люди равны в своей свободе.

Мораль и  религия, с одной стороны, и право, с другой, по-разному воспринимают человека как субъекта соответственно морально-религиозных и правовых отношений. Право регулирует лишь внешне выраженное поведение человека вне  и гарантирует ему свободу совести и вероисповедания. Человек как адресат правовых норм – это автономный индивид, формально независимый от других, таких же автономных индивидов, его партнеров в общественных отношениях. Право гарантирует формальную свободу индивида. В то время моральные или религиозные нормы могут запрещать пользование правовой свободой, использовать ее “неправильно”, например, во зло другим, или даже обязывают пользоваться правом во благо ближнего. Если право дает возможность поступать в рамках свободы и эгоистично, и альтруистично, то мораль и религия такую возможность отрицают и дают человеку внутреннюю мотивацию его поступков, в частности, они побуждают ориентироваться на интересы других людей, на коллектив, на общество.

Мораль и  религия не воспринимают человека как автономного индивида. Они видят в человеке субъекта, который зависит от других членов общества и от которого, в свою очередь, зависят они. Моральные нормы ориентированы на категории любви, взаимопомощи, сострадания, дружбы, добра по отношению к другим и ответственности за других. Право как формальная свобода дает свободу эгоистического удовлетворения интересов. Противоречие между отдельными эгоизмами преодолевается тем, что право дает всем членам общества. равную свободу, признает их равными в свободе, или формально равными объектами. Это означает, что свобода одного субъекта права не может нарушать свободу других и что каждый свободен делать только то, что свободны делать все остальные субъекты права.

Признаки и виды социальных норм.

К основным признакам социальных норм относятся следующие:

регулируют  общественные отношения;

являются  правилами поведения, т.е. определяют каким может или должно быть поведение  субъекта с точки зрения интересов  общества и его собственных интересов;

носят общий  характер, т.е. обращены к неопределенному кругу лиц, неперсонофицированы и обладают многократностью действия;

общеобязательны, т.е. подкреплены мерами принуждения;

носят объективный  характер, т.е. базируются на базисных социально-экономических отношениях;

субъективны, поскольку создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей.

Существует множество критериев, в зависимости от которых группируются обычаи, мораль, корпоративные, политические и правовые нормы. В зависимости  от сферы действия и содержания они могут быть – экономическими, политическими, организационными, этическими, нормами моды, литературного жанра, культуры и другие. По способу формирования  и обеспечения социальные нормы подразделяются на нормы морали, права, религиозные, корпоративные нормы, обычаи. По признаку закрепления в каких-либо формах социальные нормы могут быть формально определенными (правовые, корпоративные, религиозные) и формально неопределенными (обычаи, традиции, мораль), устными и письменными. В зависимости от социальной направленности – позитивными или перспективными и негативными; от способов образования – создаваемые сознательно (корпоративные, правовые) и стихийные (религиозные).

Обычно говорят от трех основных функциях социальных норм, т.е. о трех основных направлениях воздействия социальных норм на общественные отношения. Регулятивная функция – выражается в том, что само существование социальных норм ведет к упорядочению общественных отношений, регулирует поведение людей, предоставляет им права и устанавливает обязанности. Оценочная – связана с тем, что социальные нормы позволяют оценивать социально значимое поведение человека либо порицая его за вредное, либо поощряя его за полезное для социума поведение, стимулируют позитивные формы деятельности и нейтрализуя негативные.

Трансляционная функция определяется тем, что социальные нормы несут  ценности позитивного социального  опыта, формируют в человеке потребность  сознательного порядка.

 

Взаимодействие права  с другими социальными нормами.

Мораль  и право. Формула взаимодействия морали и права представляется таковой “Мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах и требовать исполнения безнравственных поступков”. Мораль  как и нравственность воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям. По большому счету мораль первична, право вторично.

Право и мораль поддерживают друг друга в деле упорядочения одних и тех же общественных отношений, например, одна из заповедей христианской морали гласит: “Чти отца своего и мать свою”. Это моральное требование находит свое выражение и в  статье100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, где зафиксировано: “Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью совершеннолетних трудоспособных детей”.

