Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:25, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет и метод ИОГП ее место в системе наук. Задачи по изучению курса.
Вопрос 2 Особенности становления институтов гос-ва и прва у народов нашей страны в период древн мира: госсударственного образования закавказья северного причерноморья средней азии. Тюрский и хазарский каганаты булгарское царство.
Вопрос 3 Восточные славяне в прегосударственный период: социально-экономический уклад, особенности организации общественной власти, ппротогосударства.
Вопрос 54 1я Советская Конституция 1918г : подготовка и основные положения.

Файлы: 1 файл

IOGP_ekzamen (1).docx

— 425.63 Кб (Скачать файл)

3. Преступления против порядка  управления: неповиновение начальству  и пр.

4. Должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу и пр.

5. Преступления против личности: убийство и пр.

6. Преступления против имущества:  разбой, грабеж и пр.

 

 Наказания (по Уложению о  наказаниях уголовных и исправительных 1845):

1. Уголовные (сопровождались лишением  всех прав состояния):

1.1. Смертная казнь (назначалась  только за политические преступления).

1.2. Каторжные работы (от 5 лет до пожизненных) с последующим поселением в Сибири.

1.3. Пожизненная ссылка в Сибирь.

1.4. Ссылка на Кавказ (назначалась  за религиозные преступления, не  назначалась военным).

2. Исправительные (сопровождались  лишением лишь некоторых прав  состояния):

2.1. Телесные наказания: битье  кнутом, клеймение.

2.2. Ссылка в Сибирь на определенный  срок.

2.3. Кратковременное заключение (в  крепости или тюрьме).

2.4. Штраф.

2.5. Кратковременный арест.

2.6. Выговор.

 

54. Правовое положение Финляндии  в составе Российской империи.

 Выборгская губерния была  присоединена к России еще  Петром I в результатеСеверной войны.  Остальная Финляндия на правах  великого княжества вошла в  состав России в 1809 после победоносного  завершения русско-шведской войны.  Тогда же к Финляндскому великому  княжеству была присоединена  Выборгская губерния. Всероссийский  император принял титул великого князя Финляндского и объединение России и Финляндии обрело форму личной унии.

 В Финляндии был создан  сословный (4-палатный) сейм. Финляндский  Сенат (как хотел М.М. Сперанский  для российского Сената) выполнял  не только судебные, но и правительственные  функции.

 Нужно отметить, что Конституция  Финляндии неоднократно нарушалась  российскими имперскими властями.

Вопрос 33

Уложение  о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.: общая характеристика и основные положения.

Данный свод норм уголовного и процессуального  права называют первым российским уголовным  кодексом. В нем еще содержались  казуальные нормы, было много

 противоречий, сохранялся сословный  подход к назначению наказаний.  В Уложении впервые присутствует  деление на Общую и Особенную  части, проводится различие между  преступ-

 лением и проступком. Уложение перечисляет основания, исключающие ответственность: случайность, ошибка, малолетство, сумасшествие, принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона. Субъективная сторона делится на умысел и неосторожность, близкие к современному пониманию. Устанавливаются виды соучастия: по предваритель-

 ному соглашению и без  такового, и разделяются роли  соучастников. Усложняется система  преступлений. По степени тяжести выделялись: преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, против собственности, семьи. Система наказаний также была сложной и делилась

 на наказания уголовные и  исправительные. К уголовным наказаниям  относились: лишение всех прав  состояния в совокупности либо  со смертной казнью, либо со  ссылкой на каторгу, либо со  ссылкой на поселение в Сибирь  или на Кавказ.

Лишение всех прав состояния означало лишение всех привилегий, имущества, прекращение супружеских и родительских прав. К исправительным наказаниям относились: ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение

 в тюрьму, крепость, арест, выговор  в присутствии суда, денежное  взыскание.

Дополнительные наказания назначались  в дополнение к основному наказанию (поражение в правах, конфискация, битье розгами). Процесс остается инквизиционным. С 1801 г. запрещается  пытка, но на практике она еще применяется.

 Следствие ведется полицией  и делится на предварительное и формальное. Надзорза следствием осуществляют прокуроры и стряпчие. По окончании следствия дело передается в суд, где рассматривается по собранным документам в форме доклада одним из членов суда без привлечения свидетелей и экспертов. Обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись ли к нему несанкционированные методы ведения следствия.

 Доказательства делились на совершенные (собственное признание, письменные доказательства, медицинское экспертное заключение) и несовершенные (улики,

 повальный обыск).

 

 Вопрос 34

Крестьянская  реформа 1861 г.: подготовка, организационно-правовое обеспечение и основные этапы. Уставная грамота. Выкупная сделка. Административно-территориальное  устройство крестьян

Причины проведения реформы:

поражение России в Крымской войне  показало необходимость срочных  и решительных изменений во всех сферах жизни общества; крепостное право тормозило развитие рынка;

 обострялась классовая борьба, усиливалось революционное движение.

