23 апреля 1906 г. были изданы «Основные
государственные законы». Они
гласили: «Императору Всероссийскому
принадлежит верховная самодержавная
власть». Николай II очень неохотно
снял термин «неограниченная». Власть
управления также принадлежала
императору «во всем ее объеме»,
но законодательную власть император
осуществлял «в единении с
Государственным советом и Государственной
думой» и никакой новый закон
не мог быть принят без их
одобрения, и вступить силу
без одобрения императора.
Порядок выборов в первую
Думу определялся в законе
о выборах, изданном в декабре
1905. Согласно ему учреждались
четыре избирательные курии: землевладельческая,
городская, крестьянская и рабочая.
По рабочей курии к выборам
допускались лишь те рабочие,
которые были заняты на предприятиях
с числом работающих не менее
50. В результате сразу же избирательного
права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих.
В выборах не принимали участия
женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие,
ряд национальных меньшинств. Выборы
были многоступенчатыми выборщиков,
— депутатов избирали выборщики
от избирателей — двухстепенными,
а для рабочих и крестьян
трех- и четырехстепенными. Один выборщик
приходился в землевладельческой курии
на 2 тысячи избирателей, в городской —
на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей
— на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов
Думы в разное время колебалось от 480 до
525 человек. 23 апреля 1906 Николай II утвердил
Свод основных государственных законов,
который Дума могла изменить только по
инициативе самого царя. Согласно Своду
все принимаемые Думой законы подлежали
утверждению царем, вся исполнительная
власть в стране также по-прежнему подчинялась
царю. Царь назначал министров, единолично
руководил внешней политикой страны, ему
подчинялисьвооруженные силы, он объявлял
войну, заключал мир, мог вводить в любой
местности военное или чрезвычайное положение.
Более того, в Свод основных государственных
законов был внесен специальный параграф
87, который разрешал царю в перерывах между
сессиями Думы издавать новые законы только
от своего имени.
Положению о выборах в Государственную
Думу от 3 июня 1907, которые были изданы
императором Николаем Вторым одновременно
с роспуском Второй Государственной Думы.
Новый избирательный закон существенно
ограничивал избирательные права крестьян
и рабочих. Общее количество выборщиков
по крестьянской курии было сокращено
в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом,
имела лишь 22% от общего числа выборщиков
(против 41,4% по избирательному праву Положения
о выборах в Государственную Думу 1905 года).
Число выборщиков от рабочих составляло
2,3% от общего числа выборщиков. Значительные
изменения были внесены в порядок выборов
от Городской курии, которая была разделена
на 2 разряда: первый съезд городских избирателей
(крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков
и второй съезд городских избирателей
(мелкая буржуазия) получил лишь 11%. Первая
курия (съезд земледельцев) получила 49%
выборщиков (против 34% по положению 1905
года). Рабочие большинства губерний России
(за исключением 6) могли участвовать в
выборах только по второй городской курии
— как квартиронаниматели или в соответствии
с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907
предоставлял министру внутренних дел
право изменять границы избирательных
округов и на всех стадиях выборов делить
избирательные собрания на самостоятельные
отделения. Резко сократилось представительство
от национальных окраин. Например, от Польши
раньше избирали 37 депутатов, а теперь
14, от Кавказа раньше 29, теперь же только
10. Мусульманское население Казахстана
и Средней Азии вообще лишалось представительства.
Общее число депутатов Думы сокращалось
с 524 до 442. В выборах в Третью Думу
приняло участие всего 3 500 000 человек. 44%
депутатов были дворяне-помещики. Легальными
партиями после 1906 оставались: «Союз русского
народа», «Союз 17 октября» и Партия Мирного
обновления. Они и составили костяк III
Думы. Оппозиция была ослаблена и не мешала
П.Столыпину проводить реформы. В избранной
но новому избирательному закону Третьей
Думе существенно сократилось количество
оппозиционно настроенных депутатов,
и наоборот увеличилось число депутатов,
поддерживающих правительство и царскую
администрацию.