Действительно, требования морали и права во многом совпадают, так, например, мораль осуждает все виды правонарушений, один и тот же поступок в глазах окружающих получает и правовую и моральную оценку. Тенденция же в соотношении права и морали -- их сближение. Более того, исходя из нравственной концепции правопонимания, право есть нормативно закрепленная справедливость. И вместе с тем сближение права и морали не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых право рискует утратить свою уникальность.

И в тоже время  мораль и право опираются на единый экономический и политический фундамент, имеют один и тот же  объект регулирования – поведение человека и его отношения с другими  людьми в обществе, основываются на свободе воли индивидов, являются показателями социального и культурного развития общества и содержат такие общечеловеческие ценности как жизнь, свобода, равенство.

Основные  различия между правом и моралью  сводятся к следующему: так право  регулирует только те общественные отношения, которые поддаются правовому регулированию, т.е сфера более узкая, избирательная, в то время как мораль регулирует практически все поступки и действия человека, т.е сфера ее действия более широкая. По степени детализации правовые правила поведения точные, детализированные, они выступают как мера возможного и мера должного поведения, нормы морали абстрактные, не содержат точных предписаний, форма выражения права формально определенная, закреплена в правовых источниках как правило, письменная, в то время как форма выражения морали обычно устная, ее нормы живут в сознании людей. Единственный способ обеспечения права – это государство, через его специальные средства, механизмы и учреждения, мораль обеспечивается через общественное мнение, общественное воздействие. Меры принуждения представлены в виде предусмотренных в виде уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной и других видов юридической  ответственности. Мораль обеспечивается общественными мерами, такими например, как осуждение, порицание, предупреждение и другими. Наконец, категории используемые в праве это такие, как “юридически допустимо”, “юридически закреплено”, “правомерно”, “законно”, “незаконно” и т.д. В то время как мораль оперирует категориями: “справедливо”, “несправедливо”, “честно”, “бесчестно”, “добро”, “зло”, “человечно”, “бесчеловечно” и т.д. Правовые нормы легко и быстро можно модернизировать, изменить, в то время как моральные --- более стабильны.

Религиозные нормы и  право. В данном взаимодействии важно отметить, что правовые нормы закрепляют свободу совести в конституциях и законах и устанавливают механизм их защиты. Во многих странах существует закон “О свободе совести”, где гарантируется свобода совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность замены для верующих военной службы альтернативной гражданской службой. Правовые нормы  защищают общество от оккультных религий и тоталитарных сект.

В тоже время такие мировые религии  как иудаизм, христианство, буддизм, ислам оказали большое влияние на развитие правовых систем, например мусульманская правовая система – одна из основных правовых систем современности.

Сходство  правовых и религиозных норм состоит  в том, что они формализованы  и содержательно определены; правовые – в нормативных правовых актах, судебных прецедентах и других источниках права, а религиозные – в Библии (Ветхий завет и Новый завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов.

Принцип взаимодействия права и  религии в светском государстве  выражается в следующем принципе: “Религия отделена от государства” Это значит, что законодатель ни одну из религий не может установить в виде обязательной, запрещается любая дискриминация гражданина по признаку его религиозной принадлежности, запрещается деятельность любых общественных объединений, направленная на разжигание религиозной розни.

Своеобразие сегодняшней  жизни в бывших атеистических  советских странах проявляется  в возрастании религиозного сознания, религиозных норм в укреплении общественного  согласия.

Политические  и правовые нормы. На соотношение этих норм существует две точки зрения. Первая состоит в том, что право доминирует над политикой, такое понимание сложилось в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая зачастую стремиться удержаться неправовыми методами. Вторая точка зрения состоит в том, что политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: “Политика – концентрированное выражение экономики, а право – концентрированное выражение политики”. Такое соотношение характерно для тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.

Несомненно, категория собственности является основой и правовых и политических норм, поскольку тот, кто обладает собственностью, обладает и юридической свободой и политической властью. Правовые нормы возникают из отношений  людей, собственности и в результате правотворческой деятельности государства становятся юридическим, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы – собственности, выступают как нормы, регулирующие отношения партий по поводу политической власти.

Информация о работе Происхождение права