Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:07, курсовая работа
Описание работы
Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, ЗакавказскойФедерацией); они и положили начало Союзу ССР. Законом РСФСР «О реабилитациирепрессивных народов» от 26 апреля 1991 г. (с изменениями от 1 июля 1993 г.)
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1: Теоретико – правовые основы российского федерализма…………….6 1.1 Понятие и особенности российского федерализма………………………6 1.2 Российский федерализм – исторический аспект………………………..15 1.3 Россия – федеративное государство. Виды национальной государственности в России……………………………………………..……….37 Глава 2: Предметы ведения федерального центра и субъектов федерации…..42 2.1 Виды предметов ведения и полномочий……………………………..….42 2.2 Формы предметов ведения и полномочий…………………………………46 Глава 3: Российский федерализм на современном этапе………………………52 3.1 Проблемы федерализма……………………………………………...………52 3.2 Пути совершенствования федерализма……………………..………………56 Заключение………………………………………………………………………..72 Список использованной литературы……………………………………………
вышестоящих партийных инстанций.
В итоге подобное решение станови-
лось абсолютно «непроходимым».
Для примера можно еще раз вспомнить
и об «автономии автоно-
мии» (Абхазия и Аджария), и о
«совмещенных» автономиях (Кабарди-
но-Балкария и Карачаево-Черкесия).
Реальные автономные функции
эти органы власти в СССР все
равно не осуществляли из-за диктата партийных
органов и интересов, а значит, и противоречия
внутри всех
этих систем не давали себя
знать
Сепаратистские силы были заинтересованы
в крушении коммуни-
стического строя, поскольку
уже в самой советской властной системе
была заложена возможность
дезинтеграции Советского Союза. Мест-
ные властные элиты, сформированные
системой фантомного федера-
лизма, были фиктивными элитами,
реальная же власть была сосредо-
точена в центре и осуществлялась
при помощи системы партийных ор-
ганов. Отстранение от власти
партийных органов, таким образом, озна-
чало переход реальной политической
власти в руки местных регио-
нальных элит, которые контролировали
региональные советские
органы, но не могли извлечь
никакой пользы из этого своего доминиро-
вания. Вместе с тем у центральных
советских органов не было дейст-
венного механизма удержания
единства государства, который мог быть
пущен в ход помимо системы
партийных органов. Местные элиты, на-
строенные на захват власти
в регионе, были заинтересованы в круше-
нии идеологического диктата
КПСС; в свою очередь, и демократические
движения прекрасно понимали,
что нарастание дезинтеграционных
тенденций в Советском Союзе
ослабляет не только федеральный
центр, но и власть коммунистов.
На том историческом этапе провести
демократические преобразования
было более реально через советские
органы, нежели через партийные.
Исторические преобразования
в СССР на протяжении 1985–1991
гг. ознаменовались явным союзом
сепаратистских и демократических
сил в борьбе против центральной
власти коммунистического государ-
ства.
Аналитики отмечают явное преобладание
в демократической
среде лояльности по отношению
к сепаратистским тенденциям. И.
Яковлев и С. Попов отмечают,
говоря о позиции Б. Ельцина в начале
его президентства: «Его знаменитое
предложение субъектам феде-
рации: “Берите суверенитета
столько, сколько сможете…” — показы-
вает, по мнению экспертов, его
стремление на развалинах Союза
ССР создать действительное,
а не мнимое федеративное государст-
во». Эта фраза первого президента
Российской Федерации выражает
истинное отношение лидера
отечественных демократов к различного
рода сторонникам суверенизации
автономных регионов. Это пережи-
ток периода их совместной борьбы
против коммунистического центра.
На данном этапе демократы выступали
в качестве государственной оппозиции
и в таком качестве не несут никакой ответственности
за про-
исходящие в стране события.