Вопрос 43
Изменения
в соц структуре российского общества
в начале 20в. Аграрная реформа Столыпина
П.А
Для марксистов анализ классовой структуры
пореформенной России был необходим,
прежде всего, для определения перспективразвития
оформляющихся классов, главным
образом рабочего. Теоретический
анализ этих проблем был предпринят
в книге В.И. Ленина <Развитие капитализма
в России>, написанной им в конце
XIX в. На основе огромного фактического
материала (данных земско-статистических
подворных переписей) Ленин показал,
что в социально-классовых отношениях
России происходят существенные изменения:
прежнее крестьянство не просто разрушается
— возникают совершенно новые социальные
группы в сельском населении, которые
характеризуются различной системой хозяйствования,
образом жизни, культурным и образовательным
уровнем и т.д. Аналогичные процессы происходят
и в промышленности: формируется новая
социально-профессиональная структура
населения России, четко прослеживаются
регионально-территориальные особенности
этих процессов [52]. Эта работа Ленина сохраняет
свою научную ценность в качестве серьезного,
кропотливого исследования социальных
процессов, рассматриваемых в рамках ясно
изложенной теоретико-социологической
концепции.
Позже В.И. Лениным было
дано наиболее полное в марксистской
социологии определение классов:
<Большие группы людей, различающиеся
по их месту в исторически
определенной системе общественного
производства, по их отношению
(большей частью закрепленному
и оформленному в законах) к
средствам производства, по их
роли в общественной организации
труда, а следовательно, по способам
получения и размерам той доли общественного
богатства, которой они располагают. Классы
— это такие группы людей, из которых одна
может себе присваивать труд другой, благодаря
различию их места в определенном укладе
общественного хозяйства> [51]. Классовая
дифференциация возникает в сфере производства
на основе общественного разделения труда
и частной собственности на средства производства.
Кроме того, ленинское определение класса
содержит в себе, наряду с общественно-экономическими
характеристиками, и ряд признаков, относящихся
к общественно-политическим аспектам,
а именно: классы формируют сознание о
своей исторической роли и свою идеологию
(от <класса — в себе> до <класса —
для себя>); политически организованы;
занимают различное положение в общественной
системе распределения социальной и политической
власти, что неизбежно ведет к классовой
борьбе.
Столы́пинская аграрная рефо́рма — реформа
крестьянского землевладения в России,
проходившая с 1906 по 1917 годы.
Названа по имени её инициатора
П. А. Столыпина. Разрешение выхода
из общины на хутора (указ от 9 ноября
1906), укрепление Крестьянского банка,
принудительное землеустройство
(законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911)
и усиление переселенческой политики
(перемещение сельского населения
центральных районов России на
постоянноежительство в малонаселенные
окраинные местности — Сибирь,
Дальний Восток и Степной край
как средство внутренней колонизации)
были направлены на ликвидацию
крестьянского малоземелья, интенсификацию
хозяйственной деятельности крестьянства
на основе частной собственности
на землю, увеличение товарности
крестьянского хозяйства.
Основные цели реформы
Укрепление социальной базы.
Отменив оставшиеся выкупные платежи,
дать возможность всем крестьянам свободно
выходить из общины и закреплять за
собой надельную землю в наследуемую
частную собственность. В результате
должен был быть решен извечный для
России аграрный вопрос, причем мирно
и эволюционно. Так многие помещики
уже продавали земли, а Крестьянский
банк их покупал и продавал на условиях
льготного кредитования желающим крестьянам.
«Разбавление» национальных границ империи.
Освоение и постепенное «обжитие»
новых земель.
Отвлечение крестьян от вопроса
о помещичьей земле.
Результаты,оценки
Подъём экономики
Сельское хозяйство приобрело
устойчивый характер
Увеличилась покупательная способность
населения
Увеличилось валютное поступление, связанное
с вывозом зерна
Хуторское хозяйство завело лишь 10%
хозяйств
Зажиточные крестьяне чаще выходили
из общины, чем бедняки
20% крестьян, взявшие ссуды, разорились
16% переселенцев вернулись обратно
Ускорилось расслоение
Правительство не удовлетворило нужды
крестьян в земле
В. Ленин считал, что самодержавие
лишь сделало определенные шаги в
сторону буржуазной монархии: «…столыпинская
аграрная политика знаменуют новый
этап в разложении старого полупатриархального,
полукрепостнического царизма, новый
шаг по пути превращения его в
буржуазную монархию» (Ленин В. И. Полн.
собр. соч. Т. 17. С. 358.)
Один из первых русских
марксистов, П. Б. Струве, считал,
что несмотря ни на что аграрная
реформа имела большое значение
для России: «Как бы ни относиться
к аграрной политике Столыпина
— можно ее принимать как
величайшее зло, можно ее благословлять
как благодетельную хирургическую
операцию, — этой политикой он
совершил огромный сдвиг в русской жизни.
