Российский федерализм на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, ЗакавказскойФедерацией); они и положили начало Союзу ССР. Законом РСФСР «О реабилитациирепрессивных народов» от 26 апреля 1991 г. (с изменениями от 1 июля 1993 г.)

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Теоретико – правовые основы российского федерализма…………….6
1.1 Понятие и особенности российского федерализма………………………6
1.2 Российский федерализм – исторический аспект………………………..15
1.3 Россия – федеративное государство. Виды национальной государственности в России……………………………………………..……….37
Глава 2: Предметы ведения федерального центра и субъектов федерации…..42
2.1 Виды предметов ведения и полномочий……………………………..….42
2.2 Формы предметов ведения и полномочий…………………………………46
Глава 3: Российский федерализм на современном этапе………………………52
3.1 Проблемы федерализма……………………………………………...………52
3.2 Пути совершенствования федерализма……………………..………………56
Заключение………………………………………………………………………..72
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Особенности российского федерализма. Цели и методы реформирования федерализма..docx

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 

 

                                             Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1: Теоретико – правовые основы российского федерализма…………….6

    1. Понятие и особенности российского федерализма………………………6
    2. Российский федерализм – исторический аспект………………………..15
    3. Россия – федеративное государство. Виды национальной государственности в России……………………………………………..……….37

Глава 2: Предметы ведения федерального центра и субъектов федерации…..42

2.1 Виды предметов ведения и полномочий……………………………..….42

2.2  Формы предметов ведения и полномочий…………………………………46

Глава 3: Российский федерализм на современном этапе………………………52

3.1 Проблемы федерализма……………………………………………...………52

3.2 Пути совершенствования федерализма……………………..………………56

Заключение………………………………………………………………………..72

Список использованной литературы……………………………………………74

 

 

 

 

 

 

                                                         

Введение.

Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Законом РСФСР «О реабилитации репрессивных народов» от 26 апреля 1991 г. (с изменениями от 1 июля 1993 г.). Права репрессированных народов были восстановлены, воссозданы и их национально-государственные образования. Многие автономные республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они рассматриваются как республики в составе Российской Федерации. Стабилизировать национально-государственное устройство РФ должен был Федеративный договор – Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе РФ автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга», подписанный 31 марта 1992 г. В настоящее время принят новый федеральный закон от 24 июля 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ». Что изменилось с тех пор? Что нового появилось в нашем законодательстве? В этом и состоит задача данной работы, чтобы проследить развитие и просчеты, симметричность и асимметричность Российской Федерации как единого целого. Этому вопросу уделяется очень мало внимания и времени не только в курсе изучаемых нами отраслей права, но и во многих учебниках. Но вопросов, связанных с развитием федеративных отношений в РФ очень много, так как эта тема не перестает быть актуальной и сейчас. Основной вопрос данной работы: что же

все-таки больше в нашей Федерации – заоблачного мифа или прозрачной реальности? Дело в том, что только в нашей стране можно наблюдать такую контрастность и противопоставления. Так, в ст. 11 Конституции записано, что «разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». А в ст. 76 указывается, что «по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы.» Только в нашей стране Основной Закон государства – Конституция – содержит такие внутренние противоречия, которые нужно немедленно рассматривать, и не только рассматривать, а принимать новые положения, которые давно уже назрели (Конституция РФ, Федеративный и иные договоры имеют разное правовое значение в регулировании государственного устройства страны). Поэтому-то в характере и направленности российского федерализма никак не разобраться без учета особенностей склада ума, предрассудков, стиля поведения аппарата государственной власти и конкретных чиновников. Наверное, эти особенности придавали двойственный характер развитию федеративных отношений в Российской Федерации. Встает вопрос: почему Россия избрала демократический путь развития государства, строя сложнейшую систему управления власти – Федерацию? Некоторые историки и правоведы утверждают, что развал СССР послужил причиной преобразований. Может и так. Отсюда следует сделать вывод о том, что не только стремление политических и экономических интересов заставляло Россию встать на путь развития федеративных отношений, но и особенности развития мировой политической и экономической системы, а также опыт других стран. В данной работе необходимо, прежде всего, подробно остановиться на развитии и подписании Федеративного договора, а также некотором анализе Конституции РФ и развитии федеративных отношений в РФ как единого целого. Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений может быть довольно спорным и противоречивым, однако невозможно охватить все проблемы, связанными с федеративными отношениями в Российской Федерации.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере государственно-территориального устройства Российской Федерации, разграничение компетенций федеральной власти и власти субъекта Федерации

Предмет исследования - положения Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, устанавливающие и регулирующие государственно-территориальное устройство Российской Федерации

Цель - рассмотреть и проанализировать положения Конституции и иного российского законодательства, устанавливающего правовые основы федерализма в Российской Федерации

Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие частные задачи:

1.  Рассмотреть историю становления  и развития федеративного устройства  России в советский период

2.  Рассмотреть историю становления  и развития федеративного устройства  России после 1993 г.

3.  Дать понятие федерализма  и выделить характерные признаки  российского федерализма

4.  Проанализировать конституционно-правовые  основы федерального устройства  Российской Федерации

 

 

 

 

Глава 1.Теоретико – правовые основы российского федерализма.