У любого народа всегда есть
деятели, которые считают нацио-
нальную независимость главным
условием нормального развития (в
любом супе всегда плавают бактерии,
но для того, чтобы суп оказался
испорченным, необходимы некоторые
внешние «благоприятные» усло-
вия). Степень «зараженности»
народов сепаратизмом зависит от мно-
гих условий; в Советском Союзе
конца 1980-х гг. этих благоприятст-
вующих факторов было более
чем достаточно. Главным из них было
сложившееся административно-территориальное
деление, в котором
значимость народа определялась
статусом его территории, что явно
провоцировало стремление к
повышению статуса для большинства ав-
тономных народов России. Это
вызывало значительное взаимное не-
приятие в регионах, где народы
проживали в тесной взаимосвязи на
протяжении многих веков. Ситуация
особенно осложнялась в нацио-
нальных автономиях, в которых
русскоязычное население зачастую
преобладало в главных отраслях
промышленности и культуре.
Тенденция к повышению своего
статуса в рамках многонациональ-
ного государства тем и опасна,
что она захватывает все народы без ис-
ключения, ибо одним кажется
унизительным иметь низший статус по
отношению к другому. И тут же
вспоминаются все исторические обиды,
связанные с переселениями,
захватами и прочими осложнениями, ко-
торые одни народы создали другим.
В итоге в годы перестройки по
стране прокатывается волна
межнациональных конфликтов: Карабах
(1988), Фергана (1989), Кишинев (1989),
Сухуми (1989), Баку (1990),
Цхинвал (1990) — основные просчеты
национальной политики боль-
шевиков кровавыми фонтанами
забили в этих точках. Определенные
проблем ы возникали и в других
регионах СССР, но на этом фоне они
тогда казались малозначительными.
Катастрофическая ситуация,
которая сложилась в сфере админи-
стративно-хозяйственного устройства
вследствие утраты КПСС главен-
ствующего положения в системе
государственной власти, и привела к
развалу Советского Союза. К
концу 1980-х — началу 1990-х гг. в стране
сформировалась достаточно
большая прослойка местных кадров, на-
строенных сепаратистски. Многие
государства сталкивались с этой про-
блемой и тем не менее выжили,
ибо в них существовали эффективные
механизмы противостояния подобного
рода угрозам. В Советском же
Союзе обнаружилось полное
отсутствие таковых механизмов, он просто
никогда не сталкивался с такой проблемой
и не был защищен от нее. До августовских
событий 1991 г. только три государства провели
референдум о независимости,
при этом лишь в Литве и Грузии число
поддержавших эту идею было
ошеломляюще велико. В Латвии сторон-
ников независимости оказалось
меньше.
Столь высокое число проголосовавших
за независимость не долж-
но создавать впечатления, что
подавляющее количество людей в этих
республиках желали распада
Советского Союза. На пресловутом мар-
товском референдуме большинство
населения СССР высказалось за
сохранение «обновленного Союза»,
что начисто противоречит всем по-
казаниям этих трех референдумов.
При этом и в Литве, Латвии и Гру-
зии число людей, поддержавших
Союз, отнюдь не было так мало, как
это можно было бы заключить
на основании результатов референду-
мов о независимости. Это вопиющее
противоречие между итогами го-
лосований нуждается в объяснении
(с тремя остальными референду-
мами все гораздо понятнее,
два из них были проведены уже после со-
бытий августа 1991 г., которые
радикально изменили ситуацию в стра-
не, а молдавский референдум
состоялся через три года после круше-
ния Советского Союза).
Объяснений этой нестыковке
было придумано два. Во-первых, то,
что вопрос всесоюзного референдума
был построен некорректно, отче-
го людям не было понятно, за
что именно они голосуют. Отчасти это
объяснение справедливо. Действительно,
под словосочетанием «об-
новленный Союз» можно было
понимать что угодно. Ярый коммунист
видел Союз вчерашний, столь
же ярый демократ видел гуманное и справедливое
«общежитие народное». По сути дела было
спрошено:
«Вы за какой бы то ни было Союз
или против?» Но все же слишком уж
несовместимой кажется идея
независимости страны с идеей сохране-
ния «какого бы то ни было» Союза.
Во-вторых, говорят об изменении
общественных настроений за
про-межуток времени, прошедший
между двумя референдумами. По-
добное истолкование также
справедливо только отчасти. Прошло
слишком мало времени. И кроме
того, когда общественные настрое-
ния меняются с точностью до
наоборот, это должно было вызвать ра-
дикальное изменение интенсивности
массовых выступлений поляр-
ных политических сил.