И — сдвиг поистине революционный и по
существу, и формально. Ибо не может быть
никакого сомнения, что с аграрной реформой,
ликвидировавшей общину, по значению в
экономическом развитии России в один
ряд могут быть поставлены лишь освобождение
крестьян и проведение железных дорог».
Столыпинская реформа не
случайно носила название аграрной.
Она имела несистемный характер, видоизменяя
лишь характер сельских общественных
отношений. Создание новых рабочих мест
в городах, куда выкидывались массы крестьян,
разорившихся в результате развития в
деревне рыночных отношений, планамиСтолыпина
не предусматривалось. Численность городского
населения начала быстро расти за счет
низов, пополнявшихся малоквалифицированной
полуграмотной или вовсе неграмотной
люмпенизированной сельской беднотой,
которая служила питательной средой для
оппозиционных настроений. Даже случайное
ухудшение экономического положения массы
людей, перебивающихся случайными заработками,
могло привести к революционному возмущению.
Столыпинская реформа была чревата социальным
взрывом, проложив магистральный путь
к победе большевиков в 1917 году
Вопрос 44
Изменения
в гос аппарате и праве в годы первой
мировой войны
На съезде представителей промышленности
и торговли в мае 1915 г. впервые
была сформулирована идея о создании
военно-промышленных комитетов, целями
которых были и организация экономики,
и участие в управлении государственной
политикой. В функции военно-промышленных
комитетов входит посредничество между
казной и промышленностью, распределение
военных заказов, регулирование
сырьевого рынка и снабжение
предприятий сырьем, регулирование
внешней торговли (закупок), нормирование
цен на сырье.При военно-промышленных
комитетах создавались рабочие группы,
примирительные камеры и биржи труда.
Эти органы брали на себя задачи улаживания
конфликтов между рабочими и предпринимателями.Для
координации работы отдельных ведомств
с лета 1916 г. начинают создаваться особые
совещания по обороне. Состав этих органов
«определялся Государственной думой и
утверждался императором. В задачи новых
органов входило: требовать от частных
предприятий принятия военных заказов
(преимущественно перед другими) и отчетов
по их выполнению; отстранять директоров
и управляющих государственных и частных
предприятий; ревизовать торговые и промышленные
предприятия всех видов и секторов.Особые
совещания по продовольствию проводили
проверку наличия продуктов и в случае
необходимости их реквизицию.Особые совещания
по перевозкам устанавливали порядок
принудительного пользования транспортом
и помещениями в государственных и общественных
целях.Отдельные одноотраслевые предприятия
могли объединяться в заводские совещания.Осенью
1916 г. параллельно с государственно-промышленными
органами стали создаваться общественные
организации, объединившиеся в Союз земств
и городов (Земгор). Своей задачей они ставили
оказание помощи раненым (организация
госпиталей, поставка медикаментов, подготовка
медперсонала), распределение заказов
мелким предприятиям.Действующие в промышленности
тресты и синдикаты оказывали сильное
влияние на экономическую политику: ими
было отвергнуто предложение Министерства
финансов о введении налога на прибыль,
они подчинили себе деятельность центральноговоенно-промышленного
комитета, отдельных военно-промышленных
комитетов и Земгора.Одним из главных
направлений регулирования экономики
была борьба с дороговизной и дефицитом
продовольствия. По действующему законодательству
таксы на сырье и продовольствие могли
устанавливаться городскими управами.
Поскольку производство находилось в
частных руках, государство не могло регулировать
рынок методом «товарных интервенций».
У него не было ни запасов продовольствия,
ни разветвленного аппарата, поэтому оставался
лишь метод репрессии, «административно-командный».
При таксировке цены устанавливались
государством не на основе себестоимости
продукции, а с учетом рыночных цен. Фиксированные
цены устанавливались в местных пределах
(губернии и города) и способствовали деформированию
рынка. Твердые цены устанавливались особыми
совещаниями и в отличие от такс вводились
законодательным путем и во всероссийском
масштабе.Февральским указом 1915 г. командующим
войсками предоставлялось право запрещать
вывоз из вверенного им района продовольственных
запасов, устанавливать фиксированные
цены и осуществлять меры по реквизиции
(когда товаровладельцы отказывались
продавать по установленным ценам).В мае
1915г. создается Главный продовольственный
комитет, в компетенцию которого входили
требования сведений о запасах продовольствия
от всех учреждений и лиц, установление
плана перевозок продовольствия и заготовительная
деятельность.В ноябре 1916 г. принимается
постановление о введении продовольственной
разверстки, устанавливаемой уполномоченными
особых совещаний или земской управой.
