Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:25, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет и метод ИОГП ее место в системе наук. Задачи по изучению курса.
Вопрос 2 Особенности становления институтов гос-ва и прва у народов нашей страны в период древн мира: госсударственного образования закавказья северного причерноморья средней азии. Тюрский и хазарский каганаты булгарское царство.
Вопрос 3 Восточные славяне в прегосударственный период: социально-экономический уклад, особенности организации общественной власти, ппротогосударства.
Вопрос 54 1я Советская Конституция 1918г : подготовка и основные положения.

Файлы: 1 файл

IOGP_ekzamen (1).docx

— 425.63 Кб (Скачать файл)

 Курс на активное стимулирование  экспорта хлеба, взятый с конца  1880-х годов российским правительством, явился еще одним фактором ухудшившим продовольственное положение крестьянства. Лозунг «не доедим, но вывезем», выдвинутый министром финансов Вышнеградским, отражал стремление правительства поддерживать экспорт хлеба любой ценой, даже в условиях внутреннего неурожая. Это было одной из причин, приведших к голоду 1891—1892 года. Начиная с голода 1891 г. кризис сельского хозяйства все больше признавался как затяжной и глубокий недуг всей экономики Центральной России.[5].

 Постоянное снижение размеров  земельных наделов («малоземелье»)  привели к тому, что общим лозунгом  российского крестьянства в революции  1905 года было требование земли,  за счет перераспределения в  пользу крестьянских общин частновладельческой  (в первую очередь помещичьей) земли.

 Промышленные рабочие

 К XX веку существовал уже  настоящий промышленный пролетариат,  но положение его было примерно  таким, в каком находился в  ряде других европейских стран  пролетариат в первой половине XIX: тяжелейшие условия труда, 12-часовой  рабочий день (к 1897 г. ограничили  до 11,5[10]), отсутствие социального  обеспечения в случае болезни,  увечья, старости.

1900—1904: Нарастание кризиса

 Экономический кризис 1900—1903 обострил  все социально-политические проблемы  страны; общий кризис также усугублялся  аграрным кризисом, охватившим важнейшие  земледельческие районы.

 Поражение в русско-японской  войне показало острейшую необходимость  реформ. Отказ власти от каких-либо  положительных решений в этом  направлении также стал одной  из причин начала Первой Русской Революции 1905—1907 годов.

 

 По примеру ивановцев, рабочие  других городов, а следом крестьяне,  солдаты стали создавать свои  Советы, избиравшиеся открытым или  тайным голосованием на митингах  и собраниях. Основной избирательной  единицей Советов становились  коллективы фабрики, завода, колхоза,  казачьей станицы, воинской части,  то есть общности людей, объединенных  общим делом. Депутатами в них  могли избираться и те, кто  никогда не мог попасть в  состав официальной администрации  — женщины, представители не  титульных наций, члены любых  партий. Кандидатуры прилюдно обсуждались,  депутатам давались «наказы», за  невыполнение которых их отзывали. В рамках избранных советов  могли создаваться комиссии (финансовые, продовольственные, судебно-следственные), а также народные суды. Высшими  органами советов обычно становились  президиумы или исполкомы, в  которых основной костяк составляли  социалисты — социал-демократы  и эсеры, среди которых были  иразделявшие большевистские взгляды,  выраженные В.И.Лениным: «Советы  — не рабочий парламент и  не орган пролетарского самоуправления, а боевая организация для достижения  определенных целей». Действуя как  такие «боевые организации», Советы  организовывали вооруженные выступления  и восстания против самодержавия, закупали оружие, формировали боевые  дружины, устанавливали связи  с солдатами воинских частей. Ряд городов революционной России  благодаря Советам смог объявить  себя «республиками» (Новороссийская, Красноярская, Люботинская, Рузаевская, Чиатурская и др.) и даже ненадолго  ввести внутри контролируемой  ими территории некоторые демократические  свободы (слова, собраний, союзов) и 8-часовой рабочий день.