Разгадка парадокса референдума
гораздо сложнее. Она заключа-
ется в том, что общественные
умонастроения по большей части не оп-
ределяли своего отношения
к этой проблеме. А в этом случае работали
несколько крайне важных факторов.
Во-первых, в обществе число
конформистов всегда преобладает
над числом нонконформистов.
Оба референдума проводила власть.
Вопросы обоих референдумов
звучали примерно в таком духе: «Вы за
нас или нет?» Ассоциация была
всем вполне понятна, власть стоит на
стороне ответа «да». В Советском
Союзе конформизм стал почти гене-
тически обусловленным инстинктом,
поэтому большинство голосовало
«за». На одном референдуме
за власть центральную, на втором — за
власть региональную. Присутствие
и наличие региональной власти ста-
ло одним из ключевых факторов,
решивших исход референдума о не-
зависимости.
Во-вторых, Советский Союз был
надгосударственным объединени-
ем (де-юре), а сами республики
— отдельными государствами. Статус
государств у союзных республик,
частей государства, был, конечно,
не вполне легитимным. Но в 1922
г. Советский Союз планировался как
окончательное объединение
всех стран мира, как будущий эквивалент
мира. Поэтому составные элементы
его оправданно было именовать
государствами. Однако в 1945
г. мечты о мировой революции оконча-
тельно рухнули, Советский Союз
превратился в государство, перестав
быть зародышем «мирового правительства»,
а наименование и статус
союзных республик сохранились,
отсюда и парадокс.
Это противоречие сыграло негативную
роль в самоопределении
местного населения трех пресловутых
республик в 1991 г. Многими не-
зависимость воспринималась
как совместимое с Союзом явление; со-
вмещение двух этих идей не
казалось парадоксом.
Но даже при всех этих благоприятствующих
местной власти факто-
рах только три республики решились
на радикальный шаг. Литва к тому времени
уже год как заявила о своем выходе из
Советского Союза и
пережила несколько крайне
тяжелых столкновений населения и поли-
цейских сил, верных центру.
Главный и первый ледокол «революции»
провел референдум, узаконивающий
то, что сами литовцы приняли как
решение Верховного Совета
и ждали целый год.
В Грузии на волне общенародного
возмущения кровавыми собы-
тиями в Тбилиси, когда рядовые
уличные беспорядки военное коман-
дование раздуло чуть ли не
до размеров гражданской войны, был
сформирован свой Верховный
Совет, крайне оппозиционный по отно-
шению к Москве. Но даже З. Гамсахурдиа
со всем его эпатажным дис-
сидентством не решился после
референдума объявить о выходе Гру-
зии из состава Союза.
В Латвии также решение приняли
на основании референдума. Там
было меньше крови и насилия,
и оттого так низок (относительно Грузии
и Литвы) процент людей, проголосовавших
за выход из единого госу-
дарства.
Все остальные республики Союза,
среди которых было много явно
зараженных сепаратизмом, не
решались поставить вопрос об этом на
референдум. Даже благоприятствующего
местной власти ресурса мог-
ло не хватить, все это прекрасно
понимали, оттого и не решались при-
нимать постановления о суверенитете
и независимости Верховными
Советами в обход широкого народного
обсуждения. Очевидно, что про-
ведение подобного рода референдумов
и решений верхних региональ-
ных органов республик сделала
возможным сама власть, так как, бо-
лезненно реагируя на сепаратистские
настроения, она предпочла «да-
вить» всех подряд; кровавые
полицейские акции в автономиях разбива-
ли Союз. После августовского
путча, в полной мере показавшего недееспо-
собность центральной власти
в Москве, все большее число республик
самоопределяется. На 22 августа
1991 г. из состава Союза вышли Лит-
ва (11.03.1990), Латвия (03.03.1991), Грузия
(26.05.1991) и Эстония
(20.08.1991). Далее скорость
распада стремительно нарастала:
Бело-