Расчет за изымаемые продукты производился
в твердых ценах, в случае отказа назначалась
реквизиция по ценам на 15% ниже твердых.
Устанавливалась карточная система для
населения: продукты продавались несколько
раз в неделю, ограничивался отпуск товара
в одни руки, карточки лимитировались.
Начало первой мировой войны было встречено
демонстрацией единения большинства Думы
с правительством. Трудности военного
времени и поражения русской армии обусловили
раскол этого единства. Летом 1915 г. звучала
резкая критика действий правительства
и выдвигалось требование создать Министерство
общественного доверия, ответственное
перед Думой. В ответ на эти требования
производилась частая смена министров
и премьер-министров. В августе 1915 г. император
принял на себя верховное командование
армией и переехал в ставку главнокомандующего
в Могилев.В августе 1915 г. в Думе образовался
Прогрессивный блок, в который вошли три
четверти ее депутатов. Программа блока
требовала создания Министерства общественного
доверия, проведения ряда реформ и политической
амнистии.В январе 1916 г. председателя Совета
Министров Горемыкина сменяетШтюрмер,
в ноябре Штюрмера сменяет Трепов, Трепова
— Голицын. Оппозиция требует ухода и
этого правительства в отставку.В декабре
1916 г. правительство начало наступление
на политическую оппозицию: прерывается
заседание Государственной думы, запрещается
деятельность Земгора, проводятся аресты
рабочих групп военно-промышленных комитетов,
члены которых обвинялись в саботаже.
В свою очередь, оппозиционная буржуазия
начинает все активнее проникать в военно-промышленные
органы, различного рода союзы и общественные
организации, активизируется «прогрессивный
блок» в Думе.
Вопрос
45
Февральская
революция 1917г двоевластие и его
сущность. Временное правительство
и его законодательная деятельность.
Петроградский совет. Приказ Петроградского
совета номер 1 от 1 марта 1917г
Реформы государственного строя,
организация центрального государственного
аппарата и местных органов
власти и управления в России
в межреволюционный период (февраль-октябрь
1917 г.).
Важнейшим фактором, влиявшим на развитие
событий в России с Февраля 1917
г., являлась деятельность первого состава
Временного правительства во главе
с князем Г.Е. Львовым. В соответствии
со своей Декларацией и опираясь
на завоевания Февраля оно осуществило
ряд демократических преобразований.
Был принят закон о свободе собраний и
союзов, упразднены цензура и другие репрессивные
органы царского режима (полиция, жандармерия,
каторга и т.д.). Вместо департамента полиции
создано Главное управление по делам милиции.
Реорганизованы структуры и руководящий
состав других государственных органов.
Объявлена политическая амнистия. В то
же время был санкционирован арест Николая
II, а также его министров и других представителей
прежней администрации.
По закону от 8 марта 1917 г.
Совет министров и его канцелярия
переименовывались во Временное
правительство и его канцелярию.
Министерство императорского двора
и уделов было упразднено. При
Министерстве внутренних дел
во второй половине марта для
руководства деятельностью комиссаров
Временного правительства образуется
Отдел по делам местного управления.
При Временном правительстве
было создано также Юридическое
совещание, на которое возлагалась
обязанность давать «предварительные
юридические заключения» на мероприятия
правительства.
В апреле 1917 г. возник правительственный
кризис, в мае было сформировано
первое коалиционное правительство,
которое по-прежнему возглавлял
князь Г.Е. Львов. Новое правительство
провело реорганизацию государственных
органов власти. На базе отдела
труда Министерства торговли
и промышленности создаются Министерство
труда и Министерство почт
и телеграфов. С целью оказания
помощи семьям убитых и искалеченныхна
войне было образовано Министерство
государственного призрения. В
конце июня при Временном правительстве
учреждаются Экономический совет
для выработки «общего плана
организации народного хозяйства
и труда», а также Главный экономический
совет «для проведения отдельными
ведомствами и учреждениями всех
мероприятий по регулированию
хозяйственной жизни страны».
В конце марта было образовано
Особое совещание по подготовке
закона о выборах в Учредительное
собрание.