 Для разработки проекта реформы  в 1857 г. был создан Негласный  комитет, который позже был  преобразован в Главный комитет  по крестьянскому делу. В губерниях  обсуждением проекта реформы  занимались дворянские комитеты, их предложения обрабатывали  редакционные комиссии (Я.И. Ростовцев). Текущую деятельность по подготовке  реформы возглавлял зам. министра  внутренних дел ИЛ. Милютин, ему помогал Ю.Ф. Самарин. 19 февраля 1861 г. Александр II утвердил ряд положений об отмене крепостного права и подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, на основании которого все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей (личную свободу, право заключать сделки, вести судебные дела, свободно заниматься ремеслом и торговлей, права собственника своего движимого и недвижимого имущества). Помещики лишались права продавать крестьян,

 

отдавать в услужение, переселять их. Статус крестьянина последовательно  менялся в ходе

 осуществления реформы: первоначально  помещик сохранял право собственности  на земли, полученные крестьянами  в результате реформы, за которые  последние несли оброк и барщину.  Эти крестьяне назывались временнообязанными  и фактически зависели от помещика. В разряд крестьян-собственников крестьяне могли перейти только после заключения выкупной сделки или выкупа земли. Условия выкупа были следующими: крестьяне выплачивали 25% выкупной суммы наличными, остальную сумму помещик получал из государственной казны, которую крестьянин обязан был погашать в течение 49 лет по 6% в год. Усадьба выкупалась без ограничений, аполевой надел — с согласия помещика и общины. В течение 9 лет с момента издания Манифеста крестьяне не имели права распоряжаться своим земельным наделом. В 1863 г. и 1866 г. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян.

Минусы реформы: сохранялись феодальные традиции (выкупалась не

 

земля, а личность крестьянина);

 

уменьшался земельный надел, ухудшалось его качество;

 

размер платежей был больше размера  оброка.

Плюсы реформы:

появлялись свободные рабочие  руки;

 стал развиваться внутренний  рынок;

 сельское хозяйство входит  в торговый капиталистический  оборот.

 

 Вопрос 35

Земская реформа 1864 г. и Городовая реформа 1870 г

Проведение крестьянской реформы  вызвало изменения и в системе  местного управления.

 Законодательной базой реформ  стали: Положение о губернских  и земских учреждениях 1864 г.  и Городовое положение 1870 г.  В компетенцию новых органов  местного управления

 

входило руководство всеми хозяйственными делами на

 

подведомственной территории.

 

Распорядительными органами земств, которые создавались на уровне губерний и уездов, являлись земские собрания, а исполнительными — земские  управы.

Данные органы являлись выборными, избирались сроком на 3 года. Выборы представителей (гласных) уездных земских собраний проходили по трем избирательным  куриям: 1) уездных землевладельцев (для участия требовался высокий  имущественный ценз, входили, в основном, дворяне);

2) городских обществ (участник  должен был иметь купеческое  свидетельство или предприятие,  имелся имущественный ценз);

3) сельской курии (имущественного  ценза не было, выборы проходили  по сложной системе: крестьяне  на волостном сходе избирали  выборщиков на собрание, на котором  избирались земские гласные). Уездные  земские собрания выбирали гласных  губернского уровня. Председатель  уездной управы утверждался на  должность губернатором, а председатель  губернской управы министром  внутренних дел. Земства имели  ограниченные полномочия, зависели  от правительственных органов.  Недостатком реформы было отсутствие  высшего координирующего органа  и низшего звена системы —  волостного земства. Однако реформа  носила буржуазный характер, внесла  значительный вклад в развитие  местного хозяйства и социальной  инфраструктуры. Городовое положение  сформировало органы городского  самоуправления: городское избирательное  собрание, городскую думу и городскую  управу. Выборы в городскую думу проходили на основе имущественного ценза, избирать могли плательщикигородских налогов и сборов, рабочие, мелкие служащие не имели избирательного права. Городские избиратели делились на три группы, каждая избирала треть представителей в городскую думу. Думу и управу возглавлял городской голова, которого утверждал в должности губернатор или министр внутренних дел. Дума и управа избирались на 4 года, каждые 2 года половина управы переизбиралась. Городской голова имел право приостанавливать решение управы.

 Разногласия между думой  и управой решал губернатор. Городские  органы управления зависели от  государственной власти, но помогали  развитию городов.

 

 Вопрос 36

Судебная  реформа 1864 г.: юридическое обеспечение, принципы устройства судебной системы  и судопроизводства. Мировая юстиция  и общие суды: состав и компетенция. Значение и роль суда присяжных в  судебной системе.

Судебная реформа 1864 г. Прежнее  судопроизводство характеризовалось  инквизиционной формой процесса, теорией  формальных доказательств, множественностью органов, обладающих судебными полномочиями, закрытостью судебного процесса, сословностью.

 

Правовую основу реформы составили  следующие акты: Учреждение судебных установлений, Устав

 

уголовного судопроизводства, Устав  гражданского

 

судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Реформа провозгласила следующие  принципы: независимость суда;

 

всесословность суда;

 устность и гласность судебного  процесса;

 равенство всех перед судом;

 несменяемость судей и следователей;

 рассмотрение дела с участием  присяжных заседателей;

 выборность судей и присяжных  заседателей;

 установление прокурорского  надзора;

 введение института присяжных  поверенных.

Суды делились на: общие (окружные суды, учреждаемые для нескольких

 

уездов, судебные палаты по гражданским  и уголовным

 

делам, в территорию деятельности которых входили несколько губерний или областей, и кассационные департаменты Сената по гражданским и уголовным  делам);

 

местные (волостные суды, мировые  судьи и съезды мировых судей).

 В результате реформы была  создана адвокатура- для защиты в уголовном процессе и представительства

 

по гражданским делам, и нотариат - для оформления и удостоверения  сделок.

 

Мировые судьи избирались органами местного управления на основе имущественного ценза, санкционировались губернатором и утверждались Сенатом. В их компетенцию входили незначительные уголовные и гражданские дела, которые рассматривались ими единолично, устно,публично, с возможным участием поверенных. Окружным судам были подсудны все уголовные дела, не входившие в компетенцию мировых судей, за исключением преступлений, наказывавшихся лишением или ограничением прав состояния, которые рассматривались с участием присяжных, и гражданские дела с ценой иска более 500 рублей.

Предварительное следствие проводили  судебные следователи, состоявшие при  окружных судах. Судьи назначались  императором по представлению министра юстиции.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"