 

 

  Вопрос 40

Высочайший  Манифест Об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября

 

1905. Был разработан Сергеем Витте  по поручению Императора Николая  II в связи с непрекращающейся  «смутою». В октябре в Москве  началась забастовка, которая охватила  всю страну и переросла во  Всероссийскую октябрьскую политическую  стачку. 12—18 октября в различных  отраслях промышленности бастовало  свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

 На обязанность правительства  возлагаем мы выполнение непреклонной  нашей воли:

 

1. Даровать населению незыблемые  основы гражданской свободы на  началах действительной неприкосновенности  личности, свободы совести, слова,  собраний и союзов.

 

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и

 

3. Установить как незыблемое  правило, чтобы никакой закон  не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

 

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед

 Родиною, помочь прекращению  сей неслыханной смуты и вместе  с нами

 напрячь все силы к восстановлению  тишины и мира на родной  земле.

 Прежде всего, Манифест 17 октября  1905 года обозначил основные права  и свободы человека и гражданина, которые были более подробно  рассмотрены вСводе основных  государственных законов. Это  был значимый шаг к развитию  принципов конституционизма встране.

 Кроме того, в Манифесте нашли  свое отражение основы государственного  устройства, основы формирования  и деятельности Государственной  Думы иПравительства, которые также  получили свое развитие в Своде.

 Свод, в свою очередь охватил  более широкий круг вопросов. Кроме указанных вопросов, в данном  нормативном правовом акте нашли  свое отражение такие важнейшие  вопросы, как вопрос о государственной  власти, законодательной инициативе  и законодательном процессе в  целом, о положении данного  Свода в законодательной системе,  которая существовала в тот  период, и многое другое[5].

 Существенный правовой признак  конституционных законов заключается  исключительно в том, что они  обладают повышенной формальной  силой. В тех государствах, в  которых нет особых сложных  форм для пересмотра и изменения  их конституций, последние на  практике не имеют юридического  значения.Поэтому те государства, которые не знают формальных различий между разного рода законами, являются гораздо более последовательными, когда они отвергают объединение законодательных определений под названием конституции. И в таких государствах существует ряд основных институтов, которые в силу исторических, политических и социальных условий обладают гораздо большей устойчивостью, чем другие учреждения. «Права короны и ее отношение к палатам, состав последних, полномочия министров и т.д. вовсе не подвержены большим изменениям в этих государствах, чем в тех государствах, которые управляются на основании конституционных хартий»[6].

 

 Вопрос 41

Основные  гос законы Российской Империи в  редакции 23 апреля 1906г : форма правления, порядок законодательства, права и обязанности подданных

За несколько дней до открытия первой Думы, 23 апреля 1906 г., Николай II утвердил текст редакции Основных государственных  законов Российской империи. Такая  поспешность была связана со стремлением  не допустить их обсуждения в Думе, дабы последняя не превратилась в  Учредительное собрание. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный  язык, существо верховной власти, порядок  законодательства, принципы организации  и деятельности центральных государственных  учреждений, права и обязанности  российских подданных, положение православной церкви и др.

 В первой главе основных  законов раскрывалось существо  «верховной самодержавной власти».  До последнего момента Николай  II сопротивлялся изъятию из текста  положения о неограниченной власти  монарха в России. В окончательной  редакции статья об объеме  царской власти была сформулирована  следующим образом: «Императору  Всероссийскому принадлежит Верховная  Самодержавная власть…» Отныне  российский император должен  был делитьзаконодательную власть  с Думой и Государственным  Советом. Однако прерогативы монарха  остались весьма широкими: ему  принадлежал «почин по всем  предметам законодательства» (только  по его инициативе могли быть  пересмотрены Основные государственные  законы), он утверждал законы, назначал  и увольнял высших сановников, руководил внешней политикой,  провозглашался «державным вождем  российской армии и флота», наделялся  исключительным правом чеканки  монеты, от его имени объявлялась  война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство.

 В девятой главе, устанавливавшей  порядок принятия законов, определялось, что «никакой новый закон не  может последовать без одобрения  Государственного Совета и Государственной  Думы и воспринять силу без  утверждения Государем Императором». Законопроекты, не принятые обеими  палатами, считались отклоненными. Законопроекты, отклоненные одной  из палат, могли быть вновь  внесены на ее рассмотрение  только с разрешения императора. Законопроекты, неутвержденные императором,  могли быть вновь рассмотрены  не ранее следующей сессии.