1.1 Понятие и особенности российского  федерализма.

  В качестве одной из основ  конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (85), но и по числу их разновидностей (6). Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребованы в современном мире. В широком смысле слова под федерацией  понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей. Рассматриваемые термины имеют и собственно правовое значение. При этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и содержание. Федерация – это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования – субъекты федерации; федерализм же – это проявление установленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты. Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статику в государственных отношениях, а федерализм – динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма – не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т.е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве: федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве. Федеративные государства в обязательном порядке характеризуются наличием двух уровней государственной власти, причем в федеративных отношениях главными являются отношения по поводу распределения и осуществления государственной власти.

  Федерализм в научной литературе определяется неоднозначно. В энциклопедии, посвященной этому вопросу, федерализм - это теория и практика одной из самых распространенных форм политической самоорганизации общества в современном мире. Исходя из данного представления, некоторые авторы не без оснований относят федерализм к числу высших социальных ценностей. В то же время — это достаточно сложное для изучения явление, что подчеркивал в частности Котляровский С.А. - «юридический анализ федеративного устройства принадлежит не только к наиболее трудным, но и наименее благодарным отделам государственного права. Нигде, быть может, не сказывается до такой степени вся искусственность юридических определений, вся непреодолимая трудность дать юридически точное выражение тем оттенкам, уклонам и своеобразиям, которые отличают реальную жизнь политических организаций». Чиркин В.Е. считает, что федерализм соотноситься с динамикой, процессом, определенного рода отношениями и в целом обозначает более широкое явление. Понятие «федерализм», по мнению Л. Карапетяна, содержит философию качественно определенного государственного устройства. Оно составляет теоретико-методологическую основу организации федеративного устройства. Американский ученый В. Остром представляет федерализм как способ структурирования процессов познания в соответствии с надлежащими правовыми процедурами. Федерализм, по его мнению, не просто форма правления - это метод решения проблем, образ жизни. Его сущность Остром видит в том, чтобы «опираясь на процесс заключения совместного договора -соглашения и объединения людей, установить взаимоотношения самоуправляющегося общества». Л. Фридман, утверждает, что «Федерализм - это реально существующий структурный факт. Он порождает и сущность - правила о властных полномочиях штатов и государства в целом». Элейзер делает вывод, что в своей основе федерализм - это вопрос взаимоотношений. Он воплощается в конституциях и институтах, структурах и функциях, но, в конечном счете, имеют значения именно взаимоотношения. Элейзер отмечает одну очень интересную деталь в изучении этого явления. По его мнению, федерализм как предмет исследования хорош тем, что в него изначально встроены механизмы проверки и оценки адекватности результатов анализа: каждое плодотворное теоретическое положение должно иметь соответствующее практическое воплощение и наоборот. Конечно, то же самое, вероятно, можно сказать и о других объектах, однако при изучении федерализма и теоретическое, и практическое измерения особенно необходимы. Теория федерализма должна получить подтверждение практикой, а любой опыт по практическому воплощению федералистских проектов, чтобы быть действительно федералистским, должен отвечать определенным теоретическим требованиям.

К сущностным признакам федерализма относятся:

1) государствоподобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц – субъектов федераций;

2) конституционное разграничение  компетенций между субъектами  и центром;

3) недопустимость изменений  границ без согласия субъектов;

4) территория федерации  состоит из территорий субъектов  федерации (штатов, республик, земель  и т. д.) и в политико-административном  отношении не представляет собой единое целое, но существует единая система границ и ее охраны;

5) субъекты федерации  не обладают суверенитетом в  полном объеме, не имеют право  на сецессию (односторонний выход  из федерации);

6) субъекты федерации  имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов  власти, но по отношению к федеральной  системе федеральных органов  государственной власти они являются  подсистемами, пределы их юрисдикции  определяются федеральными конституцией  и законами;

7) субъекты федерации  разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая  приоритет, соответствие федеральным  конституции и законодательству;

8) в федерации нет единого  государственного бюджета, а есть  федеральный бюджет и бюджеты  субъектов федерации;

9) гражданство в федерации  обычно двойное: каждый гражданин  считается гражданином федерации  и гражданином соответствующего  субъекта федерации;

10) законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех  граждан на территории федерации;

11) субъекты не обладают  полным верховенством на своей  территории и ограничиваются  в правах самостоятельно действовать  в сфере международных отношений;

12) федеральный парламент  обычно двухпалатный, верхняя палата  состоит из представителей субъектов  федерации, нижняя – является  органом общенародного представительства  и избирается всенародно.

Принято считать, что федеративные государства должны соответствовать следующим условным критериям:

1) федеральное правительство (власть) обладает правом исключительного  контроля над проведением внешней  политики;

2) государства – субъекты  федерации неправомочны выйти  из федерации или в одностороннем  порядке прекратить связи с  национальным союзом (федерацией);

3) федеральное правительство  может использовать свою власть  независимо от государств –  членов федерации и проводить  свою волю без их прямого  одобрения;

4) никакие поправки не  могут быть внесены в федеральную  конституцию без одобрения государств  – членов федерации;

Информация о работе Российский федерализм на современном этапе