 Предусматривался и иной  вариант принятия законов, базировавшийся  на принципе «делегированного  законодательства»:

«Во время прекращения занятий  Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость  в такой мере, которая требует  обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о  ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить  изменения ни в Основные Государственные  Законы, ни в Учреждение Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах  в Совет или Думу. Действие такой  меры прекращается, если подлежащим министром  или Главноуправляющим отдельною  частью не будет внесен в Государственную  Думу в течение первых двух месяцев  после возобновления занятий  Думы соответствующий мере законопроект, или его не примут Государственная  Дума или Государственный Совет».

 

Основные государственные законы заложили основы новой политической системы, впоследствии получившей название третьеиюньской монархии. Сами Основные законы выделялись особой юридической  силой. Для их изменения устанавливался особый порядок, они могли быть пересмотрены только по инициативе императора, в  текст законов нельзя было внести коррективы в порядке чрезвычайного  законодательства. Законы утверждали основы правового положения подданных, регулировали порядок образования, построения и деятельности государственных  органов, служили базой для текущего законодательства. Основные государственные  законы 1906 г. являлись конституцией. Таковыми они рассматривались как представителями  власти, так и либеральными историками государственного права.Основные законы отличались и неясностью формулировок в отношении ряда норм, регламентировавших деятельность Государственной Думы. Текст основных законов был крайне неопределенен в трактовке понятия сессии. Например, говорилось о том, что «продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами Государя Императора». Без ответа оставался вопрос о том, сколько может быть сессий в течение года. И краткосрочные, и длительные перерывы в деятельности Думы объявлялись указами императора в одних и тех же выражениях. Упущена была в Основных законах и норма, регулировавшая порядок прекращения деятельности Думы в связи с истечением пятилетнего срока ее полномочий. Неурегулированным законодательством остался и вопрос о преемственности законодательных работ различных созывов Думы.

 Конечно, противоречия и недостатки  Основных государственных законов  Российской империи 1906 г. были  порождены не только «ограничительной  тенденцией», но и новизной  проблем, с которыми

 столкнулась политическая элита,  и вынужденной поспешностью, с  которой проводились преобразования.

 Таким образом, можно сделать  выводы, что в России установилась  дуалистическая монархия. Характерным  признаком такой формы в России  являлось незавершенное разделение  властей, порождавшее синтез элементов  абсолютной и конституционной  монархии, при явном преобладании  первых.

 

 

  Вопрос 42

Гос Дума в  начале 20в : история создания, порядок формирования и компетенции. Характеристика избирательных законов от 6 августа и 11 декабря 1905г 3 июня 1907г

1 декабря 1905 г. во время вооруженного  восстания в Москве, издается  указ «Об изменении положения  о выборах в Государственную  думу», которым значительно расширяется  круг избирателей. Практически  все мужское население страны  в возрасте старше 25 лет, кроме  солдат, студентов, поденных рабочих  и части кочевников, получило  избирательные права. Право выборов  не было прямым и оставалось  неравным для избирателей разных  категорий (курий).

 Депутаты избирались избирательными  собраниями, состоящими из выборщиков  от каждой губернии и ряда  крупных городов. Выборщики избирались  четырьмя отдельными куриями  избирателей: землевладельцами, городскими  жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным  цензом (150 десятин) непосредственно  участвовали в уездных съездах  землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд  по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов  голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания; крупные  города имели собственные избирательные  собрания, наравне с губернскими.

Крестьянские

 

выборы были четырехстепенными: сначала  выбирали представителей на волостной  сход, затем — на уездный съезд  уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики  на избирательное собрание губерний или крупного города.

 Представительство от горожан  и рабочих было трехступенчатым. 20 февраля 1906 г. вышло «Учреждение  Государственной думы», в котором  определялось ее компетенция:  предварительная разработка и  обсуждение законодательных предложений,  утверждение государственного бюджета,  обсуждение вопросов о строительстве  железных дорог и учреждение  акционерных обществ.Одновременно с «Учреждением» было принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"